Мы все обречены слушать голос Америки
На модерации
Отложенный
Позвонили мне из одной вполне приличной газеты и спросили: \"А не напишите ли вы нам колоночку о том, почему все русские в американском кино выглядят как свиньи?\"
И только я задумался - а правильно ли называть так нас в период свиного гриппа - как мне, словно по волшебству, позвонили с федерального канала и поинтересовались: \"А не прокомментируете ли вы вот какие темы: первая - образ русских в американском кино, вторая - насколько успешны наши актеры в Голливуде?\"
Тенденция, что ли? Снова в наших умах объявился призрак Америки? Любимой, ненавистной, которую мы сначала должны были обогнать, а потом всему на свете у нее научиться?
Судя по тому, как активизировалось в этом отношении телевидение, Америка снова становится объектом глубочайшего, полного ненависти интереса.
Джек Николсон и Мосфильм
Сейчас мы Америку не любим. Но думаем о ней напряженно. Страстно думаем. А как там наши в Голливуде? А почему образ русских в американском кино какой-то... ну противный какой-то образ, одним словом.
А вот Джек Николсон не думает бессонными ночами о том, почему его не приглашают на Мосфильм. А ведь не приглашают - я уверен. И не возникают, например, в Германии с завидной периодичностью на страницах ведущих газет статьи и дискуссии \"Образ немца в американском кино: разве ж мы такие?\"
А если приглядеться к образам, например, китайцев в голливудских фильмах, то станет очевидно: у жителей Поднебесной есть все основания обидеться. Не учтена, ох, не учтена там вся сложность души китайской. Ногами размахивают по лицам. Чуть что - в драку свою китайскую лезут с использованием приемчиков всяких, и кричат - ну мы все помним как - \"Ки-и-ия!\" И все. Вот и весь китаец в Голливуде. Взяли и обидели больше миллиарда человек голливудские мастера.
Может, китайцы и простят. Это их дело. Мы же будем пристально всматриваться - а как в их фильмах русские выглядят? Не обидели ли? А может, восхитились нами, наконец? Нет, снова мы в ушанке, снова пьяные...
А ларчик просто открывается: кино, как всякое массовое искусство, имеет дело с общественной психологией, которая напичкана расхожими представлениями, то есть - штампами. А потому, чтобы изменить образ русских в американском кино, нам нужно провести некоторые реформы в самой Америке.
Ненавижу я эту Америку уж теперь!
Антиамериканских цитат в русской литературе - пруд пруди. Вот, например, герой романа \"Преступление и наказание\" перед тем, как покончить с собой, заявляет, что уезжает в Америку.
Пускает себе в лоб пулю - и вот он уже вроде там. Переезд в Америку равносилен смерти.
А Митя Карамазов, думая о побеге в Америку, вот что говорит: \"А я-то разве вынесу тамошних смердов, хоть они, может быть, все до одного лучше меня? Ненавижу я эту Америку уж теперь! И хоть будь они там все до единого машинисты необъятные какие... не мои они люди, не моей души! Да я там издохну!\"
Понятное дело, что эти герои Достоевского, как и множество наших граждан, так истово не любящих Америку, никогда там не были. Но как-то она смердит. И жить мешает. Вот и Свидригайлов с Митей Карамазовым тоже так считают.
Голоса Америки
Я вот к чему к веду: дело в провинциализации нашего сознания. Попытка самоидентификации через противостояние или любовь к другому обществу, которое, по большому счету, нам неведомо - это гигантский, неповторимо российский абсурд. И он не желает заканчиваться. Америка продолжает жить как выстраивающая сознание идея, как что-то, с чем мы себя просто обязаны соотносить.
Позволю себе привести цитату из книги художника Ильи Кабакова \"60-е -70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве\": \"Если столичность не помнит, не знает своего окружения, своей периферии, то периферия каждую минуту, в каждом поступке помнит о существовании столицы, постоянно имеет ее в виду, сравнивает себя с ней... Рождается особый провинциальный критицизм по поводу всего столичного, выявление слабостей, потребность изменить, свергнуть. Ничего этого столица не знает и не ведает, как не ведала миллионерша из романа \"Двенадцать стульев\" о подвигах своей соперницы Эллочки с Малой Мещанской\".
У нас есть все шансы стать этой самой Эллочкой - если мы продолжим злобно пыхтеть и активно соперничать, пламенно критиковать того, кто о тебе и думать не думает. Мы все время обречены слушать голос Америки. Причем каждый слышит свой: кто-то - наглый, властный, кто-то - полный любви и нежности, кто-то - возвещающий о ценностях демократии, а кто-то - о тирании, внедряемой под видом демократических ценностей. Еще чуть-чуть - и мы станем обществом профессиональных медиумов.
А по мне, так пора все эти голоса уже не слушать, и просто признать существование иной, мощной страны, которая плоха и хороша одновременно, как любая другая. Но пока что стоит поставить знак равенства между антиамериканизмом и провинциализмом.
Комментарии
Но знаете, мне кажется, не выйдет у России избавиться от этой тяги к ревнивому сравнению с Америкой. Потому что наряду с ревностью "провинциальной", о котороый ВЫ совершенно справедливо написали, есть ещё иная ревность -- ревность мессианская, или чуть менее пафосно, миссионерская. Потому что Россия, также как и Америка, страстно веруют в свою миссию, в ту особую идею, которая выстрадана ими и должна быть проповедана всем народам. Идеи эти очень разные, хотя во многом поразительно симметричны. Богоизбранность страны. Идеальное устройство: как не смешно покажется на первый взгляд это в отношении России, однако и монархия, и советский строй, и идея соборности, многим в России виделись и видятся идеальными по отношению к американской демократии. Приоритет национально-имперской культуры. Интернационализм. И так далее... Пока идея эта более-менее последовательно присутствовала в государственном строе и идеологии России (при государе, а потом при большевиках), ревность к Америке была с оттенком высокомерия. Сейчас, когда стройность нарушена и единой национальной сверх-идеи у нас (в отличие от Штатов) не стало, ревность приобрела...
Что важно это что почти во всех фильмах русский это \"good guy\". Да он может иногда казаться странным, особенно для русских смотрящих это кино и знающих что они не такие. Но он всегда положительный герой вызывающий уважение, симпатию и теплоту у американских зрителей. \"Bad guys\" (злодеи, террористы, преступники) это почти всегда немцы, арабы, англичане, азиаты, это почти никогда не русские.
Так что зря вы так, это не американское кино создает образ прохого русского, это ваш национальный комплекс неполноценности заставляет вас видеть то чего и в помине нет.
Мы чем-то похожи, но Штаты обошлись без жутких потерь и разрушений.
И потратили годы с 1917 по 1991 более продуктивно, вот что досадно.
Это как на встрече выпускников - узнать, что одноклассник, которого ты 10 лет назад превосходил, прибыл на Мерине с шофёром, а ты на автобусе. Надо заработать на свой.
==========
Это оговорка надеюсь? :))
Досадно-то должно быть не от того, что они - продуктивнее, а от того, что мы - нет.
Эта Ваша строчка диссонирует с остальным постом.
пардон - настолько устал от тупых "патриотов", что сам уже отупел вконец...
Россия в понимании простых американцев, это огромная страна, заваленная снегом, по улицам городов там ходят медведи, иногда с балалайками матрешками и водкой. Русские все поголовно или трусоватые военные или мафиози вооруженные до зубов. Даже космонавты у русских тупые гопники в рваных ватниках, кирзачах и ушанках. И этот образ России усиленно культивируется голливудом.
Те же кто сталкивался с русскими близко, понимает что образ нарисованный голливудом далек от реальности. Не зря крутые Иринис и Динкорп вздрагивают от слова specnaz, еще по югославии помнят и боятся. Это только в фильмах и играх русские пачками разбегаются от рэмбы, а в реальности один на один они вряд ли выстоят против наших.
Вы свое понимание понимания простых американцев как раз и взяли из пропаганды и из собственного пальца. Нету у них такого понимания о русских и о России.
показывали филъм" Баллада Слдате" Филъм шел на русском, английские титры. Зная судъбу главного героя, да и судъбу всех Русских солдат без слез
смотретъ нежозможно. Посмотрите массу филъмов где сами американцы в роли идиотов один толъко "Тупой и еще тупее". Полицию показывают, Ужас!
А в жизни наоборот. В россии в филъмах Милиция одни герои и гении сыска. В жизни ой как Наоборот. Ко всему надо относитъся с некой иронией.
Просто Сурков и Вова этого непонимают и все происходящее на экране принимают близко ксердцу .Как говорил один герой филъма -" Будъ по прще и
люди к тебе потянутся.
\"если свекровь -б..дь - она всегда сноху подозревает\"
я уверен что это применимо практически ко всем аспектам
как межличностных так и международных отношений