Еврокомиссия вновь критикует лицензирование музыки

На модерации Отложенный

Антимонопольные органы ЕС призвали музыкальную индустрию подняться с перины и разработать новую систему лицензирования, чтобы интернет-магазины (к примеру, iTunes) могли торговать на всей территории Евросоюза, а не в отдельных странах.

Музыкальные интернет-магазины Европы сильно отстали от своих американских коллег, зарабатывая для себя и правообладателей крохи по сравнению с заокеанскими торговыми точками. А все из-за того, что лицензия на продажу музыки продается правообладателями в каждой стране отдельно. В итоге никто не может один раз купить лицензию и открыть общий европейский магазин. Вместо этого работает несколько отдельных киосков с разным ассортиментом, потому что в одной стране лицензию на дистрибуцию группы X можно купить по разумной цене, а в другой - нет.

Комиссар Евросоюза по вопросам конкурентной борьбы Нели Кроес заявила, что главными противниками введения общеевропейской лицензии являются французская организация по сбору роялти SACEM и лейбл EMI. Дистрибьюторы музыки, напротив, горят желанием открыть общеевропейские магазины. В первых рядах, конечно, корпорация Apple с ее iTunes.

Стоит заметить, что подобный призыв прозвучал еще в июле прошлого года.

Тогда Еврокомиссия заявила о необходимости положить конец системе контрактов, при которой артисты могут получать роялти только от агентств, находящихся в их стране проживания. Европейские роялти-агентства были признаны виновными в нарушении антимонопольного законодательства, но отделались легким испугом - до поры.

Сами музыканты неоднократно выступали в защиту нынешней системы сбора роялти. Авторы песен и исполнители, зарегистрировав авторские права, передают право лицензирования своих произведений специальным фирмам, которые заключают договоры с интернет-сервисами, радиостанциями, ночными клубами и т. д. Если, к примеру, интернет-магазин собирается продавать ту или иную композицию во всех 27 странах Евросоюза, он должен купить лицензию 27 раз у 27 разных роялти-компаний. То есть автор песни получит (условно говоря) в 27 раз больше отчислений, чем от продажи одной общеевропейской лицензии.

Еврокомиссия и коммерсанты не согласны с этой точкой зрения. По их мнению, чем доступнее будет музыка, тем лучше она будет продаваться. И роялти возрастут.