Судный день российской бюрократии

На модерации Отложенный

В энциклопедиях, повествующих о народных волнениях в России, Пикалевская стачка, безусловно, займет свое место. Событие, что ни говори, масштабное. Перекрыта федеральная трасса: магистраль A-114 Вологда - Новая Ладога (Петербург). Пробка, по свидетельствам очевидцев, растянулась на 400 километров. Рискнувших прорваться через кордон пытались избить. Спасли работники ГИБДД.

Интервью, взятые у водителей, стоящих на обочине большегрузных фур, свидетельствуют, что понимание и солидарность существуют: «Если уже народ трассу перекрыл - значит довели».

Но это - понимание одних потерпевших другими.

С властью дело обстоит иначе. Вот два разных лица губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. Одно - в противостоянии стачечникам: «Кто тут помирает? Подойдите ко мне!» Голос у чиновника уверенный и начальственный. Вот другой Сердюков - на приеме у президента: «Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить, дней за десять исправим ситуацию». Голос робкий. Стать и прыть поубавились. Это - тоже деталь характерная. Видно, кто тут у кого работник, а кто работодатель. Это не то государство, которое нанято своими гражданами для защиты своих интересов. Это государство, в котором один чиновник назначает другого и требует безусловного повиновения. В просторечии это называется «вертикаль власти»: самая бездейственная из существующих форм государственного устройства.

Но - хватит об очевидном. Куда важнее сейчас понять, что может сделать власть, что она должна сделать. И куда выведет эта, увы, кривая.

Одним из требований стачечников была встреча с Путиным.

Не то народ верит, что «вот приедет барин, барин нас рассудит», не то хочет видеть своих героев. Лучше бы - последний вариант. Потому что разговор по душам с властью, не способной справиться с ситуацией, - это всегда лучше, чем бесплодные надежды.

И тогда это будет судный день. Может быть, даже начало конца. Потому что когда-то это должно произойти: завершение очередного витка «суверенного» пути. Ибо не соответствующая требованиям времени организация государства должна быть отвергнута. На то и кризис, чтобы содрать глянцевое вранье и обнажить «картонную дурилку». На то и «момент истины», состоящий в «нежелании низов и неспособности верхов». Пока - это стачка. Потому что требования - экономические, а у власти хватает сил не применять силу. Но когда народ просит барина самолично явиться и рассказать, как он будет спасать голодающих и замерзающих, - тут уже недалеко до требований политических. Потому как мы понимаем, что барин - сам заложник им созданной системы «коррупционной вертикали», которая по сути своей совершенно недееспособна. Она может только симулировать деятельность, когда ей дают «подышать из нефтяной или газовой трубы». И не более того.

Не позавидуешь барину. Несмотря на то что он все же решился приехать в Пикалево, нет никаких сомнений, что это будет не последняя поездка усталого премьера. Однако повторить ситуацию 2005 года, когда огромным количеством денег удалось погасить массовые выступления пенсионеров, в нынешних условиях не удастся.