Сколько осталось \"жить\" столпам вертикали власти
На модерации
Отложенный
Подмосковье замерло в ожидании внутренней политической бури. Первый вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев уволен, а ведь это - креатура равная по значимости иным губернаторам. Теперь все взоры обращены в сторону самого Бориса Громова. Гадают: изгнание Пантелева - это удар по главному лицу области, или все же обычная кремлевская ротация кадров? Многие склоняются к первой версии и уже чуть ли не называют преемника бывшему соратнику Громова: это будет человек из федерального центра, которого станут готовить на место генерал-губернатора.
Кремль избегает резких телодвижений и, как всегда, стелет соломку.
- Сначала в администрации области появится некий «смотрящий», который постепенно войдет в дела области, а потом или возглавит ее сам, или становится правой рукой назначенца, - считает руководитель региональных программ Фонда политической информации Александр Кынев.
Борис Надеждин, член политсовета партии «Правое дело», уверен без обиняков: «Уход Пантелеева - это предвестник ухода самого генерала».
И, похоже, подобный сценарий написан в Кремле не только для Подмосковья. В России еще остались «забуревшие» и «забронзовевшие» главы регионов, которые по продолжительности жизни во власти давно обогнали даже незабвенного Леонида Ильича.
В этом списке «на вылет» - президенты Татарстана Минтимер Шаймиев и Башкортостана - Муртаза Рахимов, губернатор Свердловской области - Эдуард Россель и, наконец, засидевшийся в кресле московского градоначальника - Юрий Лужков.
Слухи об отставке всех четверых появляются с завидной регулярностью, но пока и остаются слухами. Громову, например, недавно пророчили даже пост посла РФ на Украине... А остальные? Им, скорее всего, «светит» одно - удостоверение почетного пенсионера.
Екатеринбург: Пенсионная книжка в награду
- Нигде об этом официально не говорится, но все в Екатеринбурге знают - Россель в должности губернатора доживает последние дни, - сообщает собственный корреспондент «Свободной прессы» Михаил Никитин. - В августе у губернатора заканчивается контракт с Кремлем, который, похоже, никто не собирается продлять. Все, пора на пенсию. Всех теперь крайне занимает вопрос: кто станет преемником?
Минувшей осенью Эдуард Россель отметил свое 71-летие. В руководстве области он с 1990 года, когда был избран председателем Свердловского облисполкома и одновременно председателем Свердловского облсовета. Спустя год, он президентским указом назначается главой администрации области. И вот уже 18 лет бессменно руководит регионом.
Россель - член Коммунистической партии Советского Союза с 1966 года и член «Единой России» с 2004-го.
Похоже, Москва давно уже подстелила соломку, готовясь заменить главу крупнейшего промышленного региона страны. Еще два-три года назад Владимир Путин, будучи президентом России, заменил многие ключевые фигуры областного истеблишмента.
- Вряд ли что-то помешает уйти Росселю на заслуженный отдых, - утверждает собкор «СП». - Впрочем, не заметно и никакой особой подготовки к празднику «последнего звонка». Будут ли торжественно и пышно провожать его на пенсию - неизвестно, но губернатор ведет себя, как ни в чем не было, будто собирается властвовать еще 100 лет.
Уфа: Рахимов - слева
Слухи о грядущем уходе в отставку президента Башкортостана Муртазы Рахимова - столь же обычны в Уфе, как ежедневный восход солнца. Недовольство Кремля Муртазой Губайдулловичем не обсуждал только ленивый. Однажды по Уфе даже пронеслась скорбная весть - Рахимов умер! Причем в кулуарах уже пересказывались подробности внезапной кончины... Нет, действующий президент Башкирии жил, жив и, по всей видимости, будет жить в своей должности еще до осени 2011 года.
«Новости» о досрочном снятии Рахимова аналитики объясняют заинтересованностью федеральной власти в «Большом Бизнесе» Башкортостана. То есть, некая дестабилизации политической обстановки региона, вызванная слухами о снятии главы республики, - благодатная почва для сбивания цен на объекты башкирского ТЭКа, реальная стоимость которого 4-5 миллиардов долларов и на который давно положили глаз московские олигархи.
Уже сейчас Башкирский ТЭК частично стал московским - АФК «Система» с Леонидом Меламедом во главе, выкупила уже акции шести предприятий за 2,5 млрд. долларов. Первоначальные условия покупки предусматривали доплату еще 500 млн. долларов. Однако вскоре стороны подписали дополнительное соглашение о закреплении общей цены сделок без каких-либо отложенных обязательств. В результате, кресло под Рахимовым хоть и заскрипело, но устояло.
Во-вторых, у нынешнего президента в республике просто нет реальных преемников. Вполне возможно, что Кремль готовит на этот пост Радия Хабирова (бывшего главу администрации Рахимова), которого сам Рахимов уволил год назад после проверки его декларации о доходах, в которой Хабиров, якобы, не указал все свое имущество.
Против него даже возбудили в Уфе уголовное дело, но вступилась Москва. Сейчас Хабиров работает замом начальника управления президента РФ по внутренней политике.
Возможно, сам Рахимов планировал заменить себя Рафаилом Диваевым, своей «правой рукой», занимавшим пост министра внутренних дел республики. Но Москва сыграла на опережение - Медведев подписал указ об освобождении того с должности. Правда, в республике заявили, что Диваев сам попросил президента об отставке.
Долгое время в качестве претендента всерьез рассматривался сын Рахимова - Урал, контролировавший значительную часть «нефтянки» республики. Сейчас эта кандидатура даже не упоминается.
Еще есть Раиль Сарбаев, экс-министр имущественных отношений РБ, заменивший недавно премьер-министра республики Рафаэля Байдавлетова. Казалось, Сарбаев вполне «вписался» в рахимовскую систему, однако с недавних пор между президентом и главой республики наблюдаются серьезные трения. По слухам, конфликт разгорелся после того, как в одном из популярных московских изданий вышло интервью Сарбаева, при этом под фотографией стояла подпись: «Премьер-министр республики Раиль Сарбаев и президент Муртаза Рахимов (слева)». Похоже, Рахимов заподозрил, что к подписи приложил руку лично премьер-министр.
Казань: Кто он - Шаймиев-2
В июне исполнится 18 лет, как Минтимер Шаймиев возглавил Татарстан. Его избрали параллельно с Ельциным, и он уже переживает на своем посту третьего президента России. Но и его срок истекает, а Кремлю далеко не безразлично кто станет преемником 72-летнего Шаймиева.
Сегодня, хоть и приблизительно, но уже можно обозначить круг людей, которых называют возможными преемниками Шаймиева. Да, формально утверждение президента республики - абсолютная прерогатива Москвы, но и Акелла еще не промахнулся и в силе. Поэтому эксперты сходятся в одном - компромиссной фигурой станет «продукт» серьезного «непротивления» сторон - Москвы и Казани.
Москве на этом посту нужен руководитель, способный держать республику под контролем и в то же время, не уклоняющийся от «генеральной линии партии». Шаймиеву - преемник, который, во-первых, станет гарантом его личной благополучной старости, во-вторых, продолжит его политический курс.
Сегодня администрация Медведева публично демонстрирует свою благосклонность только к одному татарстанскому чиновнику, чье имя все чаще и чаще упоминается в связи с заменой Шаймиева - это 40-летний мэр Казани Ильсур Метшин. Он включен в президентский кадровый резерв - в так называемую «золотую сотню Дмитрия Медведева». А недавно Метшин неожиданно получил из рук главы государства орден «Почета», что резко повысило политический вес казанского градоначальника. Одновременно он входит в круг наиболее близких Шаймиеву чиновников. Ильсур Метшин для столицы Татарстана - «всерьез и надолго», заявил Шаймиев, вручай Метшину ключ от города. Такая демонстрация «отеческой любви» дорогого стоит, ведь все давно знают, что президент не склонен публично демонстрировать свои чувства к членам своей команды. Правда, ходят слухи, что Ильсур Метшин родственник супруги Шаймиева, но пока серьезных доказательств нет.
Кроме Метшина в «шорт-листе» возможных преемников фигурируют и «московские татары». Например, с списке недавно появилось имя министра внутренних дел России Рашида Нургалиева. Правда, генерала мало что связывает с Татарстаном, а сам Нургалиев с некоторой опаской относится к этой теме. Как бы то ни было, в Казани образовалось крохотное движение в поддержку Нургалиева. Интересно, что в него вошли бывшие члены местной ячейки «Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова», чья нелюбовь к милиции входила прежде в партийные обязанности.
Упоминается еще в претендентах и Камиль Исхаков, постпред России при Организации Исламская Конференция в Арабских Эмиратах. Впрочем, его шансы на успех считаются невысокими, хотя сам Исхаков еще при Путине не скрывал амбиций и считал себя фаворитом негласной президентской гонки. Но с избранием Дмитрия Медведева, его шансы занять кресло президента Татарстана, по оценкам экспертов-политологов, стремительно уменьшились.
Не исключено также, что президентом Татарстана станет малоизвестный сегодня человек. Одним из них является незаметный, но эффективный управленец - главный энергетик Татарстана Ильшат Фардиев. Во-первых, он племянник Шаймиева, а, во-вторых, его хорошо знают и в Кремле по прошедшей реформе РАО ЕЭС, в которой он принимал самое активное участие.
Впрочем, Минтимер Шаймиев никогда и ни разу даже не намекнул о своем уходе и сохраняет имидж несменяемого руководителя Татарстана.
Комментарии