ЦБ не знает, сколько \" плохих долгов\" у банков России

На модерации Отложенный

После нескольких месяцев бодрых рапортов о низком уровне просроченной задолженности в России Центробанк наконец признал - сколько кредитов просрочено, никто толком не знает. Существующая сейчас система официального учета не позволяет получить достоверные данные. ЦБ намерен изменить систему, в результате видимый уровень \"плохих\" долгов в банковской системе может резко вырасти до 20-30%.

Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский в среду выступал перед участниками рынка на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге. Он признал, что нынешняя официальная статистика не объективно отражает ситуацию в российской банковской отрасли, а оценки независимых экспертов в разы отличаются от данных ЦБ.

Такое положение вещей объясняется несовершенством системы и недобросовестностью самих банков. Первое ЦБ намерен изменить, со вторым - обещает бороться.

Статистика

На конец апреля ЦБ оценивает просроченную задолженность по корпоративным и розничным кредитам без учета Сбербанка в 4%. При расчете этого показателя по действующим правилам как просроченный кредит учитывается только та часть ссуды, которая не была погашена вовремя.

Симановский заявил, что до конца года ЦБ потребует от банков, чтобы помимо этого показателя, они также оценивали просрочку как полную оставшуюся сумму всех непогашенных кредитов, платежи по которым просрочены более чем на один день. Именно такая статистика позволит оценить потенциальную угрозу для отрасли.

При этом ЦБ подчеркивает, что оценки просрочки по новым правилам не потребуют от банка формирования дополнительных резервов на покрытие плохих долгов и пока будут использоваться лишь в информационных целях. Впрочем, как говорит Симановский, отдельные банки пытаются даже в нынешних условиях сэкономить на резервах. Это второй фактор, объясняющий проблемы учета.

Уклонение от резервов

Как заявил Симановский, к 1 апреля российские банки реструктурировали - то есть отсрочили или смягчили условия выплаты долга - уже 20% своих кредитных портфелей.

При этом часть этих сделок, знает чиновник ЦБ, это недобросовестная реструктуризация долга, то есть \"на мертвого заемщика\".

Дело в том, что зачастую банкам выгодно оформить долг, надежды вернуть который уже нет, не как \"плохую\" задолженность, а как реструктуризацию, отсрочку. Завышая таким образом свои показатели, банки могут меньше денег откладывать в резерв на покрытие \"плохих\" долгов и больше средств направлять в текущую работу. При этом если в будущем банк \"лопнет\", его кредиторам и вкладчикам из-за рискованной политики не удастся вернуть свои деньги.

Симановский не сказал, сколько из 20% реструктурированного портфеля приходится на \"мертвых заемщиков\", но отметил, что благодаря этому банкам удалось \"сэкономить\" на резервах около 100 млрд рублей. Симановский заявил РИА \"Новости\", что проверка ряда банков выявила недостачу резервов, однако при этом ЦБ не намерен устанавливать норматив покрытия просроченной задолженности.

Сейчас, по оценке представителя ЦБ, резервы банков больше официально учтенной просроченной задолженности лишь в 1,8 раза, хотя в начале года они превышали просрочку вдвое, а на 1 января 2007 г. соотношение равнялось 2,5.

Сколько просрочки

Когда у ЦБ появится новая статистика, неизвестно, однако на сегодняшний день целый ряд авторитетных участников рынка и экспертов уже сделали свои оценки. Глава Сбербанка Герман Греф говорил о 10% просрочки в среднем по отрасли. Агентство Standard & Poor´s оценивало уровень проблемной задолженности у российских банков в 15-20%. Из этого объема S&P отнес больше половины на реструктурированные долги.

Газета \"Ведомости\" приводит слова топ-менеджера крупного государственного банка, который полагает, что из того объема в 20% реструктурированных долгов три четверти приходится на проблемные кредиты.