Кому нужна депутатская неприкосновенность?

На модерации Отложенный

Президент продолжает наращивать усилия по борьбе с коррупцией. В его администрации растет тревога оттого, что криминал все активнее проникает во властные структуры. И прежде всего - в законодательные органы всех уровней. Главным препятствием по противодействию коррупции здесь остается депутатская неприкосновенность.

За всю историю Госдумы ее лишились только два депутата. Это С. Мавроди - за создание финансовой пирамиды. И Н. Хачилаев - за организацию захвата Госсовета Дагестана.

Кроме этих депутатов Генпрокуратура пыталась привлечь к уголовной ответственности В. Жириновского, Е. Ройзмана, П. Анохина, В. Драганова и ряд других. Но - безуспешно.

Довольно громким событием стало и уголовное дело в Испании. Судья Б. Гарсон очень хотел побеседовать по обстоятельствам одного дела с депутатом Госдумы В. Резником. Еще одного члена депутатской фракции «Единая Россия Адама Делинхамова требуют выдать власти Объединенных Арабских Эмиратов. Еще один случай - выдачи в Англию подозреваемого в причастности к убийству А. Литвиненко А. Лугового - депутата от ЛДПР. Но Россия не выдает своих граждан.

В минувшем году Следственный комитет Генпрокуратуры (СКП) выступил с предложением упростить процедуру привлечения депутатов к ответственности. СКП расследовал в прошлом году 5,5 тыс. уголовных дел о коррупции в органах госвласти. И лишь в первом полугодии было возбуждено 757 дел в отношении лиц с особым правовым статусом.

Из них 359 депутатов местного самоуправления, 140 должностных лиц органов местного самоуправления, 30 депутатов заксобраний и 2 кандидата в депутаты Госдумы.

СКП предложил народным избранникам добровольно отказаться от иммунитета. По опросу ВЦИОМа, 85% граждан страны считают, что в борьбе с коррупцией можно победить, только отменив депутатскую неприкосновенность.

Но не все депутаты так думают. По инициативе Администрации президента в Госдуме прошли консультации во всех фракциях. Только коммунисты заявили, что почти поголовно могут отказаться от неприкосновенности.

В «Единой России» лишь 30% заявили о готовности отказаться от иммунитета, еще треть - решили подумать. А вот в ЛДПР и «Справедливой России» вступить на тернистый путь борьбы с коррупцией таким образом согласились не более 15%.

По мнению аналитиков, Дм. Медведев не случайно решил давить на Госдуму таким образом. Парламентарии и высшие чиновники до сих пор демонстрировали пренебрежение таким инициативам Кремля. Даже выхолащивали законопроекты, которые Дм. Медведев направлял на утверждение в Думу. Но экономический кризис сделал более уязвимой для критики и партию власти. Так что ее противостояние антикоррупционной политике президента может быть сломлено.