Новый тренд в строительстве - фермы-небоскрёбы

На модерации Отложенный

В прошлом месяце канадская компания Romses Architects выиграла в своём родном Ванкувере конкурс \"Вызов 2030\" (the 2030 challenge), в котором специалисты должны были показать своё видение вклада города в борьбу с изменением климата планеты (путём снижения выбросов парниковых газов, разумеется).

Сердца жюри завоевал проект Harvest green: овощи и прочая зелень, фрукты и рыба, курицы-несушки, козы и овцы - все вместе под крышей футуристического здания, способного превратить какую-нибудь заброшенную промзону в островок фермерских технологий XXI века.

\"\"


Общая мысль не нова: взять больше урожая с меньшей площади, да ещё прямо в городской черте. Можно привести минимум один крупный довод за: расходы на транспорт сельхозпродукции в мегаполис - не шутка.

Добавьте более лёгкую, чем в поле, автоматизацию, передовые энергетические источники и стерильность продукции. Ведь защита растений и животных от болезней, вредителей, сорняков и прочих напастей \"открытого\" фермерского хозяйства в данном случае максимальна. Чем не будущее сельского хозяйства?

Помните овощную вертикальную ферму и город свиней? Harvest green project смешал их вместе, сдобрив получившийся \"салат\" всеми модными \"зелёными\" технологиями, какие только можно внедрить в высотке.

\"\"

Своё архитектурное предложение Ванкуверу Romses дополнила жилыми корпусами, сельскохозяйственным рынком и супермаркетом, а также научно-исследовательским и учебным заведением с профилем... сельское хозяйство, разумеется.

До 2030 года эти мечты ещё не раз можно будет подвергнуть ревизии. Но уже сейчас ясно: передовые технологии выращивания растений и животных плюс концентрация всех этапов переработки съедобной продукции на крошечном пятачке могут оправдать затраты на возведение такого комплекса.

Не зря о чём-то похожем думают в другой части света.

Лондон задумчиво размышляет - нужно ли ему ещё одно гигантское колесо? Ну, может, не очень-то и гигантское, но примечательное.

Представьте нечто железное и ажурное, очень похожее на водяную мельницу, погружённую в поток воды канала Регента. \"Ящики\", укреплённые на ободе колеса, наполнены чем-то растительным. И каков смысл всей этой стим-панковской конструкции?

Странное сооружение под названием Farmacy призвано освежить и оздоровить район Kings Cross как в эстетическом плане, так и буквально. Ибо колесо это - вертикальная фармацевтическая ферма.

\"\"

Такова фантазия Саманты Ли (Samantha Lee). Farmacy должна выращивать (в длинной цепочке сеток, укреплённых вдоль кирпичной стены канала), промывать, высушивать, измельчать, очищать и настаивать различные лекарственные травы. Здесь же их можно было бы и продавать, - мечтает художница.

Её \"колесо травяного обозрения\" по стилю как нельзя лучше подходит к старому району Лондона. Да и функция сооружения - с намёком.

В 1980-е Kings Cross слыл неблагополучным местом, где процветали наркопритоны. С 1990-х город проводит работы по возрождению и обновлению района, окружающего знаменитый одноимённый вокзал. Потому полезные для здоровья травы - это ещё и символ отказа от негативного прошлого.

\"\"

В своём проекте Саманта подобрала растения, помогающие от типичных лондонских недугов: стресса, бессонницы, простуды и депрессии.

Большое водяное колесо, по замыслу Ли, выступает и как символ прогресса, и как символ пасторали. Не зря этот объект должен оказаться ещё и местом прогулок (тут предусмотрено несколько дорожек), где замученные городской суетой лондонцы могли бы вдыхать ароматы трав. Таков рецепт \"детоксикации\" городской жизни по версии Саманты.

Нас же интересует всё тот же принцип выращивания чего-либо полезного в пределах большого города. Соединение эстетики зелёных насаждений с практической выгодой городских ферм может оказаться подлинным рецептом оздоровления не только для Лондона.


\"\"


Нью-Йорк подхватывает знамя вертикальных ферм. И его гипотетическая суперферма-небоскрёб действительно похожа на знамя. Или на сложенные крылья стрекозы.

Проект так и называется - Dragonfly.

Это детище французского архитектора бельгийского происхождения Венсана Каллебо (Vincent Callebaut), уже известного нам по городам-лилиям, спасающим от всемирного потопа, а также своего рода прообразам вертикальных ферм и садов - проектам воздухоочистительных зелёных башен для Парижа, Гонконга и Мехико.

\"\"

Возвести данное титаническое сооружение (700 метров высоты вместе с антенной, между прочим, и по крышу тоже немало - 600 м) он предлагает на острове Рузвельта.

На 132 этажах \"Стрекозы\" поместятся 28 различных сельскохозяйственных угодий для производства фруктов, овощей, зерна, мяса и молочных продуктов. Если не на весь город, то на близлежащий Манхэттен должно хватить.

Пространство между стеклянными крыльями образует гигантскую теплицу, микроклимат в которой будет поддерживаться сам собой, за счёт естественной вентиляции и испарения влаги под лучами солнца летом и накопления тёплого воздуха зимой в прозрачных стенах, задуманных двухслойными.

Бельгиец посчитал, что подражание природе поможет удержать температуру в ферме на нормальном уровне как в мороз, так и в жару.

\"\"

На фоне всеобщей борьбы за экологию такая архитектурная доминанта города вполне может оказаться привлекательнее для горожан, чем соревнующиеся друг с другом (кажется, до бесконечности) жилые и офисные высотки.

Но, может, кроме визуальной привлекательности такие сооружения не несут в себе никакой практической пользы? В сравнении с классическими фермами за чертой города? Непростой вопрос.

С одной стороны, рост сельского хозяйства во всём мире приводит к деградации земель и опустыниванию. Вертикальные фермы если не остановят эту тенденцию, то хотя бы чуть-чуть смягчат её последствия, полагают \"революционеры\". Ведь чтобы накормить всех землян, пары-тройки таких ферм в мегаполисах явно не хватит. И пары-тройки тысяч, пожалуй, тоже. А сколько на планете было реализовано в последние десятилетия проектов высоток более 400 метров?

\"\"


Потому некоторые специалисты считают, что надо развивать традиционные фермы и традиционные оранжереи (полюбуйтесь на такого гиганта, к примеру).

Другие возражают: человечеству нужна альтернатива. И предлагают крайности - от искусственного леса Сахары (пока ещё не построенного) до подземной фермы в подвале токийского небоскрёба (небольшой - но зато вполне реальной).

Сторонники же традиционного подхода признают, что перемены необходимы, и понемногу движутся в сторону... вертикальности.

Вот на днях канадская агропромышленная компания Houweling Nurseries открыла в Калифорнии необычную теплицу для томатов.

Нет, в её основе всё та же классическая \"плоская\" архитектура. Но сооружение заметно увеличено в высоту, и помидоры тут зреют в столько ярусов, что снизу толком и не разглядеть. Точнее, так всё будет в финале, поскольку на полный режим теплица будет запущена в нынешнем месяце.

Секрет - в высоких подъёмниках, при помощи которых работники смогут собирать урожай. А он не мал: новая теплица будет выдавать 482 тонны томатов с акра, утверждает компания, что в 20 раз больше в сравнении с выращиванием плодов в открытом грунте и на 15% больше, чем дают лучшие теплицы компании Houweling предыдущего поколения.

\"\"

\"Зелёных\" технологий тут немногим меньше, чем в рассмотренных выше утопических проектах. Дождевая вода собирается впрок. Есть и система сбора конденсата. Гидропонная подкормка томатов - по последнему слову. Несколько акров солнечных батарей покрывают значительную долю общего расхода энергии. Есть тут и солнечные тепловые коллекторы, а холодильные установки склада одновременно являются отопителями теплицы в зимний период.

В общем, сооружение практически самодостаточно в плане энергетики, а высокий урожай позволяет канадцам надеяться на 10-летнюю окупаемость постройки, которая обошлась им в $1 миллион за акр, не считая стоимости самой земли, но включая всё энергетическое оборудование и системы контроля климата, гидропонику и упаковочные цеха.

Как видим, даже в более-менее традиционном агропромышленном хозяйстве передовые компании привлекают всё больше новых идей для концентрации производства в сравнительно небольших, но эффективных сооружениях. Может, фермы-небоскрёбы всё же станут однажды логичным продолжением этой тенденции, или просто мы начали мечтать о них слишком рано?