Синдром страуса: спастись от кризиса играючи

На модерации Отложенный

Во многих публикациях о кризисе красной нитью проходит мысль о том, что трудная ситуация заставит социально-пассивных или привыкших к относительно благополучной жизни людей, наконец, серьезно задуматься над эффективностью своей работы, нужностью профессии, и вообще, все это приведет к оздоровлению обществ и экономик. С одной стороны, стрессовые ситуации действительно способны пробудить в человеке скрытые ресурсы. С другой - надо признать, что несмотря на декларируемое построение общества эффективной конкуренции и успеха, состоящее из вот таких активных индивидов, на деле (по крайней мере, в России) наш социум предельно атомизирован и приучен жить одним днем по схеме «работа - развлечения». Внезапная потеря почвы под ногами кого-то, конечно, сподвигнет на активные действия. Но думается, многие предпочтут зарыть голову в песок и до последнего ждать, что все образуется само. Тем более, что нынешняя медийная инфраструктура своими потоками развлекательного контента этому только способствует. У звезд на льду всегда счастливые улыбки, Интернет работает, очередные серии очередных сериалов исправно выходят. Все как обычно.

Те страны, которые уже столкнулись с серьезным ростом безработицы, отмечают такое явление, как рост спроса на развлечения, которые вполне можно назвать «эскапистскими». Это не новое явление - как показал опыт экономических кризисов 20 века, в такие периоды возрастает спрос на развлечения. Так, Голливуд своим экономическим успехом, как считается, обязан Великой депрессии (и кстати говоря, кассовые сборы в США возрастали на протяжении пяти из семи экономических кризисов, включая нефтяной кризис 70-х и крах высокотехнологичных компаний в начале 2000-х). Даже когда дела совсем плохи, люди находили деньги на дешевый билет в кино, чтобы отвлечься от окружающих проблем, причем чем более далек сюжет от реальности, тем лучше - во времена Великой депрессии американцы с удовольствием ходили в кино, например, на комедии и фильмы про монстров. А в Великобритании во время экономического спада 1990-х активно росли продажи видеомагнитофонов. Однако сегодня в области «отвлекающих развлечений» у кино появился серьезный конкурент - это Интернет и индустрия компьютерных игр. То, что во время кризисов люди больше играют в компьютерные игры, также подтверждено опытом. В частности южнокорейская индустрия видеоигр превратилась в высокодоходную сферу и превратила страну в одного из лидеров азиатской игровой индустрии именно во время азиатского финансового кризиса в конце 90-х. Сегодня ситуация повторяется.

Производители компьютерных игр убеждены, что нынешний кризис сделает для них то, чего не дали бы годы хорошего маркетинга. «Во время экономических спадов люди ищут таких развлечений, где они смогут получить максимум за каждый потраченный доллар. Онлайн-игры предлагают виртуальные миры с полным эффектом „погружения\", куда люди могут сбежать от повседневных неприятностей», - цитирует Reuters Лана Хоанга, CEO компании Aeria Games & Entertainment, которая занимается продвижением азиатских компьютерных игр на рынках Европы и США. К тому же во время кризис растет число людей, потерявших работу. При этом какие-то средства к существованию (сбережения, пособие) по крайней мере в развитых странах, у безработного есть, и фактически это человек у которого есть свободное время. Представители игровой индустрии убеждены, что в ожидании вакансии и между походами на собеседования люди будут «сбегать» от действительности именно в виртуальное пространство.

Хотя бы потому, что это дешево, в отличие от похода в кино, в гости, на концерт. Reuters пишет, что в Интернет-клубах Сеула уже сейчас вечерами куда-больше посетителей, чем раньше. «Думаю, людям просто некуда больше пойти» - говорит один из владельцев такого клуба. Может быть ситуация такова только в Юго-Восточной Азии? Нет, аналогичны и наблюдения и американских экспертов. Так, Джереми Льюис, CEO компании Big Fish Games в Сиэтле убежден, что кризис только улучшит показатели игровой индустрии, так его компания уже планирует на 10% увеличить штат своих сотрудников. «Наши покупатели, к сожалению, сейчас теряют работу и пытаются найти новую. Наши игры становятся для них способом развлечься, расслабиться и „отсрочить\" очередную порцию реальных проблем», - говорит он. Во что играть - не так уж и важно. Кого-то от потерянной зарплаты отвлекают погони с пушкой за инопланетными монстрами, а кто-то, чтобы перестать думать о полном проблем завтрашнем дне сосредоточенно решает интеллектуальные компьютерные головоломки.

В России статистические данные продаж компьютерных игр и развлекательного контента говорят скорее об убытках этого сектора. Но надо заметить, что большинство россиян покупают официальные версии игр и другой развлекательный контент только в том случае, если не удается найти бесплатный, чаще всего пиратский, вариант. А значит, на точность подсчета вряд ли можно рассчитывать. К тому же помимо игр признаки эскапизма явно можно увидеть и в участии пользователей в многочисленных Интернет-комьюнити. Выставление оценок за фотографии любимой собачки или объяснение очередным «софорумчанам», кто здесь самый умный, само по себе ничем не плохо. Беда только в том, что все это многих отвлекает от наблюдений за реальным миром. Можно даже заметить с какой гордостью граждане у нас, что «в реале , что «в виртуале», говорят о том, что нормальный человек не интересуется ни политикой, ни обществом, да в сущности ничем, кроме работы, хобби и «ближнего круга» - друзей и родных. Многие даже убеждены, что и кризиса никакого нет, а его выдумали журналисты. Поэтому пока вокруг в прямом смысле не начнет что-то рушиться, все эти люди так и будут скачивать из Сети любимый сериал и запускать персонажа игры на очередной уровень. Даже угроза пандемии свиного гриппа только поможет этой безразличной разобщенности - люди тем более лишний раз не отправятся в путешествие, не пойдут в театр или на концерт, а в больших городах - просто постараются не выходить на улицу и будут больше оставаться дома.

В этом смысле нынешний кризис может представлять угрозу не только материальному благополучию россиян. Вроде бы перед лицом общих проблем люди должны объединяться и помогать друг другу. Но на деле годы философии «дружба дружбой, а табачок врозь» в результате могут привести к ситуации, когда общество резко разделится - у одного соседа дела совсем плохи, нет работы, а другой радуется, что уволили не его, пока все нормально, а значит, что толку думать о мировых проблемах. Разобщенным индивидам, занятым бытовым выживанием, и щедро снабжаемым развлекательной и отвлекающей от тревожных мыслей медийной жвачкой, не будет никакого дела до высоких материй и причин кризиса. А значит, все решения будут приняты за них. Так что если их больше волнует происходящее на телеэкране или мониторе компьютера, чем то, что происходит вокруг - это очень кстати. Вот только вопрос - понравится ли им реальность, в которой они в итоге могут оказаться?