Не вернуться ли на свое место испытанному национальному лидеру?

На модерации Отложенный

Взрыв «Невского экспресса» усилит противоречия во властной верхушке, полагают эксперты: он может быть использован пропутинской группировкой как повод объявить о том, что Медведев «не справляется с возрастающей волной терроризма» и призвать на царство «испытанного национального лидера» — Владимира Путина. Который, кстати, до сих пор никак не выразил — по крайней мере, публично, — своего отношения к происшедшей трагедии.

Поезд «Невский экспресс» был взорван поздно вечером 27 ноября. По последним данным, 26 человек погибли и 95 получили ранения. Ответственность за это преступление взяли на себя представители некой националистической группировки «Комбат-18», но, похоже, следствие не рассматривает эту версию всерьез.

«Невский экспресс» взрывают не первый раз: подобный теракт уже был совершен в августе 2007 года. Тогда ответственность за теракт возложили на Павла Косолапова — русского приверженца радикального ислама, найти которого правоохранительные органы не могут, зато«вешают» на него многие крупные теракты, совершенные с 2004 года: взрывы под линиями ЛЭП в Подмосковье, на остановках общественного транспорта в Воронеже, на рынке в Самаре и т.д.

Между тем, взрыв «Невского экспресса» – это первый крупный теракт в европейской части России, совершенный во время президентства Дмитрия Медведева. В первые часы после случившегося президент собрал силовиков на совещание и принес свои соболезнования родственикам погибших. А вот премьер Владимир Путин до сих пор хранит молчание. «Что касается отсутствия реакции Путина на произошедшую трагедию — это,кстати, довольно характерная его реакция, — говорит политолог Андрей Пионтковский, — Вспомним Беслан и Норд-Ост — его по нескольку дней нигде не было».

Если рассматривать версию о «северокавказском следе» преступления, продолжает эксперт, молчание Путина вполне закономерно: «замочить всех в сортире» и таким образом навести порядок на Северном Кавказе он обещал еще 10 лет назад, и то, что теракты продолжаются и по сей день, причем в самом центре России, говорит не в его пользу.

В связи с этим примечательна и следующая статистика, приводимая компанией «Медиалогия»: освещая подрыв «Невского экспресса», российские СМИ упомянули Медведева 825 раз, директора ФСБ Бортникова — 352 раза, а Владимира Путина — лишь 232 раза.

«С таким количеством тротила можно и Лубянку подорвать»

Впрочем, эксперты полагают, что настоящие причины теракта далеки как от происходящего на Северном Кавказе, так и от деятельности доморощенных нацистов.

«Меня заинтересовала такая версия, что взрыв произошел не под поездом, а в вагоне. Если взрыв произошел в том вагоне, где ехали чиновники — в самом дорогом вагоне — то это, например, могла быть целенаправленная акция против главы Росавтодора Сергея Тарасова. А это — человек важный, он был одним из двух главных претендентов на петербургский «престол» в случае смещения Матвиенко. То есть, нельзя исключать, что это была акция против Тарасова — а уж остальное, организаторов, видимо, не волновало», — поделился своими предположениями с DAILYONLINE.RU президент Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

По его мнению, диверсионная деятельность пресловутого Косолапова в данном случае – не более, чем миф: «Я не очень верю в «исламистские» взрывы — смысла-то в них нет никакого. С таким количеством тротила можно ведь и Лубянку подорвать, так зачем же взрывать поезд? А кроме того, если эти «исламисты» хотят, чтобы их считали злодеями невероятной силы — они ведь должны взять за это ответственность. Но ведь не берут! Ни за прошлый подрыв «Невского экспресса», ни за этот», — отмечает политолог.

Версия о причастности к взрыву группировски «Комбат-18» также не выдерживает критики: «Действительно существует такая нацистская группа.

Но у них до сих пор не было ячейки в Петербурге — только в Москве и в Ростове-на-Дону в основном. И тот человек, который владеет сайтом, где появляются эти странные заявления нацистских организаций — это человек из Воронежа, который, по некоторым данным, состоит в большом количестве как крайне правых, так и крайне левых организаций, и, вполне возможно, имеет отношение к спецслужбам», — рассказал Прибыловский DAILYONLINE.RU.

Важно не то, что произошло, а как это будет использовано политическими силами

С другой стороны, проиcшедшее могло быть и не терактом. «Мне показалась очень назойливой настойчивость главы РЖД г-на Якунина, который с первых же слов попытался продвинуть версию теракта. Так что будем вместе с другими гипотезами рассматривать еще и техногенную катастрофу», — предполагает Пионтковский.

Однако, отмечает политолог, в политическом смысле, при всей тяжести понесенных человеческих потерь, важно не то, что произошло, а как это будет использовано политическими силами.

«Очевидно, что правящий режим сейчас переживает внутренний кризис. И очень важная составляющая этого кризиса — это соперничество различных кланов (условно – промедведевского и пропутинского). Даже в официальной прессе оценки, которые даются десятилетию путинского правления (например, в той же статье Медведева «Вперед, Россия!») — просто крайне уничижительны. И удивительно, что за несколько месяцев тотальной критики режима ни один из его пропагандистов (вспомним павловских, колеровых, никоновых) не выступил в его защиту — в смысле «не очерняйте там», «были большие достижения», «вставали с колен» и т.д. Не слышно этих голосов!» — замечает политолог.

В связи с этим для Путина и его группировки сейчас складывается такая ситуация, при которой они должны или перейти в какую-то контратаку, или же они будут шаг за шагом терять власть, и этот процесс будет продолжаться, убежден Пионтковский.

«Поэтому атмосфера терактов может быть использована, скажем, для такого тезиса, что вот, мол, президент Медведев не справляется с возрастающей волной террористической активности, которая распространяется не только на Кавказе, но теперь уже и в центральных районах России. Не вернуться ли на свое место испытанному национальному лидеру? Вот такой сценарий использования атмосферы терактов одной из группировок, на мой взгляд, никоим образом исключать нельзя », — делает вывод аналитик.

«Мало ли еще какие могут быть наказания для народа, безопасность которого они не смогли обеспечить?»

Между тем, независимый политолог Дмитрий Орешкин напоминает о том, что любой совершенный в обозримом прошлом крупный теракт власть использовала для того, чтобы ограничить права и свободы граждан.

«Мы видели, как после каждого теракта наказывают общество, а не террористов. Сужают права общества под разговоры о том, что надо защитить его, это бедное общество, от террора. После всех бед и терактов, проявляющих некомпетентность наших силовиков. Вот и теперь случившееся может лечь в русло их обычной традиции: они должны еще как-то наказать народ за этот теракт, отобрать еще какие-нибудь выборы или ввести какие-то меры, ограничивающие свободу передвижения. Мало ли еще какие могут быть наказания для народа, безопасность которого они обеспечить не сумели», — прогнозирует Орешкин.

С другой стороны, Орешкин предполагает, что президент Медведев может пойти другим путем: отправить в отставку силовиков, также как он уволил военных, ответственных за взрывы в Ульяновске.

«Это без сомнения было бы более содержательным шагом. Во всяком случае, это могло бы означать появление концепции, говорящей, чт спецслужбы с абсолютно развязанными руками не в состоянии обеспечить безопасность общества. Так может быть, сработает другая концепция: спецслужбы смогут обеспечить безопасность обществу, если общество установит над ними гражданский контроль?»