Быть в России олигархом - вредно для здоровья

На модерации Отложенный

Первый день форума в Петербурге принес сенсационное заявление главы банка ВТБ Андрея Костина – суммарный долг предприятий Олега Дерипаски костинскому банку составляет 36 миллиардов рублей. Из них 20 миллиардов приходятся на «Базовый элемент» - главный бизнес Дерипаски. Если к этой сумме добавить долги Дерипаски иностранным банкам, оцениваемые агентством Рейтер в 7,3 миллиарда долларов, картина получается безрадостная.

Впрочем, если кто-то думал, что жизнь олигарха – это ложе, устланное розами, то разнос, учиненный премьером Владимиром Путиным собственнику холдинговой компании «Базовый элемент» в Пикалево, должен рассеять эти иллюзии. События в Пикалево напомнили, почему олигархи, собственно, появились в России. В стране, устроенной когда-то как один завод, крупные предприятия выполняют очень важную социальную функцию – к ним «привязаны» детские сады, больницы, иногда даже школы.

Очень часто такие предприятия тянут на себе социальную сферу целых городов. Тысячи людей, работающие на таких предприятиях, голосованием управлять ими не могут – это стало ясно еще во временагорбачевского эксперимента с выборами директоров. Значит, завод должен взять один богатый человек или, чаще, стоящая за ним группа собственников. Этот новый собственник просто не может не иметь связей с властью, поскольку он вольно или невольно берет на себя ответственность за судьбы тысяч, а иногда и десятков тысяч людей. Вот вам и олигарх.

Когда дела у градообразующего предприятия идут хорошо, олигарх попадает в заголовки новостей в основном благодаря своим яхтам и куршевельским подругам. Но вот конъюнктура ухудшилась - и, по пушкинскому выражению, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». И вместо длинноногих девиц мысли его начинают занимать разъяренные тетки из закрытых детских садов, перекрывающие федеральную трассу - желательно, на пути премьерского кортежа.

На Западе ситуация похожа, но все-таки не совсем. Там производство и социальная сфера изначально были разведены, хотя и в США закрытие градообразующего предприятия ведет к постепенному запустению города - населению становится просто нечем платить, скажем, за медицинские услуги. Но в Пикалево ситуация была еще драматичнее: там больницы находились на балансе принадлежащего г-ну Дерипаске «БазэлЦемента».

Между тем «БазэлЦемент» прекратил закупку сырья еще в середине 2008 года, а с конца того же 2008 года остановил производство из-за его нерентабельности (исходное сырье стало стоить дороже, чем продукт его переработки - глинозем). Вместе с «БазэлЦементом» встали и два другие главные предприятия города, прежде работавшие на вырабатываемом «Базэлом» глиноземе.

Причем предприятия эти принадлежали другим собственникам, которые принялись подавать иски, пытаясь взыскать с «БазэлЦемента» упущенную прибыль. Был нарушен единый технологический цикл, и социальные службы в городе стали падать, как костяшки домино: сначала отключилась горячая вода, потом прекратился вывоз мусора и т.д.

Сейчас западные СМИ и сильная задним умом отечественная оппозиция кричат об административном давлении на бизнес. Газете «Нью-Йорке таймс» распекающий миллиардеров Путин напомнил даже шерифа с дикогоЗапада. Конечно, произошедшее в Пикалево далеко от идеала государства-арбитра, возвышающегося над схваткой вольных, как ветер, хозяйствующих субъектов. Если верить либеральным пропагандистам, ситуация должна управляться невидимой рукой рынка и независимым правосудием. Но вот вопрос - а какое решение могло бы предложить в данной ситуации независимое правосудие? Еще в апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала «БазэлЦемент» возобновить производство или продать свое предприятие на аукционе до 1 мая. Но где гарантия, что новый собственник тотчас перезапустил бы технологический цикл? А людям горячая вода и больницы с детскими садами нужны уже завтра, а еще лучше - сегодня.

«Зачем нужен президент? Чтобы продавить какое-нибудь решение»,- говаривал Борис Ельцин, и эта политологическая истина остается актуальной до сих пор с легкими поправками на должности и личности. Ставки в игре слишком высоки. Ведь помимо «БазэлЦемента» в одно из подразделений «Главстроя», холдинга Дерипаски, входят еще строительный дивизион «Главмосстрой», производственный дивизион «Моспромстройматериалы» (МПСМ) и еще ряд компаний, сдающих ежегодно несколько сот тысяч квадратных метров жилья и платящих зарплату 20 тысячам сотрудников.

Арбитражный суд Москвы ввел в МПСМ месяц назад внешнее наблюдение, в Краснодаре заморозили проекты подразделения Главстроя Ru Development. А ведь «Главстрой» - всего лишь строительная часть великой империи Олега Дерипаски, когда-то выросшей на алюминии. А она, в свою очередь, отвечает за аэропорты в Сочи и Краснодаре, за работу ОАО «Иногосстрах», да и за множество других очень важных для страны проектов и учреждений. Так что без проклятого «дирижизма» тут не обойтись.

Хотя и он кардинально не решит главную проблему. Правительство может заставить государственные банки выдать новые кредиты структурам «Базового элемента», чтобы поддержать их на плаву. Но упавший спрос на их продукцию и услуги государство при всем желании не сможет обеспечить.