Россияне слышат от властей слишком много о кризисе
На модерации
Отложенный
Казалось бы, всего пару месяцев назад инвесторы жаловались на то, что правительство слишком мало говорит о кризисе. Похоже, что теперь они слышат слишком много.
При том, что свои прогнозы составляют Центральный банк, министерства и администрация президента, получающаяся смесь может сбить с толку - особенно, если затрагивается политика.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов и первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюваев еще в апреле говорили, что кризис достигает нижней точки.
Но тогда же чиновники министерства финансов и министерства экономического развития, по всей видимости, противоречили им, выдав целый ряд мрачных прогнозов, которые вызвали на прошлой неделе резкую реакцию президента Дмитрия Медведева.
\'Когда отдельные мои товарищи, в том числе и по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо, - сказал Медведев на встрече с представителями деловых кругов. - Если так считаешь, то иди работай в другом месте\'.
Нынешняя готовность правительственных чиновников к обсуждению кризиса приветствуется участниками рынка как значительно улучшение по сравнению с первыми неделями кризиса осенью прошлого года, когда правительство категорически отрицало наличие проблем и требовало, чтобы государственные и частные телеканалы избегали таких слов, как \'финансовый кризис\' или \'коллапс\' применительно к ситуации в России.
Но теперь какофония голосов из правительства угрожает в лучшем случае затуманить его позицию, а в худшем - сделать ее противоречивой.
\'Взгляды правительства - как детали паззла, а это, в свою очередь, ставит вопрос о том, существует ли в правительстве консенсус относительно экономической политики\', - говорит Юлия Цепляева, главный экономист Merrill Lynch. - Если они не могут дать оценку нынешней экономической ситуации, то, похоже, будет непросто составить план решения\'.
По словам Цепляевой, в инвестиционном банке наподобие Merrill Lynch аналитикам и экономистам необходимо согласовывать свои прогнозы перед их обнародованием. \'В правительстве должно быть так же\', - говорит она.
Хотя правительственные чиновники редко ставят под сомнение прогнозы друг друга, они не скрывали своих расхождений по бюджетным и налоговым инициативам, являющимся ключевым инструментом для борьбы с дефицитом бюджета в 2009 и 2010 гг.
На недавней конференции министр финансов Алексей Кудрин, славящийся своим благоразумием в фискальной сфере, раскритиковал экономического советника Кремля Аркадия Дворковича и министра экономического развития Эльвиру Набиуллину за то, что они предположили, что государство может снизить налог на добавленную стоимость уже в 2011 г., предупредив, что на достижение докризисных показателей роста могут уйти десятилетия.
\'Мои коллеги не подсчитали, не взвесили, и сделали заявление на публику\', - сказал Кудрин.
Официальный представитель Кремля подтвердил, что правительственные чиновники говорят на тему кризиса больше, чем прежде, но отрицает наличие каких-либо внутренних разногласий.
\'Я склонен считать это командной работой, а не соперничеством\', - заявил по телефону Алексей Павлов.
Однако наблюдатели считают, что между четырьмя главными правительственными чиновниками, ответственными за экономику - Кудриным, Шуваловым, Дворковичем и Набиуллиной - и выступающими с заявлениям по поводу кризиса, порой возникают противоречия. Все четверо участвовали в трехдневном Санкт-Петербургском международном форуме, открывшемся в четверг.
\'Сначала с оптимистическими прогнозами выступают такие люди, как Дворкович, а на следующий день Кудрин и другие предлагают иное видение\', - говорит Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег \'Уралсиба\'.
Пожалуй, самыми громогласными членами экономической команды являются Дворкович и Набиуллина, выступившие в последние месяцы на многочисленных форумах, пресс-конференциях и других мероприятиях. Дворкович (37), недавно начавший появляться на публике, получил степень магистра экономики в Университете Дьюка в Северной Каролине, а Набиуллина (45), татарка по национальности, была соратницей президента Медведева еще до его избрания. Оба считаются протеже председателя Сбербанка Германа Грефа, предшественника Набиуллиной в министерстве экономического развития.
Вместе, Дворкович и Набиуллина представляют \'интеллигентную сторону правительства\', - говорит Евгений Надоршин, главный экономист инвестиционного банка \'Траст\'.
Если их позитивно воспринимают СМИ, добавляет он, то так же воспримут и инвесторы.
В министерстве экономического развития говорят, что учет публичных выступлений Набиуллиной не ведется, и не отвечают на вопросы, отправленные по факсу в середине мая. Официальный представитель Кремля Павлов говорит, что никто не делал так, чтобы Дворкович выступал в СМИ чаще других. По его словам, основным занятием Дворковича всегда была его работа в экономической сфере.
Однако Павлов признает, что у Дворковича хорошо получается общаться с журналистами. \'Он хорошо держится, - говорит он. - Если вы бывали на его пресс-конференциях, то, вероятно, замечали это\'.
Теоретически, личные качества Дворковича и Набиуллиной не должны оказывать воздействия на рынок, говорит Надоршин. \'Никакого значения не имеет то, кто сообщает, что в этом году ВВП снизится на 6 процентов, - вежливый человек или грубый. Это не изменяет того факта, что по прогнозу снижение должно составить 6 процентов\', - считает он.
Между тем, когда плохие новости сообщает приятный вестник, это безусловно помогает Кремлю в сфере пиара, считает Алексей Мухин, аналитик Института политической информации.
\'Хотя и Дворкович и Набиуллина отвечают за составление прогнозов для правительства, их успех объясняется способностью снижать такие риски для российской экономики, как волатильность фондового рынка\', - говорит Мухин.
Однако, по словам Уифера, для того, чтобы производить более благоприятное впечатление, правительственные чиновники должны начать вести себя более последовательно. \'Должно быть одно мнение - неважно, верное или ошибочное\', - говорит он.
Комментарии