Десять самых мрачных кинопредсказаний
На модерации
Отложенный
Поразительно, если проанализировать фильмы о будущем, то редкий фильм не рисует его в самых мрачных тонах. Посмотреть, так кинематографисты - самые большие пессимисты на земле. Чего нам только не пророчат - массовые болезни, ужасные катаклизмы, власть машин, вселенский тоталитаризм.
И раз уж на экраны выходит четвёртый «Терминатор», давайте взглянем на наиболее страшные предсказания, визуализированные кинематографом.
1984
1984, Великобритания, 1956
Режиссёр: Майкл Андерсон
Фильм, поставленный по одноимённому роману Джорджа Оруэлла, рассказывает о том, каким видели авторы 1984 год, но это не значит, что для нас сегодняшних эта тема исчерпана.
Недаром её вовсю эксплуатируют в других фильмах. Например, «Эквилибриум» или «V значит Вендетта». И немудрено, ведь многое описанное в «1984» уже стало явью.
Итак, Оруэлл и Андерсон говорят о тоталитарном обществе, где люди уподоблены винтикам в одной огромной машине; где ежедневно «промывка мозгов»; где за каждым человеком постоянно следят.
451 по Фаренгейту
Fahrenheit 451, Великобритания, 1966
Режиссёр: Франсуа Трюффо
Классик французской новой волны Франсуа Трюффо не погнушался заняться экранизацией романа американского фантаста Рэя Брэдбери, и нетрудно понять почему.
В «451 по Фаренгейту» (а это температура горения бумаги) речь идёт об обществе, очень близком по духу тому, что описано Оруэллом. При этом Брэдбери пошёл дальше - он предсказал уничтожение культуры.
В фильме специальные отряды целенаправленно уничтожают книги, картины и другие предметы искусства, а люди не менее целенаправленно оболваниваются. Последнее делается уже сейчас, но не так открыто.
Бегущий по лезвию бритвы
Blade Runner, США - Гонконг, 1982
Режиссёр: Ридли Скотт
Ридли Скотт тоже опирался на серьёзное литературное произведение: в основе его фильма - роман Филипа К. Дика, который как раз известен крайне мрачными антиутопическими предсказаниями.
По сюжету картины люди в недалёком будущем научились создавать внешне неотличимых от людей андроидов, которых засылают на другие планеты для обустройства колоний.
В принципе ничего страшного, если бы не одно но: андроидам строжайше запрещено возвращаться на Землю, и если кто-то из них сюда проникает, за ним начинается смертельная охота. Здесь перекличек с действительностью пока, слава богу, не видно.
Терминатор
The Terminator, Великобритания - США, 1984
Режиссёр: Джеймс Камерон
Было бы неправильным проигнорировать эту эпохальную работу Джеймса Камерона, пусть её четвёртая часть и стала формальным поводом для разговора.
Сюжет «Терминатора» разворачивается в наши дни, но неразрывно связан с будущим, откуда прибывают человекоподобный робот, которому приказано найти и убить женщину по имени Сара Коннор, и солдат, который должен её защитить.
Всё дело в том, что в будущем машины выйдут из повиновения и начнут истреблять людей и человеком, который сможет организовать отпор, станет сын Сары. Умри она, и человечеству конец. Невесёлая перспектива.
Двенадцать обезьян
Twelve Monkeys, США, 1995
Режиссёр: Терри Гиллиам
В фильме Терри Гиллиама, кстати, автора блистательной антиутопии «Бразилия», во многом перекликающейся с «1984», действие тоже происходит преимущественно в наши дни.
А всё потому, что там тоже рассказывается о засланце из будущего, который должен предотвратить распространение искусственно созданного вируса, практически уничтожившего всё человечество.
Он должен выяснить, откуда взялся этот вирус и как его можно перехватить. Эпидемия началась по нелепому стечению обстоятельств, но от этого история не выглядит менее драматичной. Тем более что основная мысль фильма: ничего нельзя изменить.
Матрица
The Matrix, США - Австралия, 1999
Режиссёры: Энди и Ларри Вачовски
В известной мере «Матрица» развивает идею «Терминатора». Только в ней машины уже победили.
Причём сделали это невероятно изобретательно. Настолько, что люди не знают об этом.
Согласно братьям Вачовски, машины создали некую виртуальную реальность, названную «Матрица». Люди постоянно погружены в неё и проживают свою жизнь, думая, что всё вокруг так, как видим мы.
В действительности же каждый человек превращён в подобие батарейки - энергией, вырабатываемой его телом, питаются машины. Люди лежат в питательном растворе, и они счастливы.
Но есть те, кто «проснулся». Они пытаются победить Матрицу, разбудить всех людей и поднять их на борьбу с машинами. Для этого им нужен лидер, появление которого предсказала Пифия. В общем, ещё один спаситель.
Особое мнение
Minority Report, США, 2002
Режиссёр: Стивен Спилберг
«Особое мнение», как и «Бегущий по лезвию бритвы», поставлено по Филипу К. Дику, правда, тут уже хватило рассказа. Причём на этот раз всё не так уж мрачно, хотя и радоваться нечему.
По сюжету фильма в будущем разработали систему, которая позволяет предсказывать преступления - кто, где, когда и что должен совершить. Работает она чётко, а потому спецслужбам разрешено арестовывать будущих преступников за то, что они ещё не успели совершить.
С одной стороны, здорово - никого не убивают, не грабят, не насилуют. С другой - остаётся лишь принимать на веру, что тот или иной человек действительно был в пяти минутах от совершения преступления.
Ведь иногда преступления совершаются непредумышленно! А главное, когда правоохранительным органам даётся такая власть, всегда есть риск, что они воспользуются ей в корыстных целях.
Остров
The Island, США, 2005
Режиссёр: Майкл Бэй
Фантастический экшен Майкла Бэя эксплуатирует популярную тему клонирования, которую преподносили в кино с самых разных сторон, включая триллеры (например, «6-й день» со Шварценеггером).
От прочих фильмов на эту тему «Остров» отличает один существенный мотив. В нём показана огромная подземная база, где растят клонов людей, оплативших их создание, дабы в случае необходимости сделать из них идеальных для себя доноров органов или частей тела.
Клоны живут под землёй, думая, что они последние спасшиеся на Земле после экологической катастрофы люди. Живут, не зная, что в любой момент их прототипу может потребоваться, например, сердце и их отправят под нож.
Самое ужасное здесь то, что сюжет не выглядит таким уж фантастичным. Вполне возможно, что уже очень скоро обеспеченные люди будут продлевать себе жизнь с помощью личных клонов.
Дитя человеческое
Children of Men, Япония - Великобритания - США, 2006
Режиссёр: Альфонсо Куарон
Фильм Альфонсо Куарона, снятый по одноимённому роману Филлис Дороти Джеймс, - один из самых жутких в десятке. Не потому, что страшный, а потому, что предсказание совершенно убийственное.
«Дитя человеческое» повествует о том, что именно в этом, 2009 году из-за какого-то вируса на Земле резко прекратят рождаться дети. Когда в 2027 году в возрасте 18 лет умрёт последний родившийся на Земле человек, повсюду окончательно воцарится хаос.
Для людей очевидно, что ещё несколько десятков лет, и человечество, утратившее способность воспроизводства, полностью вымрет. Эта мысль сводит с ума, и никакая армия не может сдержать беспорядки.
ВАЛЛ-И
WALL-E, США, 2008
Режиссёр: Эндрю Стэнтон
Единственный мультфильм в представленной десятке, и, без сомнения, наименее жуткий фильм из всех. Как-никак «ВАЛЛ-И» кино семейное, и нечего доводить детей до слёз.
И всё же сюжет здесь совсем не жизнерадостный. Главный герой мультфильма - маленький робот-уборщик ВАЛЛ-И - едва ли не последнее уцелевшее на планете разумное существо. Пусть даже и работающее по программе.
Люди превратили города в гигантские свалки, и жить на Земле стало невозможно. Все, кто мог, сели на огромные космические корабли и улетели, надеясь, что однажды экология планеты восстановится и можно будет вернуться.
И чтобы закончить на оптимистичной ноте, скажу, что так и будет!
Комментарии