Свобода истории - это свобода всех
На модерации
Отложенный
Трудно представить себе задачу, более благородную, чем борьба с нацизмом. Однако указ Президента РФ о создании комиссии «по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» и проект закона о противодействии реабилитации нацизма внушают опасения, что под этим благородным предлогом будет предпринята попытка ограничить свободу слова и научных исследований, законодательно закрепить одну из возможных точек зрения на историю ХХ века.
Оба документа пронизывает пафос обличения фальсификаторов истории - но только тех, кто действует «в ущерб интересам России». Мы не разделяем подобный избирательный подход к фальсификациям. Правда не бывает избирательной.
На основании нового закона, если он будет принят, уголовному преследованию будут подвергаться не только граждане России, но и тех государств, территория которых ранее входила в состав СССР, причем за действия, совершенные на территории этих, ныне независимых, государств. Подобные законодательные инициативы, содержащие практически невыполнимые и юридически абсурдные положения, наносят ущерб международному престижу России. Указ и закон приведут к дальнейшему ухудшению отношений России с ее соседями, на государственный суверенитет которых они недвусмысленно посягают. Бороться с наследием нацизма - и тоталитаризма в целом - надо, прежде всего, в собственной стране.
Не менее опасны и возможные внутриполитические последствия. Предлагаемые в проекте закона юридические нормы сформулированы настолько неопределенно, что при желании под них можно подвести едва ли не любое неугодное высказывание о прошлом. Несмотря на сделанную в проекте (статья 4, часть 3) оговорку, что действие закона не распространяется на личные взгляды и научные исследования, «если их реализация не направлена на реабилитацию нацизма», в другой статье (часть 6, статья 3) «научные организации» уже упомянуты в числе потенциальных нарушителей нового закона.
Конституция РФ провозглашает: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (часть 3,статья 13). Из этого автоматически следует - и никакая версия истории тоже. Не говоря уже о том, что развитие любой науки невозможно без периодического пересмотра «общепринятых истин».
Вторая мировая война была трагедией для человечества. Трагедией был массовый террор, осуществлявшийся тоталитарными режимами. Понять причины этой трагедии - важнейшая задача исторической науки и всего общества. Чтобы решить эту задачу, нужны открытые архивы, а не закрытые для обсуждения темы. Международный диалог, а не борьба с инакомыслием. Российская историческая наука еще не преодолела последствия идеологического диктата советской эпохи. Уголовное преследование «фальсификаторов истории» приведет к новому падению уровня российской историографии и к ее дискредитации.
Мы призываем историков, российскую интеллигенцию и граждан РФ присоединиться к нашему протесту и защитить свободу исторического исследования и преподавания, без которой немыслимо демократическое общество. Мы призываем Президента и Государственную Думу РФ строить государственную политику в области исторической памяти, опираясь на свободную от принуждений историческую науку и конструктивный международный диалог, имеющий целью преодолеть тяжелое наследие прошлого.
В демократическом обществе свобода истории - это свобода всех.
Комментарии
Азадовский Константин Маркович, писатель, председатель Исполкома Санкт-Петербургского ПЕН-клуба
Анисимов Евгений Викторович, историк, д.и.н., главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН
Байбурин Альберт Кашфуллович, антрополог, д.и.н., профессор Европейского университета в С.-Петербурге
Воронков Виктор Михайлович, социолог, директор Центра независимых социологических исследований (СПб)
Вишневский Борис Лазаревич, обозреватель «Новой газеты», член бюро партии «Яблоко»
Ганелин Рафаил Шоломович, историк, д.и.н., член-корреспондент Российской Академии наук
Головачева Ирина Владимировна, филолог, культуролог, к.филол.н.
Гордин Яков Аркадьевич, историк, писатель
Даниэль Александр Юльевич, историк, член Правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»
"Мы не сеем, не пашем, не строим:
Мы гордимся общественным строем..."
Только, что показали фильм про Л. Кагановича. Доктор исторических наук поведал зрителям, что за полтора года репрессий только по официальным данным было расстреляно 700 тысяч человек. По 2 тысячи человек в день. Вопрос к противникам "Закона о фальсификациях" - откуда доктор взял эти «официальные данные». Укажите ссылку.
Нехорошо передергивать, уважаемый. В Конституции РФ. ст.13, п.1. "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие". и, если приравнять к идеологии и историю, то и она может признаваться как историческое многообразие. Вот так-то, милейший. А насчет "подписантов" - я с удовольствием бы подписался. К сожалению, приведенный почтовый адрес не сработал.