РПЦ идет в народ со страхом и упреком
На модерации
Отложенный
Испуг перед обществом, современной культурой и чужой верой мешает отечественному православию в его миссионерских усилиях
Русская православная церковь под водительством патриарха Кирилла пошла в миссионерское наступление. Умелый ритор и опытный проповедник, патриарх выступает на стадионах, собирая молодежную аудиторию и пытаясь найти с ней общий язык.
Кирилл хорошо понимает, что будущее церкви зависит от того, сумеет ли она донести свое учение до нового поколения.
И верно, оставаться в культурном гетто и молиться на прошлое, вздыхая о безвозвратно ушедшей Святой Руси - тупиковый путь.
Но как представляет себе церковь то общество, которому она несет Благую весть? Слушая инвективы иных миссионеров в его адрес, понимаешь, что представления эти окрашены в весьма мрачные тона. Невольно возникает впечатление, что эти люди глядят на современные культуру и общество как на закоренелых врагов церкви, которые спят и видят, как бы ее погубить. А другие конфессии и религии представляются им коварными соперниками, только и мечтающими умыкнуть простые души и увести их в лабиринт ложных верований.
Во многом эти мрачные образы - следствие слишком долгого пребывания в том самом гетто, из которого церковь как раз и хочет вырваться. И они мало соответствуют действительности.
По большей части общество не видит в православии врага (горстка завзятых антиклерикалов не в счет). Скорее, оно относится к нему благодушно. Но это благодушие имеет отвлеченный и безразличный характер.
Да, православие - это хорошо, но в чем заключается его «хорошесть» большинство людей ответить не смогут. Или ограничатся общим местом, что Россия всегда была православной, пусть ею и остается. И это неудивительно. Потому что православные миссионеры ровно о том и говорят. Но говорят с паническими интонациями: православию, этому национальному достоянию грозит неминуемая порча. И первейшая задача церкви заключается в том, чтобы защититься от этой угрозы. Какое все это имеет отношение к реальной жизни людей, что может изменить в ней вера - подобные вполне конкретные вещи в этих потоках витийства различить крайне трудно (одно из немногих исключений - выступления патриарха). Пока благожелательный индифферентизм сохраняется. Но если личностная проповедь веры будет вновь и вновь подменяться битвой с химерами, благодушное безразличие сменится скукой, или, хуже того, неприязнью. Слишком далеки эти абстрактные страшилки от тех проблем, с которыми сталкиваются россияне.
Современная культура даже в самых радикальных своих проявлениях тоже не видит в православии врага. Более того, в отличие от большинства публики, актуальные художники испытывают живой интерес к религиозным вопросам самим по себе.
Когда художник пишет на логотипе «Кока-колы» - «Сие есть кровь моя», он нисколько не посягает на образ Спасителя.
Напротив, выступает как ярый борец с обществом потребления, которое запросто творит суррогат священного из предмета купли-продажи. Кощунствует как раз оно, а не художник. Как ни дико это прозвучит для иного ревнителя православия, художник бьется с кощунством гораздо смелее, чем он, подвергающий его работу яростному остракизму.
Если стихотворец в мрачной поэтической грезе сталкивается с собственным ангелом хранителем, который своим непотребным обликом скорее пугает, чем вдохновляет (да и ангел ли это?), стихи свидетельствует о его безжалостной внутренней честности. А вот желание ревнителей православия привычно обвинить его в сатанизме говорит об их духовной слепоте и следовании пустым стереотипам благочестия.
Нелепо бесконечно подозревать инославие в прозелитизме, попытке обманом залучить в свои сети простодушных россиян. Даже если такие вещи имеют место, не они должны определять отношения между религиями. Христианские конфессии достигнут гораздо большего на пути сотрудничества, а не чрезмерной подозрительности.
Когда православные борцы за чистоту веры набрасываются с подобными (часто беспочвенными) обвинениями на католиков и протестантов, выставляя их чуть ли не главными врагами церкви, это вызывает недоумение у самой широкой публики. И миссионерским усилиям вовсе не способствует, а только подрывает авторитет церкви.
Между тем именно католицизм первым стал успешно создавать массовые молодежные движения, а протестанты накопили большой опыт в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью. И гораздо продуктивнее было бы на этот опыт опереться, а не отвергать его с порога как происки нечестных конкурентов.
О скандальном выяснении отношений с нехристианскими религиями и говорить не хочется. Попытки выставить их в качестве преступных сообществ, стремящихся к наживе, а то и сборищ экстремистов, да еще и науськивать на них государство, сильно вредят церкви в ее миссионерском наступлении. Уж слишком они смахивают на доносы, до которых негоже опускаться организации, рассуждающей о незыблемых моральных принципах.
В чем же причина столь негативного взгляда на общество, культуру и чужую веру, который характерен для немалого числа людей, выдающих себя за радетелей православия? Причина одна - страх.
Именно он заставляет видеть за церковной оградой толпы врагов и недоброжелателей, которых надо сокрушать мечом истинной веры. И тратить кучу сил на битву с химерами, порожденными воспаленным воображением. Этот страх - результат невежества, но еще в большей мере неизжитой осадной психологии, которая впрямую противоречит миссионерской открытости. И, самое печальное, он выдает неуверенность в себе. Если этот испуг не будет преодолен, миссионерское наступление, предпринятое РПЦ, быстро захлебнется.
Комментарии
Души миллионов может зажечь лишь неистовый и суровый проповедник, истинно идущий по пути Христову- в большом и малом. Готовый отдать жизнь за Божью правду. Есть такие, но их мало и их не видят массы.
А любая религия должна отрицать инославие как ложные учения. Иначе "много истин" , т.е. нет ни одной.
Читающее общество - крайне негативно. Достаточно даже на этом портале прочесть комменты о церковных событиях.
А потом народ и отвергает церковь.
Вот только щиты эти - из блинов леплены. Не защитят.
Только вот химеры имеют обыкновение материализовываться, кто хочет войны, он ее находит...
1. Причина отсутствия миссионерской работа - тотальная лень в РПЦ
2. Благословение Священства - как способ манипуляции и отстранения от служения активных и неординарных граждан
3. Инициатива в РПЦ наказуема, особенно в Красноярской Епархии
4. Люди работают на кошелек.... и усилия чуть большие никого не интересуют.
5. В православии остаются особо преданные около батюшек, большинство из коих маленькие Папы Римские с сектантскими наклонностями.
И так далее
А положение дел в церкови можно сравнить с медициной. Медицина лечит тела, а церковь призвана лечить души. И там и там есть много проблем.
Я думаю, что у неё этой Благой вести нет и не было. Деяния представителей РПЦ говорят о своей противоположности Богу.
Действительно, кроме тупого запугивания населения адом, предания анафеме инакомыслящих (а к ним, естественно относятся все неправославные) РПЦ ничем не занимается.
Паства РПЦ - в основной своей массе люди необразованные и не задающие "лишних вопросов". Большая часть этой паствы - люди, исполняющие ритульные действия, не более того. Поговорите, к примеру с такими "верущими". Вы придете в ужас от их познаний в области того же Православия.
Об агрессии, лени, нечестных приёмах РПЦ и говорить противно.
И что действительно актуально: параноидальность РПЦ. Ревнители православия постоянно ищут объекты своих проклятий именно в окружающих. Заметьте, не в себе! Вообщем средневековый приём "охоты на ведьм" взят на вооружение давно и используется как инструмент поддержки.