Откуда у ГАЗа деньги

На модерации Отложенный

На российском автомобильном рынке царит смятение. Производители и продавцы, покупатели и аналитики задаются вопросом о том, почему российский Сбербанк совместно с почти обанкротившимся автомобильным концерном «ГАЗ» купили долю в компании Opel. «Глупость какая-то. Откуда у ГАЗа деньги?»,— возмущается один из блоггеров на интернет-сайте Cardriver.

Финансово-экономическая газета «Ведомости» тоже удивляется: «Сделке, в которой с российской стороны в качестве «индустриального партнера» выступает еще ГАЗ, нелегко найти коммерческое объяснение».

Представители Сбербанка и ГАЗа до сих пор весьма скупо комментировали эту сделку. Большинство наблюдателей предполагают, что Сбербанк приобрел 35 процентов акций Opel, чтобы открыть группе ГАЗ доступ к палитре продуктов немецкого автопроизводителя.

ГАЗ купил конвейер у Chrysler и производит на нем автомобили модели «Волга-Siber», которые неконкурентоспособны на рынке»,— отметил аналитик инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын в интервью газете Frankfurter Rundschau. «Вполне целесообразно в будущем производить там модели Opel». Однако Козицын, как и другие аналитики, предполагает, что в техническом плане потребуется два-три года для того, чтобы ГАЗ перевел свои производственные линии на сборку автомобилей Opel.

До тех пор многое может произойти. Над предприятием в Нижнем Новгороде нависла угроза банкротства. В первом квартале 2009 года продажи концерна, который производит, в основном, грузовые автомобили и автобусы, упали на 60 процентов и составили 12 870 автомобилей.

Большая часть конвейеров простаивает, и в июле, по данным представителей работников предприятия, должны быть уволены более 6000 из 50 000 его сотрудников. ГАЗ задолжал около миллиарда евро, в марте миллиардер Владимир Лисин, занимающийся металлургической отраслью,— один из самых известных кредиторов ГАЗа — потребовал начать процедуру банкротства концерна.

«Для ГАЗа ввязываться в проект по Opel сейчас — безумие»,— заявила информационному агентству «Росбалт» аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Однако в этой сделке ГАЗ — лишь второстепенный игрок. А Сбербанк, который, по информации из внутренних источников, долгое время сопротивлялся покупке акций Opel, по-видимому, играет роль простого кассира в этой сделке, как иронизирует радио «Свобода». «Если Вы хотите узнать о стратегии, которая за этим стоит, Вам лучше спросить об этом у Magna»,— сказала Frankfurter Rundschau Наталья Сорокина из банка Уралсиб. Австрийско-канадский производитель автокомплектующих является основной движущей силой создания союза с русскими, говорит она. По ее мнению, Magna с помощью Opel хочет заново позиционировать себя на мировом рынке.

Однако Magna не случайно объединяется именно с ГАЗом и Сбербанком. «Magna считает российский рынок и общий рынок СНГ весьма многообещающим»,— говорит Севастьян Козицын. «А заводы ГАЗа могут стать для Magna производственной базой в России, как АвтоВАЗ для Renault». Magna собирается увеличить до 20 процентов долю Opel на рынке, которая сейчас составляет около трех процентов.

Однако этот рынок за первые четыре месяца 2009 года сократился на 44 процента: за этот период было продано 413 000 автомобилей. Несмотря на это, в России растет конкуренция. Только позавчера Nissan открыл новый завод в Санкт-Петербурге, на котором ежегодно будет производиться 50 000 лимузинов Teana. Немецкие автомобили в России считаются хорошими, но дорогими. «Модели Opel вполне хорошо продаются,— говорит московский коммерсант Денис Белогуров,— если цена подходящая».

Должны пройти годы, прежде чем россияне поймут, смогут ли они совместно с Magna извлечь прибыль из покупки компании Opel. И наоборот.