Кремль приближает мэров к народу: так их проще уволить
На модерации
Отложенный
Жители Орла очень давно не видели своего мэра Александра Касьянова. Год назад его обвинили в том, что он не заплатил налоги - давно, до того, как его выбрали мэром города. Прошлым летом Касьянов взял отпуск за свой счет и уехал. В октябре его объявили в розыск. В феврале сняли с работы орловского губернатора Егора Строева, а в марте Касьянов явился в Новочебоксарский городской суд, утверждая, что невиновен. Видимо, он ошибся в расчетах: его сразу арестовали и теперь судят. Уходить из мэров Касьянов все равно отказался, но и это уже не проблема. Не дожидаясь решения суда, его снимут депутаты горсовета. Раньше это было невозможно, а теперь - пожалуйста.
Так сложилось, что в России у сотен градоначальников проблемы с законом, и чем дальше, тем активнее их преследуют. Только в прошлом году Генпрокуратура возбудила уголовные дела на 248 мэров. Сами мэры обычно кивают на политику: утверждают, что их за нелояльность преследуют губернаторы. Губернаторы обычно говорят, что дело не в них, а в том, что мэры воруют. Кремль и Дума уже пытались идти губернаторам навстречу и дать им возможность назначать и снимать мэров, но всякий раз останавливались: Конституция и ратифицированные Россией европейские документы гарантируют, что местное самоуправление не входит в систему власти, и не позволяют контролировать мэров сверху.
И вот в борьбе с мэрами сделан еще один шаг вперед. С прошлой недели вступил в силу закон, позволяющий губернатору и депутатам горсовета ставить вопрос об отставке мэра, если тот больше трех месяцев отсутствует на работе или неправильно тратит деньги. Президент Медведев еще в прошлом ноябре сказал в своем послании, что надо повысить ответственность муниципальной власти. Так и сделали. Теперь приблизят мэров к народу, объясняли в Думе. Какое же это местное самоуправление, если губернатор может снять мэра, возражали эксперты из-за границы.
ОДИН ЗА ДРУГИМ
Сначала мэр Архангельска Александр Донской объявил, что будет баллотироваться в президенты, потом областная прокуратура обвинила его в подделке диплома, а затем Владимир Путин объяснял на пресс-конференции, что Донской, вероятно, поссорился с губернатором Николаем Киселевым. После того как появилось видео, на котором похожий на Киселева человек берет пинцетом со стола деньги, его самого из губернаторов отправили в Совет Федерации.
У мэров Владивостока отношения с правоохранительными органами не складывались хронически. Виктора Черепкова и Владимира Николаева с мэров снимали по суду, мэру Юрию Копылову дали четыре года условно уже после того, как он снял свою кандидатуру с повторных выборов. Мэр Твери Олег Лебедев на прошлой неделе вышел условно-досрочно. Два года назад мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин вместе со «Справедливой Россией» отправил «Единую Россию» в нокаут на выборах в заксобрание и уже нацелился в губернаторы. Но уже очень скоро, перед выборами в Думу, его обвинили в махинациях с недвижимостью, разыскивал Интерпол и нашел в прошлом году в Австрии.
Незадолго до этого Дума уже готовилась принять закон, отменяющий выборы мэров областных столиц, но Кремль вдруг развернулся и эту идею не поддержал. В нестоличных городах тем временем были такие же проблемы: мэры ссорились - сначала с губернаторами, потом с прокурорами. Журналисты Рыбинска Ярославской области не удивились, когда летом позапрошлого года мэра Евгения Сдвижкова задержали при получении взятки - он был в ссоре с губернатором Анатолием Лисицыным. Правда, еще вспоминали, что Рыбинск «бандитский город».
ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ
Новый закон - как раз для городов типа Рыбинска, объясняют чиновники. «Скорее всего, в крупных городах схема снятия мэров пока применяться не будет, - уверен глава профильного комитета Совета Федерации Степан Киричук. - Есть опасения, что возникнет ситуация для применения этого закона в небольших городах». Новая процедура такова, что окончательное решение снять мэра - если есть основания - принимает двумя третями голосов городской совет.
Мэры же областных столиц обычно «дружат с местными депутатами», объясняет Вячеслав Тимченко, глава думского комитета по местному самоуправлению.
Один из депутатов приводит в пример Хабаровск: там на выборах в горсовет губернатор Виктор Ишаев смог провести в депутаты только трех близких к нему людей. А остальные 29 против мэра не пошли бы.
А вот в городах второго ряда большое поле для работы, подтверждает источник в Совете Федерации: Ковров во Владимирской области, Мытищи, Химки, Одинцово в Подмосковье, Обнинск под Калугой, Балтийск в Калининграде и т. д. Депутаты горсовета Коврова, например, на прошлой неделе прислали в Думу жалобу, что мэр Ирина Табацкова распределяет городскую собственность в своих интересах. В средних городах конкуренция в политике и бизнесе обычно выше, в горсоветах больше мелких фракций, и избранному мэру будет труднее выстроить оборону, подводит итог политолог Александр Кынев.
«Нецелевое расходование бюджетных средств - самая вероятная статья, к которой будут апеллировать депутаты и губернатор», - говорит сенатор Киричук. Сам он проработал мэром Тюмени 15 лет и ничего предосудительного в новом законе не видит. Мэра Орла Касьянова, впрочем, будут снимать за длительное отсутствие на рабочем месте. «Его давно нет на работе, - объясняет депутат горсовета Орла Михаил Вдовин. - А губернатор четко сказал: осенью должны пройти новые выборы». В небольших и средних городах новый закон породит новую волну конфликтов, предполагает Кынев.
УКРЕПИТЬ ЗВЕНО
Раньше избранного главу города можно было уволить только по решению суда или с помощью референдума. Решения суда жди и жди: «Суды у нас тянутся бесконечно, а мэры остаются на своем месте», - жалуется депутат Тимченко. С референдумом тоже сложности: нужно, чтобы явка составила 50% и чтобы половина пришедших проголосовала за отставку. Это практически нереально: на муниципальных выборах явка выше 30% - большая редкость.
Теперь снимать мэров будет попроще. А в крупных городах, где мэры контролируют горсоветы, им все равно будет уже не так охота идти на конфликт с Москвой или с губернатором. В том числе и на выборах. Главная и не скрываемая цель проекта - еще больше усилить контроль над органами местного самоуправления, укрепить их как звено единой исполнительной вертикали, говорит политолог Кынев. Тем более что «Единая Россия» провалила муниципальную повестку на выборах в марте, добавляет политолог Ростислав Туровский. Действительно, «Единая Россия» стала терять позиции в столицах регионов и небольших городах по всей стране.
До 1 июня полпреды должны собрать с губернаторов отчеты о состоянии ЖКХ, дорог, бюджетов в областных столицах, говорит источник в президентской администрации, и оценить риски банкротств муниципалитетов. На мэров областных столиц полпреды якобы должны прислать «объективки». Полпреды и так регулярно шлют отчеты, возражают в полпредстве Уральского округа. Да, но теперь отдельная страница в таком отчете будет посвящена положению дел в столице региона, говорит кремлевский источник.
С одной стороны, рутинная для кризисных времен профилактическая работа, с другой - Кремль таким образом проведет инвентаризацию: где какие есть основания для давления. Следующие выборы в октябре обещают быть напряженными, особенно если в регионах в полной мере наступит бюджетный голод и Кремлю с губернаторами будут нужны рычаги влияния на местное самоуправление. Одновременно Кремль активно внедряет партийные выборы на муниципальном уровне, встраивая таким образом местных депутатов в партийную вертикаль.
Большого количества снятий не будет, уверен политолог Кынев. В Думе говорят, что в Кремле пока нет четкого понимания, как будет устроена технология отзыва. В марте, когда на выборах в Смоленске неожиданно победил 35-летний производитель плитки и линолеума Эдуард Качановский, федеральное руководство вынесло губернатору Сергею Антуфьеву предупреждение. Теперь местные депутаты требуют отменить результаты выборов под тем предлогом, что Качановский после избрания сохранил статус предпринимателя. Качановского пока нельзя обвинить ни в длительном отсутствии на работе, ни в растрате бюджетных средств.
Комментарии