Россияне обогатят фаст-фуд благодаря кризису

На модерации Отложенный

В какой мере экономический кризис вынуждает россиян экономить на питании, заменяя нормальную пищу суррогатами и фаст-фудом? Социологи утверждают, что когда человек беднеет, в еде он себе отказывает в последнюю очередь. Правда ли это, пытались выяснить эксперты в московском пресс-центре «Росбалта».

Статистики отмечают: за период с ноября 2008 года по март 2009-го доходы дорогих московских ресторанов упали на 20-30%, при этом средняя сумма одного чека сократилась вдвое. Доходы ресторанов средней руки снизились на 10-20%. Зато на те же 20-30% «взлетел» фаст-фуд, для которого сейчас, похоже, настал звездный час. Грубо говоря: кто ходил в «Макдоналдс», тот в него и продолжает ходить, да еще добавились и обедневшие ресторанные едоки.

Может быть, и пусть? Нашли тоже «голод». Но часть экспертного сообщества все же недовольна: уж очень много нареканий в адрес продуктов из сети быстрого питания – и по части излишней калорийности, и насчет химии. Отощание нам, вроде бы, не грозит, но и массовое ожирение – тоже вещь малоприятная.

Сфера общественного питания изменилась радикальнейшим образом со сменой общественного строя. В классические брежневские годы в той же Москве местами попадалась ненавязчивая вывеска «Диетическая столовая». Недостаточно часто попадалась, судя по тому, что в час «пик» нужно было отстоять очередь, хоть само заведение и было большим: граждане толкали подносы по длинным «рельсам».

Если не повезет, приходилось глотать «суп овощной с фрикадельками», а на второе уныло выбирать между схожими фрикадельками под названием «кнели паровые» и какой-нибудь «рыбой лимонеллой». Приверженность рубленым мясным блюдам объяснялась тем, что так удобнее всего воровать. Последний выбор делался между приторно-сладким компотом с тонким ломтиком яблока, «киселем из мандарин» и чаем – его представляли наиболее грубые грузинские сорта, но заварки и сахара не жалели.

Однако бывали, бывали и куда более приятные моменты. Удавалось перехватить – где наваристый борщ, где фтельки по-молдавски, обжаренные в кисло-сладком соусе или даже вполне приличную свиную котлету с подливкой, а где-то и печеного пирожка с капусткой. У многих столовых были свои «гвозди программы». Цена среднего обеда в застойные времена колебалась вокруг одного рубля (средняя зарплата – где-то рублей 150).

«Диетических столовых» давным-давно нет. Открыли свои двери для всех многие ведомственные столовые. Там сохранились котлы для варки супа, ассортимент во многом обогатился, но и цены не по-советски высоки. Очень многие кафе предлагают «бизнес-ланч», подчас неплохой, да еще с официантом. Обед будет стоить не менее 200 рублей. (Если умножить те же150 рублей в 200 раз, получится требуемая зарплата в 30 тысяч рублей. Но в сегодняшней Москве очень многие получают по 10-15 тысяч.) А в популярных заведениях типа «Му-Му» и в 200 рублей не уложишься.

И остается вне конкуренции пресловутый «Макдоналдс», чьи булки с котлетами, чем-то посыпанные и похожие на мухоморы, так пленили сердца российской молодежи. И ведь нельзя сказать, чтобы в «Макдоналдсе» было сильно дешевле, — экономия как раз копеечная. Но супов там нет, да и вообще на традиционный русский обед эти блюда не похожи абсолютно. Еще цветет «Крошка-картошка», где здоровенную картофелину в фольге вынимают из печи жароустойчивой рукавицей. А некоторые сети фаст-фуда и общепита из Москвы исчезли: например, «Русское бистро» или «Вилка-ложка».

Разговор на тему «На чем экономить в кризис: фаст-фуд или здоровье?» проходил спокойно, никто проклятиями в адрес «Макдоналдса» не сыпал. Даже специалисты в области питания показали себя реалистами. «Запрет неэффективен», — таково было общее понимание.

Тем не менее, научный руководитель проекта «Доктор Борменталь», психотерапевт Михаил Гаврилов предупредил, что «фаст-фуды вербуют детей».

Привлекая нехитрыми «педагогическими» приемами подростков и молодежь, магнаты быстрого питания формируют у юного поколения привычки, которые оно во многом сохранит на всю жизнь. Многие люди отвыкнут есть суп, да и вообще перестроят свое питание достаточно радикально. По мнению Гаврилова, «это страшная ошибка».

Что ж делать? Как врач-просветитель, помогающий людям похудеть, Михаил Гаврилов предлагает распространять знания о питании. И открывать более нормальные столовые, чтобы был выбор. Увы! «У человека нет времени и денег, — на это и ставит фаст-фуд», — с горечью отметил Гаврилов.

Как рассказала представитель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Марина Чернова, средний макдоналдсовский обед (не отягощенный пирожками и т.п.) дает человеку 1765 килокалорий, содержит 73 грамма сахара и более шести граммов соли. Это составляет 125% дневной потребности нашего организма в соли, 77% нормы сахара, 88% калорийной нормы. Жиров добрый дядя «Рональд Макдоналд» дает посетителю чуть ли не в полтора раза больше, чем нужно в день. Детский обед в том же «Макдоналдсе» содержит 60% дневной калорийной нормы ребенка, 56% нормы жиров, 92% нормы сахара и 107% нормы соли.

Это, конечно, не катастрофа. Но только, если позволять себе такие походы не каждый день, а в «обжорные» дни очень легко завтракать и ужинать. Вот тут придется вспомнить и о кефирах, и об овощных салатах. Заместитель директора Института питания РАМН Александр Батурин также заметил, что самое излюбленное блюдо столичных кафе – мясо по-французски – также несет двойную дозу жиров. Все же нормальный здоровый человек может себе это позволить до трех раз в неделю. Но потом нужно «попоститься».

Насчет того, вправду ли «новые русские» меняют мясо по-французски на биг-маки, свое мнение высказали социологи. Как рассказал руководитель отдела социально-культурных исследований Аналитического центра Юрия Левады Алексей Левинсон, такие опросы общественного мнения уже проводились. Однако, по словам Левинсона, хотя «менеджериальный класс без ресторанов не может», состоятельные респонденты все же отвечают, что вовсе не собираются переходить на фаст-фуд. На худой конец, они будут готовить дома.

Кстати, именно такой вариант считают лучшим выходом из положения все участники беседы, только сомневаются, что многие последуют их совету. «Лучшие результаты – у тех, кто сам готовит», — поделился опытом борьбы с ожирением Михаил Гаврилов. «Но многие ли, даже бабушки, сегодня сумеют приготовить пельмени, заквасить капусту, испечь пирог?» — риторически спросил Александр Батурин.

«Надо готовить! – считает Марина Чернова, – и грудью кормить». Среди тех мер, которые предлагает КонфОП, на первом месте стоит запрет на рекламу любого детского питания для младенцев, которым меньше полугода. И так уже Москва в РФ на последнем месте по грудному вскармливанию, что очень плохо. Отсюда и проблемы с иммунитетом, и болезни.

А общий рецепт – поменьше деликатесов и побольше рыбы. Вот здесь, правда, оптимизма меньше всего. Как отметил Алексей Левинсон, «авторитет рыбы в России ниже авторитета мяса». Александр Батурин с горечью заметил, что даже мелкая рыбешка, вроде мойвы, – «прекрасная вещь», но у нас ее, во-первых, есть не будут, а во-вторых, магазины не умеют хранить. Что делать! Накушались мы в свое время всех этих «рыб лимонелл» в «четверг – рыбный день», а во многих городах — и во все остальные дни. Так что «авторитет рыбы» еще долго будет невысок.

В заключение Михаил Гаврилов посоветовал «кушать поменьше», а в виде компенсации заняться чем-то другим, тоже приятным: например, начать рисовать или играть на музыкальных инструментах. И то сказать: одна гитара, наверно, стоит дешевле, чем гора колбасы.