О свиногражданах и засилии помоек

На модерации Отложенный

В последнее время я все чаще ощущаю себя зрителем интерактивного блокбастера. Условное название - \"Восстание помойки\". Главный злодей - мусор. Он плодится, размножается и захватывает страну. Его все больше в подъездах, во дворах, в парках, лесах, реках и морях. От него не спрятаться ни за сто километров от большого города, ни за тысячу. У мусора среди людей есть тайные агенты - свинограждане. Или просто свиньи. Характерные приметы: морда кирпичом, не самый низкий уровень доходов (иначе нечем будет гадить), привычка включать музыку на полную громкость, первые признаки алкоголизма, повышенная раздражительность и уверенность, что мы живем в самой великой и огромной стране, которой всё нипочем.

Мой родной город Гатчина. Дворцовый парк, в котором в детстве я гулял и не видел ни одного окурка, брошенного мимо урны. Теперь возле каждой лавочки горы алюминиевых банок, пластиковых стаканчиков, пакетов от чипсов - следы свинограждан. При первом же дуновении ветра вся эта радость разносится по вековым аллеям, плавает по Белому озеру, провоцирует на то, чтобы взять в руки автомат, подкараулить очередную хрюкающую семейку и пустить очередь хотя бы над их головами. Недавно они сожгли Павильон Венеры, красивейшее архитектурное сооружение XVIII века. Еще раньше разломали символ парка - горбатый мостик. Свиньи наглеют и входят во вкус. Мусорных контейнеров и урн хватает. Но воинам помойки они не нужны. Не отвечают их понятиям о свободе.

Кто противостоит этой армии? Правильные люди? Они малочисленны и разобщены. Милиция? Бездействует. Есть, правда, большой добрый зверь по имени \"субботник\", но он приходит на помощь раз в год - и уже не справляется. Хеппи-энда в этом триллере пока не предвидится. Сколько еще нам его смотреть - год, десять лет, пятьдесят?

Нет, я не сторонник рецепта \"чисто там, где не мусорят\". Мусорят везде - в Лондоне, Париже, Венеции и даже немножко в Северной Корее. Чистота на улицах - это не результат сознательности людей, а баланс между умеренностью мусорящих и эффективностью убирающих. У нас этого баланса нет, и мы тонем в дерьме. Панельная девятиэтажка, окруженная бело-розово-черным кольцом из мусора, уже никого не удивляет. Повышенная загаженность - вокруг лавочек. Свиньи очень любят лавочки. Правильные люди на советах ТСЖ все чаще принимают решение выкорчевать их на фиг. Гадить стоя свиногражданам не в кайф, они, как правило, уходят в другие места.

Недавно я участвовал в уборке территории одного такого дома в поселке Парфино Новгородской области. Место депрессивное, фанерная фабрика встала, единственная возможность не сдохнуть - общественные работы. Было интересно проанализировать состав бытовых отходов, выбрасываемых свиногражданами из окон. Пузырьки от настойки боярышника, бутылки от портвейна, пачки от дешевых сигарет попадались редко. В основном - следы товаров среднего и высшего сегмента: водка \"Виноградов\", сигареты \"Парламент\", упаковки от презервативов \"Vizit\". Вывод: у тех, кто гадит, деньги есть. Значит, они могут платить по счетам персонально. Главное - найти универсальный способ.

Говорят, после физических нагрузок организм лучше соображает. Наверное, поэтому именно в тот день я взял - и сообразил.

Подсказка пришла из английского графства Глостершир. Здесь есть небольшой магазинчик, который держит 52-летняя женщина Ивон Фрауд. Историю этой умной женщины недавно опубликовала газета \"Дейли миррор\". Леди Фрауд давно раздражало огромное, по местным меркам, количество мусора в окрестностях ее деревни. Она знала, что делают это в основном невоспитанные дети. И понимала, что источник мусора - ее собственный магазин, где они покупают продукты. И тогда Ивон Фрауд взяла черный несмываемый маркер и стала подписывать обертки продуктов именами покупателей... Восьмилетний свиногражданин Олли Вилльямс признался журналистам, что раньше гадил, а теперь вынужден выбрасывать обертки в мусорное ведро, потому что на них указано его имя. Нарушители временно лишаются права отовариваться в магазине или отправляются на уборку загаженных территорий.



Не сговариваясь с братьями-англичанами, по тому же пути пошли коммунальщики города Михайловска Ставропольского края, которых достали несанкционированные свалки. Обнаружив незаконную свалку, они детально просматривают каждый пакет. Найдя улику (например, конверт или платежку), выясняют адрес владельца, подгоняют трактор, доставляют мусор к дому владельца и вываливают под дверь. Затем вызывают участкового и с его помощью заставляют жильцов заплатить 900 руб. за работу техники. Если на нечистоплотности ловят магазин, отходы высыпают в торговых залах. Правда, законностью такой практики заинтересовалась злая прокуратура, но коммунальщики считают, что все делают безупречно: \"Мы не нарушаем прав горожан, мы восстанавливаем исходный порядок вещей - возвращаем мусор его хозяину\".

А теперь - внимание! - излагаю идею, которая, возможно, сделает меня миллионером. Сей же час бегу в патентное бюро оформлять ноу-хау.

Зачем использовать маркер? Зачем искать платежку? В наш век высоких технологий можно контролировать распространение мусора гораздо проще, эффективней и элегантней.

Вы приходите в магазин. Набираете кучу нужных и ненужных товаров. Кассир - бип, бип, бип - пробивает их через кассу. Все как обычно, но - маленький нюанс: упаковка каждого товара зачипирована, причем в самом непредсказуемом месте, чтобы нельзя было чип оторвать. Одним и тем же \"бипом\" касса считывает с товара не только его цену, но и \"мусорный код\". У покупателя в кошельке рядом с \"визами\" и \"мастер-картами\" лежит \"мусорная карта\", без которой ему ничего не продадут. Расплачиваясь, он обязан дать ее кассиру, и тот заносит на нее информацию обо всех упаковках приобретенного товара. Отныне этот груз висит на потенциальном свиногражданине до тех пор, пока он, использовав товар по назначению, не выбросит упаковку в правильный мусорный бак. Т.е. оснащенный электронной рамкой, которая считывает код выброшенной упаковки и отправляет на общий сервер системы информацию о том, что мусорная единица утилизована правильно. Если же человек оказался свиньей и загадил этой упаковкой планету, он сам заложил под себя мину замедленного действия. Рано или поздно этот мусор обнаружит трудолюбивый уборщик-таджик, сдаст на мусорный завод, а там, прежде чем пойти в утилизацию, нелегальные отходы пройдут через электронную рамку, которая считывает информацию со всех мусорных чипов, преобразует ее в штрафные рубли и отправляет на \"мусорную карточку\" негодяя. Таджик получает свои 10% и, воодушевленный, бежит прочесывать дворы, леса и поля. А хозяин мусора, придя в магазин, обнаружит ущерб и будет вынужден его погасить, иначе ему ничего не продадут. И, разумеется, крепко задумается, потому что ничто так не стимулирует мозговую деятельность, как внезапно похудевший кошелек.

Минус в этой системе один: обладая изрядной долей религиозного фанатизма, можно предположить, что таким образом сбывается откровение Иоанна Богослова. В Апокалипсисе ведь идет речь о том, что в последние времена никто не сможет ни продавать, ни покупать, не получив на десницу \"число зверя\". Разглядеть это самое число в \"мусорной карте\" найдется, пожалуй, много желающих. Впрочем, по-настоящему верующие люди, как правило, очень любят чистоту не только духовную, но и коммунальную.

Преимуществ же в системе мусорного тоталитаризма - как грязи. Мы будем жить на чистой земле. Государство на первых порах получит огромные доходы, свинья станет очень прибыльным животным. Нелегальные мигранты-дворники быстро станут миллионерами и уедут жить на Лазурный Берег, перестав раздражать патриотически настроенную общественность.

Прочитав эту антиутопию, редактор спросил: а что будем делать с шелухой от семечек и картофельными очистками? Их ведь не зачипируешь. Да, признаю - органические отходы в эту систему не вписываются. У свинограждан останется возможность быть свиногражданами, хотя и без таких последствий для окружающих. Но это мы как-нибудь переживем, правда?