Москва освоит 900 млн на жилье для собак

На модерации Отложенный

На строительство приютов для бездомных животных в прошлом году Москва выделила 20 гектаров земли и 900 млн рублей. Приюты планируется построить в 13 округах столицы. Сегодня их три. Самый крупный — в Кожухово Восточного административного округа, где содержатся 2 тысячи собак. Он обходится более чем в 300 тысяч рублей в сутки. Такая сумма из бюджета выделяется лишь на питание находящихся там собак — из расчета 150 рублей на каждую.

Помимо расходов на собачий корм, дополнительно средства идут на питание содержащихся там кошек, коммунальные платежи, зарплату сотрудников. Официальных сведений о затратах на приюты для животных нет, однако владельцы аналогичных частных заведений предоставили BFM.ru свои сметы расходов. Так, коммунальные платежи в расчете на одно животное составляют примерно 12 рублей в день. Понятно, что чем больше приют, тем меньше коммунальных платежей приходится на одно животное, но приют на 2 тысячи собак обходится московскому бюджету не менее чем в 5-6 миллионов рублей в месяц.

В приютах в Солнцево и на улице Искры животных значительно меньше. Но даже при самых грубых подсчетах столичная казна на содержание бездомных собак и кошек тратит как минимум 20 миллионов рублей в месяц, то есть 240 миллионов в год (питание, коммунальные платежи). Строительство заведений также вылетает в копеечку — строящийся сейчас приют на северо-востоке столицы обойдется в 250 млн рублей. Его площадь составит 5,3 га, он рассчитан на 5 тысяч животных.

Москва, по заявлениям мэра Юрия Лужкова, нуждается в приютах для 25 тысяч собак. И заведения будут построены, заверил недавно градоначальник в эфире московского телеканала. То есть город готов после завершения строительства всех питомников тратить на благое дело 3 миллиона 750 тысяч рублей в день только на питание собак (в 5–6 раз больше, чем сегодня).

Еще одна статья расходов — законом прописана обязательная кастрация или стерилизация бездомных животных. На это из бюджета выделяется 15 тысяч рублей на одну собаку. По данным руководителя приюта для бездомных животных в подмосковном городе Одинцово Александра Романова, стоимость самой операции составляет от одной до полутора тысяч рублей. Плюс незначительные расходы на недельную «передержку» (то есть попросту, возможность после операции пожить в приюте с хорошим питанием, а не на улице). В сумме — не более 3 тысяч рублей на животное при 15 тысячах, выделяемых городом.



Между тем, у защитников животных нет никакой уверенности в том, что даже эти 3 тысячи рублей идут именно на прокорм и стерилизацию бродяг. Например, в приюте Восточного округа, который недавно посетил Юрий Лужков, в январе сменилось руководство. Теперь, как говорят очевидцы, «стало хоть чуть-чуть получше» — собак стали кормить. А причиной кадровых изменений, по неофициальной информации, стали приписки в статистике по кастрации животных и их неудовлетворительное содержание. Защитники животных утверждают, что в частных приютах, где на питание собак выделяется не 150, а 100 рублей в день, животные содержатся в гораздо лучших условиях.

Волонтеры, которые помогают нескольким московским приютам, на условиях анонимности рассказали BFM.ru, что руководство приюта в ВАО было уволено после того, как комиссия мэрии вскрыла приписки: отчеты приюта сравнили с учетом, который вела соседняя клиника, где оперировали животных. По отчетам приюта выходило, что стерилизованы и кастрированы тысячи собак, а по данным клиники, «государственным» собакам произвели не более десятка операций.

Директор приюта из Одинцова посетовал, что частным организациям никакой государственной поддержки не выделяют. А куда деваются деньги, выделяемые государственным приютам, неизвестно. Государственные заведения даже перестали пускать на свою территорию волонтеров — после того, как возмущенные добровольцы рассказали прессе о тамошних порядках.

Зарубежные защитники животных, попадая в Россию и слыша отчеты чиновников о том, сколько средств из муниципальных бюджетов тратится на бездомных собак и кошек, недоумевают: почему на самом деле вопрос строительства и обслуживания приютов находится в таком плачевном состоянии. Александр Романов рассказал, что пару лет назад в Подмосковье приезжали сотрудники чешского посольства. Увидев стаю бездомных собак, они оплатили стерилизацию всех животных и их «передержку» в местном приюте — это стоило совсем недорого.

Кроме того, без конкретного ответа остается самый животрепещущий вопрос: что делают в государственных приютах с животными, прожившими там 6 месяцев? Если за время пребывания им не нашли хозяев и не стерилизовали, чтобы выпустить обратно на улицу (после вскрытия махинаций программа стала сворачиваться), что происходит с кошками и собаками дальше?