Олигархические разборки на фоне кризиса
На модерации
Отложенный
Спецавтомобили «скорой помощи» Fiat Ducato, закупленные Минздравсоцразвития, имеют на 40% большую цену, чем аналогичные автомобили ГАЗ, в полтора раза большую стоимость технического обслуживания и меньший срок гарантийной эксплуатации. Зато - на удивление - полностью соответствуют условиям так называемого «тендера» по всем первоначально заявленным характеристикам!
«Лишь мёртвые увидят конец войны»
Платон
На днях Сбербанк РФ совместно с канадской компанией Magna International и «Группой ГАЗ» подали заявку на покупку германского автомобильного производителя Opel, пока еще входящего в состав американской компании General Motors. Их основными конкурентами являются итальянский Fiat, объединение европейских дилеров Opel и американская компания по выкупу проблемных активов Ripplewood Holdings LLC. Сделка должна быть завершена до конца этой недели, так как очень вероятно, что до 1 июня американский гигант General Motors будет объявлен в США банкротом. Если сделка удастся, то в руки Сбербанка перейдет 35% акций, а в руки канадцев 20% акций, участие же «Группы ГАЗ» выразится в том, что часть производства автокомпонентов и автосборочных производств концерна будут переведены из Европы в Россию и начнут работать на базе мощностей Горьковского автозавода (Нижний Новгород).
Казалось бы, что может бы лучше для отечественного автопрома - ведь таким образом путем не особо больших затрат один из отечественных автогигантов приобретет не просто современные производственные мощности, но и технологии и возможность производства самых современных моделей Opel в России. Уже сейчас «Группа ГАЗ» выпускает самый современный автомобиль среди отечественных производителей - Volga Siber, и увеличение современного модельного ряда пойдет только на пользу отечественному автопрому, который его оппоненты дежурно обвиняют в производстве «старых консервных банок». Руководитель Сбербанка Герман Греф заявляет, что покупка компании Opel осуществляется в интересах Российской Федерации.
Но Россия воистину «страна чудес», в которой левая рука делает вещи совершенно противоположные действиям правой. Недавно Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) и Министерство здравоохранения и социального развития РФ проводили тендер на поставку автомобилей «скорой помощи». Еще до начала конкурса руководство этих ведомств отказало Горьковскому автомобильному заводу в участии в тендере на государственную закупку автомобилей «скорой помощи» на сумму 1,8 млрд. рублей. В результате рассмотрения тендерных заявок выяснилось, что ни по одному из лотов, на участие в которых претендовал ГАЗ, заявки Горьковского автозавода не были допущены до участия в конкурсе.
Отказ федеральных структур был мотивирован несоответствием заявленных ГАЗом параметров автомобилей условиям тендера, в частности, тендерные условия содержали такие параметры, которые ранее никогда не включались в госзаказ по подобным спецавтомобилям. Это, например такие требования, как наличие переднего привода автомобилей (в течение ряда прошлых лет ГАЗ, например, поставлял автомобили не только с задним, но и с полным приводом), а также конкретные требования по размерам корпуса, по наличию дисковых тормозов, регулируемого под рост водителя руля.
Откуда взялись такие требования к автомобилям? В течение ряда лет ГАЗ был основным поставщиком медицинских автомобилей в госучреждения здравоохранения, поставив за только за 2006 - 2007 года 10,785 тыс. автомобилей (в том числе 6,722 тыс. штук в 2006 году) на сумму 6,2 млрд. рублей, а всего за три года более 18 тысяч машин, причем никаких серьезных претензий и жалоб по этим автомобилям от министерства не было. Мало того, ранее перед началом подготовки тендера составителями госзаказа рассматривалась предварительная документация имеющихся производителей, чтобы определить технические параметры производимой продукции - в этом году такого сделано не было.
А «ларчик» как всегда открывается просто - по результатам «тендера» были «выбраны» автомобили Fiat Ducato компании Sollers, причем по ряду позиций конкурсы были объявлены несостоявшимися или вообще не проводились, и эти спецавтомобили были закуплены по заявленной цене производителя. Эти автомобили имеют на 40% большую цену, чем аналогичные автомобили ГАЗ, имеют в полтора раза большую стоимость технического обслуживания и меньший срок гарантийной эксплуатации - зато «полностью» соответствуют условиям «тендера» по всем первоначально заявленным характеристикам, включая даже такое специфическое как «обогрев заднего стекла для лучшего обзора», хотя отечественный ГОСТ имеет строгие требования о тонированном заднем остеклении и перегородке между водителем и салоном в автомобилях «скорой помощи».
Все эти факты, а также то, что по действующим отечественным нормативам автомобили ГАЗа полностью соответствуют ГОСТу и никак не могли быть просто не допущены к тендеру, привело к активным обвинениям со стороны руководства «Группы ГАЗ» организаторов тендера в том, что все нормативы были заранее подогнаны под автомобиль Fiat Ducato компании Sollers. Руководство «Группы ГАЗ» подало жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу, а Профессиональный союз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и первичная профсоюзная организация ОАО \"ГАЗ\" обратились к министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой с просьбой \"разобраться\" в сложившейся ситуации.
Казалось бы, что такое этот скандал вокруг поставок «скорой помощи» в наше время, когда коррупция проникла во все эшелоны власти? Но тут есть один очень интересный момент - что такое пресловутая компания Sollers? Компания эта создана А. Мордашовым из принадлежащих ему предприятий автопрома, в том числе Ульяновского автозавода, Заволжского моторного завода и автосборочного предприятия в Елабуге. Этот олигарх известен давней и сильной враждой с владельцем «Группы ГАЗ» О. Дерипаской, «военные действия» между ними прошли через много периодов активного противостояния и затишья и сейчас переживают новую эскалацию.
В истоках конфликта, вероятно, лежат плохие личные отношения двух олигархов, но их «война» в автопроме имеет предысторию.
В советское время Горьковский автомобильный завод имел два крупных отделения: Арзамасский машиностроительный завод, который производил военную и специальную технику (БТР - 60/70/80 и разного рода тягачи и вездеходы), а также Заволжский моторный завод (ЗМЗ), который производил все двигатели для гражданских автомобилей. В начале 90-х в период приватизации ЗМЗ был превращен в отдельное предприятие и приватизирован отдельно от ГАЗа, однако долгое время отношения между предприятиями были добрососедскими и партнерскими.
Все изменилось после того как в рамках «социальной ответственности» олигархов О. Дерипаска стал владельцем ГАЗа, а А. Мордашов приобрел УАЗ, а в очень короткие сроки и ЗМЗ. Несмотря на попытки оппонента влиять на УАЗ через покупку двигателестроительных предприятий этого завода, вроде Ярославского машиностроительного завода, структуры «Северстали» приобрели мощный инструмент влияния на ГАЗ. Каждый год между представителями ГАЗа и ЗМЗ шли тяжелые переговоры о поставках двигателей и условиях этих поставок, в результате которых последним удавалось навязывать все более и более тяжелые условия для структур О. Дерипаски.
В результате этой «войны» с легковых автомобилей ГАЗа практически исчезли двигатели ЗМЗ и их заменили американские двигатели Chrysler, качество первых партий которых было настолько низким, что они были отправлены в брак. В дальнейшем эти двигатели получили оскорбительное сленговое название «крысы», но закупать их в Америке все равно оказалось выгоднее и дешевле, чем новые двигатели ЗМЗ. Состоялся полный разрыв производственных связей между когда-то взаимосвязанными предприятиями, и это тяжело отразилось как на отечественном автомобилестроении, так и двигателестроении.
Мало того, это имеет свое отрицательное влияние и в военной промышленности - ведь в том числе и по этой причине отечественный автомобиль «Тигр» производства «Группы ГАЗ» до сих пор имеет импортный двигатель Cummins В-180.
Более того, одно время структуры Мордашова перенесли «военные действия» на территорию своих оппонентов и, пользуясь поддержкой тогдашней администрации города, даже издавали антигазовскую газету. Однако со временем «война» стала затухать и практически прекратилась, если не считать регулярных «обострений» в период переговоров о поставках двигателей перед каждым новым производственным годом. Что принесло это противостояние олигархам? Возможно, только моральное или эстетическое удовлетворение, ибо в материальном плане они остались при своих активах, даже скорее Дерипаска получил некоторое преимущество, снизив свою зависимость за счет использования иностранных двигателей.
Но вот грянул кризис и обнажил многие проблемы в нашей финансовой системе и промышленности, а падение цен на основные экспортные товары резко уменьшило доходы олигархов. Особенно это коснулось О. Дерипаски, на структурах которого тяжелой ношей повисли многочисленные финансовые обязательства, вызванные, в том числе и его недавними действиями по получению контроля над «Норильским Никелем».
Головная управляющая компания олигарха «Базовый Элемент» имеет много обязательств перед банками, в том числе и иностранными, и сейчас ведет переговоры по реструктуризации долгов, которые достигают как минимум 15 миллиардов долларов.
«Тигр», который ранее отличался активным атакующим характером, внезапно ослаб и пошатнулся, что не могло не вызвать атаку более мелких хищников с целью получить доступ к самым финансово прибыльным активам - управляющей компании «Русский Алюминий» (даже «Альфа Групп», лишь недавно с трудом избежавшая собственного банкротства, и та предъявляет финансовые претензии).
Одним из мощных средств давления на Дерипаску стали долги «Группы ГАЗ», которые составляют около 40 млрд. рублей, ведь этот актив не столько экономический, сколько политический, так как был приобретен им в рамках «социальной ответственности», и от состояния этого предприятия и занятости его работников зависит отношение к олигарху государственных структур. Тут в ход пошли все средства: Дерипаске отказали в государственной помощи (причем не только в России, но и в Великобритании, где он, скорее всего, будет вынужден закрыть принадлежащее «Группе ГАЗ» предприятие LDV), ни одна машина ГАЗа даже не рассматривалась кандидатом в список автомобилей по льготному кредитованию (хотя, например, туда пытались протолкнуть явно более дорогой Volkswagen Jetta), а автомобиль Volga Siber отказались рассматривать как кандидата на служебный автомобиль для государственных структур, даже бронеавтомобиль ГАЗ «Тигр» и тот пока не закупается армией в больших объемах из-за... «иностранного двигателя»(!!!). Одним из очередных средств в этой цепи и стал пресловутый «тендер» на поставку «скорой помощи»...
Хочется спросить у наших чиновников, которые в органах государственной власти поддерживают такое давление на «Группу ГАЗ»: думают ли они о десятках тысяч работников ее предприятий, о членах их семей, о судьбе Нижнего Новгорода и Нижегородской области, зависящих от бюджетных выплат ГАЗа, о судьбе одного из крупнейших автопроизводителей страны, о судьбе отечественного автомобилестроения вообще?
Ведь в рамках «олигархических войн», возможно, есть и другие инструменты, менее болезненные, чем ставить под удар простых людей, которые все еще занимаются реальным промышленным производством. Хочется думать, что государство все-таки разберется и даст указание обеим своим «рукам» действовать в одном направлении - в направлении декларируемой поддержки отечественного автопрома и осуществления политики реальной «равноудаленности» олигархов.
Комментарии
Такой хлам из них получается через 2-3 года ...
Фирменного сервиса, нет, бензин у нас - все знают, масла дорогие, покупать не будут....
Так что присединяюсь к ротмистру