Москва разделяется на районы для богатых и бедных

На модерации Отложенный

Москва очень разная. Кажется, что Арбат и Тверская - это один город, а какой-нибудь Ореховый проезд в районе Зябликово - совсем другой. И дома отличаются, и народ на улицах. Специалисты аналитического центра портала MneDa.ru провели исследование «Качество городской среды и жилая недвижимость Москвы» и сделали вывод: столица стремительно разделяется на районы для богатых и бедных.

ХОРОШО В КРЫЛАТСКОМ, ПЛОХО В КАПОТНЕ

Городскую среду аналитики оценивали по нескольким десяткам критериев. Качество жилья, архитектура, наличие парков, водоемов, транспорта (сколько добираться до центра), торговых центров, фитнес-клубов, кинотеатров. Если в районе были крупные рынки, заводы, железные дороги, аналитики снижали оценку.

Самая комфортная городская среда оказалась в Крылатском, Кунцеве, в районе станций метро «Щукинская», «Войковская», «Сокол», «Университет», «Воробьевы горы». Высокие оценки получили окрестности Патриарших прудов, переулки у Старого Арбата, Большая и Малая Никитские улицы.

Низкие оценки - у окраин вроде Кожухова, Бирюлева и Текстильщиков (см. карту). Эти районы застроены в основном «брежневками», которые в отличие от хрущевок не сносятся. А значит, ждать обновления района - строительства красивых высоток, торговых и развлекательных центров на освободившихся площадях - не приходится. Самая же некомфортная среда, по мнению аналитиков, в Капотне, Карачарове и Курьянове. Метро далеко, экология неважная.

\"\"
 

Именно в таких районах, считают аналитики, скоро начнется обвал цен на недвижимость. С нынешних 110 - 120 тысяч рублей за квадратный метр она упадет до 30 - 35 тысяч. А потом эти районы постепенно превратятся в кварталы для бедных.

- С началом кризиса цены на жилье в спальных районах упали куда сильнее, чем в центре, - говорит директор аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. - Но я бы не стал драматизировать ситуацию. Если «бедные» районы и появятся, то не раньше, чем лет через двадцать.

А вот в ГУВД Москвы уверены, что процесс уже запущен.

- В Москве постепенно складываются национальные анклавы, - рассказал «КП» один из сотрудников ведомства, просивший не называть его фамилии. - В Южном Бутове, например, есть целые дома, где большинство жителей - выходцы из Средней Азии. Они либо снимают, либо купили там квартиры. В Бирюлеве есть дома, почти полностью заселенные уроженцами Северного Кавказа. В Измайлове, рядом с рынками, много лет компактно живут азербайджанцы. Местные жители стараются продать квартиры в «кавказских» домах и переехать. Остаются самые бедные и пенсионеры, привыкшие к месту.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин считает, что кварталы для бедных и богатых появятся в Москве в ближайшие годы.

- Сравните Некрасовку и центр города. Чувствуете разницу? Просто в Некрасовке строится типовое социальное жилье - для очередников, а в центре - элитки. Получается, что обычные москвичи переселяются на окраины, а крупные чиновники и бизнесмены - в центр. И этот процесс будет продолжаться. Госдума приняла закон, позволяющий переселять очередников Москвы (и Санкт-Петербурга) уже даже не на окраины, а в область.

«МАРШРУТКИ - ДЛЯ ПРИСЛУГИ»

Впрочем, кварталы для богатых в Москве уже есть. Жилой комплекс «Покровский берег» расположен на берегу Химкинского водохранилища. Кругом лес и тишина, прерываемая редким шелестом шин дорогих иномарок. Дворы элитных домов - от 2-этажных таун-хаусов до высоток - огорожены трехметровым забором. На ограде - видеокамеры. Подойти к дому можно, только миновав будку охраны. Во дворах ровненькие - травинка к травинке - газоны, монументального вида - как в Александровском саду - скамейки и никаких машин. Все паркуются на подземной стоянке. Подхожу к охраннику.

- Как пройти к 12-му дому?

- Новенький?

- В смысле?

- Работать пришел?

- Почему, в гости!

- А машина где?

- На маршрутке приехал.

Охранник смеется.

- Сюда на маршрутке только обслуга приезжает. Садовники там, няньки, ну и мы...

Берег водохранилища тоже закрыт забором. За оградой - пляж с белым песочком и зонтиками - чистый Тунис! На входе - охранник и... турникет. Прикладываешь карточку жильца и проходишь. Такой вот маленький рай для своих...

«КАВКАЗСКИЙ» БУЛЬВАР

Приезжаю в Северное Измайлово - один из «неблагополучных» районов.

- Двадцать лет здесь живу, район на моих глазах портился, - вздыхает пенсионер Григорий Васильевич, с которым я познакомился, присев рядом на скамейку во дворе. - У нас, на 15-й Парковой, уже, наверное, пол-Кавказа живет. Они на Черкизовском рынке работают, а здесь снимают. Живут по 10 человек в квартире, шумят. Сначала даже мусор в окна выбрасывали и шашлыки во дворе жарили. Сейчас, правда, покультурнее себя ведут. Многие прописались, причем даже в домах под снос, где не прописывают! Мы наш Сиреневый бульвар теперь «Кавказским» называем...

КОММЕНТАРИЙ МЭРИИ

- Мы не проводили исследований на тему «богатых» и «бедных» районов и не изучали их социальный состав, - говорит Фатима Мухамеджан, пресс-секретарь Людмилы Швецовой, заместителя мэра по социальной политике. - Но уверена, что обеспеченные и социально незащищенные люди есть в любом районе. Недавно, например, мы открыли социальный магазин на Тверской с низкими ценами на продукты. Ведь в центре вопреки сложившемуся мнению далеко не все богачи.

МНЕНИЕ ЭКОНОМИСТА

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ВШЭ: «Расслоение порождает классовую ненависть»

- Пока Москва остается одним из самых социально однородных мегаполисов мира. У нас нет ни закрытых фешенебельных районов, ни откровенных трущоб. Практически в каждом районе есть и свои элитки, и старые дома, где живут в основном бюджетники и пенсионеры. С другой стороны, вокруг крупных рынков постепенно складываются национальные анклавы. Это первый тревожный звонок. В Нью-Йорке и Париже уже появились «бедные» кварталы - власти не смогли в свое время решить проблему. Это привело к тому, что в некоторые кварталы, например Нью-Йорка, просто страшно заходить - ограбят. Можно вспомнить и погромы, устроенные арабами в Париже.

Появление в Москве таких районов чревато социальным взрывом. В «бедных» кварталах всегда велика преступность. Кроме того, человеку, живущему в «бедном» районе и общающемуся с людьми низкого социального статуса, трудно сделать карьеру. В человеке растет протест. Другое дело - когда люди разного достатка живут рядом, общаются, их дети учатся в одних школах. Социальная напряженность снимается, бедные и богатые видят друг в друге не классовых врагов, а обычных людей.