На фоне дачной амнистии в России творится беспредел
На модерации
Отложенный
Итак, можно сказать уже с полной уверенностью: приватизация муниципального жилья в России закончится 1 марта 2010 года. Федеральные власти не пошли навстречу московским чиновникам, просившим дополнительный год для обработки заявок от почти 800 тыс. потенциальных собственников московских квартир, а это значит, что столичным властям ближайшие 9 месяцев придется работать в авральном режиме. Если же еще учитывать надвигающийся период отпусков и исконную традицию наших сограждан откладывать все на последний день, то картина вырисовывается еще более удручающая. А самое главное – то, что до сих пор нет никакой ясности с тем, что ожидает тех, кто не успеет оформить до истечения срока все надлежащие документы.
Столичные власти опасаются, что в городе может повториться ситуация 2006 года, когда первоначально планировалось завершить приватизацию жилья. «Нынешняя ситуация схожа с тем, что происходило в 2006 году, – считает первый замруководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда правительства столицы Николай Федосеев, – когда в последний момент все ринулись оформлять документы, активизировались предлагающие посреднические услуги мошенники, и даже проживающие поблизости старушки начали занимать очередь для ее последующей перепродажи». По данным департамента, в I квартале этого года заявок на приватизацию было подано на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как сообщил собравшимся на расширенном заседании комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике руководитель городского департамента жилищной политики и жилого фонда Петр Сапрыкин, сегодня в Москве приватизированы уже 2 258 282 квартиры. В то же время 778 тыс. квартир пока остаются в собственности города.
«С учетом того, что летом, в сезон отпусков, обычно затишье, а всплеск активности граждан происходит к осени, смогут ли структуры департамента справиться с наплывом граждан? – усомнился депутат Мосгордумы Валерий Скобинов. – Я тут подсчитал – даже в среднем это примерно 20–30 обращений в день». «Должны справиться», – обреченно, по словам корреспондента «Вечерней Москвы», заявил Сапрыкин.
Для приема документов выделены дополнительные помещения, приватизацией занята треть сотрудников департамента (346 человек), в помощь им привлекаются квалифицированные безработные из центра занятости. Но, несмотря на то, что ажиотаж был ожидаем, справиться с потоком заявок не удается уже сейчас. А очереди в районные отделения департамента и БТИ увеличиваются день ото дня. «Во время наших проверок живая очередь составляла до 40 человек, в списках значилось от 90 до 600 фамилий», – заявил на заседании городского правительства в начале апреля начальник инспекции по обеспечению контроля за объектами недвижимости Валерий Шатохин. По мнению чиновника, дальше «ситуация будет нарастать и может стать критичной».
Оценив масштаб надвигающегося бедствия, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что городские власти обратятся в правительство РФ и Государственную Думу с предложением продлить сроки бесплатной приватизации жилья в России. Звучали и другие предложения. Так, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике столичного парламента Степан Орлов предложил, дабы ускорить процесс оформления заявок, принимать их в форме заказного письма. А председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям городского парламента единоросс Михаил Антонцев и вовсе заявил о том, что завершение приватизации в целом несправедливо по отношению к тем, кто 20 лет стоит в очереди на улучшение жилищных условий, но не успеет получить квартиру до 2010 года. «Если мы отменим срок (дату окончания приватизации. – Прим. KM.RU) – снимем и всю тему», – предложил Антонцев.
Однако эти предложения поддержаны не были. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, сообщает газета «Время новостей», в частности, заметил, что это не должно становиться темой дискуссии с представителями федеральной власти. По мнению председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семенникова, у «дееспособных граждан» было достаточно времени, чтобы определиться с правом собственности. Он считает, что сейчас чиновникам следует более четко разъяснять горожанам «блага статуса нанимателя», не обремененного не только правами, но и обязанностями собственника, и тем самым сокращать жилищную очередь. Т. е. предлагается объяснять народу, что собственность – это не только приятное право, но и тяжкое бремя ответственности, что эту собственность придется содержать и ремонтировать за свой счет, и никто уже не поможет неимущим владельцам безумно дорогой московской недвижимости в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Негативная реакция на инициативу о продлении срока бесплатной приватизации последовала и со стороны федерального центра. Как заявил заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манулов, позиция правительства по срокам завершения бесплатной приватизации не изменилась. Главный аргумент в пользу сворачивания сроков оформления государственного жилья в собственность россиян, по его словам, то, что этот процесс ведет к стремительному сужению объемов социального жилищного фонда. Говоря о десятилетиях стоящих в очереди на получение жилья москвичах, которые лишаются возможности реализовать свое право, замминистра заявил: «Не всякое право должно быть материализовано. Я бы сравнил это с тем, как в советские годы люди занимали очереди за тем, что им не было нужно, даже не зная, что там дают, просто так».
По словам депутата Государственной Думы Галины Хованской, из-за завершения срока приватизации могут пострадать три категории граждан. Это прождавшие жилье по 20 лет старые очередники, жильцы аварийных домов, чье отселение из-за кризиса может отложиться на неопределенный срок, а также граждане, не сумевшие договориться о приватизации внутри одной семьи (один отказывающийся от приватизации член семьи может заблокировать это право для всех остальных). Что до социального жилищного фонда, то его, по мнению Хованской, надо пополнять, не ограничивая право на приватизацию, а строя муниципальное некоммерческое жилье.
Напомним, что в 2010 году истекает срок и т. н. «дачной амнистии» (вступивший в силу в сентябре 2006 года Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Названный Закон позволяет гражданам в упрощенном порядке оформить право собственности на земельные участки и построенные на них дома, гаражи, бани, пристройки и иные объекты недвижимости. «Дачная амнистия» предназначена прежде всего для тех, кто получил земельные участки в советские времена или на заре реформ, но до сих пор так и не оформил свои права, либо владеет свидетельством на землю старого образца.
– Прим. КМ.RU). Однако в этом вопросе власть, похоже, готова пойти навстречу россиянам. По крайней мере, в своем последнем телеинтервью программе «Вести в субботу» президент Дмитрий Медведев, констатировав, в общем-то, тоже довольно безрадостную картину, складывающуюся с выполнением этого закона (по его словам, из 20 млн человек, которые обладают садовыми участками, всего лишь приблизительно 2,5 млн воспользовались «амнистией»), заявил: «С учетом того, что происходит, с учетом того, что к этой теме интерес у граждан сохраняется, не все успели это сделать и по объективным причинам, и по субъективным причинам, я внесу предложение о продлении срока этой т. н. «дачной амнистии», чтобы воспользоваться этими возможностями смогло большее количество наших граждан».
Однако интерес к земле как к объекту частной собственности все-таки явно возрос, и процесс приватизации дачных участков ускорился – такой вывод можно сделать хотя бы на основании увеличения числа конфликтов, связанных с определением границ и площади земельных наделов. Особенно активно «самозахватываются» т. н. земли общего пользования, т. е. не принадлежащие конкретному физическому лицу. Предписания правления садового товарищества вернуть забор на положенное место «прихватизаторы», как правило, игнорируют. Все чаще споры удается решить только в судебном порядке.
Причем, несмотря на то, что дачная «амнистия» касается только земли, которая есть в экспликации садового участка, некоторые ушлые граждане, под шумок увеличив свой надел как за счет соседей, так и за счет земли общего пользования, перемеряют ее и оформляют в собственность внезапно разросшийся надел, так сказать, улучшив свое благосостояние за счет других и государства.
Вот один из примеров, описанный в газете «Правде Севера». Начало одному из таких конфликтов положила Анна Лохова, когда осенью прошлого года приватизировала участок площадью 0,112 га в садово-огородном товариществе (СОТ) «Полянка», расположенном в Приморском районе. Треть его женщина получила в собственность незаконно: без письменного согласования с правлением СОТ и соседями захватила часть земли общего пользования.
Кроме того, став их владелицей де-юре, Анна Григорьевна закопала мелиоративную канаву, проходящую через ее участок. В итоге к октябрю 2007 года затопленными оказались несколько соседских участков.
По версии правления «Полянки», Анне Лоховой удалось приватизировать землю благодаря исправлению в приложении к акту установления и согласования границ ее участка. Без этого набранного на компьютере документа, где в графе «Площадь участка» от руки вписано «1120 кв. метров» вместо 800,4, приватизация невозможна.
Начальник ОВД по Приморскому району А.Л.Смирнов отказал правлению СОТ в возбуждении уголовного дела. 14 июля прошлого года в ходе проверки, проведенной следователем районного ОБЭП Е.П.Рыбицким, сотрудница Приморского районного комитета по управлению имуществом и земельными отношениями М.А.Кондратьева заявила, что подобные исправления допустимы, т. к. документ – рабочий.
Естественно, если с желающего стать владельцем участка уполномоченные выдавать подобное разрешение органы не требуют прописанных в законе документов или допускают в них сделанные от руки исправления, любой кандидат в «приватизаторы» примет такие «правила игры».
И еще один пример из «Правды Севера».
Приморский районный суд отказал в иске 67-летней Александры Кузнецовой к СОТ «Калинушка» о возмещении материального и морального вреда. Корни этого гражданского дела затерялись в 90-х гг. прошлого века, когда Кузнецова оттяпала вдобавок к собственному участку полоску земли общего пользования шириной в 3,9 м и длиной в 25 м, таким образом вдвое сузив центральную дорогу.
К слову, пример Кузнецовой – далеко не единственный. Таким же образом с дорогой поступили еще как минимум пятеро членов СОТа. (В отношении троих из них – вышеупомянутой гражданки, а также Евгения Маслова и Владимира Пронькина – справедливость пришлось восстанавливать в судебном порядке. К тому же в результате «прихватизации» была закопана мелиоративная канава, что привело к затоплению других участков). «Преступления» вскрылись лишь в 2005 году, через год после того, как к власти в товариществе пришел новый председатель Иван Новохацкий, сменивший на этом посту по решению членов правления вышеупомянутую гражданку Кузнецову. Ему пожаловался сосед Александры Николаевны, которому автомобиль, не вписавшийся в «узкость», снес забор и серьезно повредил баню.
Но это – в Архангельске, а в Подмосковном регионе все происходит не только с приписками, но и с угрозами, ибо и стоимость тут каждого клочка земли на несколько порядков выше.
Как стало известно редакции КМ.RU, Зайцева Е.Н., которая пользуется участком в садовом товариществе «Звезда», расположенном в Московской области, Ногинском районе, поселке им. Воровского, оттяпала вдобавок к собственному участку полоску земли общего пользования, таким образом укоротив дорогу и закрыв доступ к мелиорационной канаве всем остальным жителям данной улицы. Однако этого ей показалось мало, и она начала выдвигать претензии к своим соседям по поводу того, что перед ИХ участком в дренажной канаве стоит вода. На вопрос соседей, куда же уходить воде, если часть дренажной канавы, которая должна проходить вдоль ее участка, закопана, и воде, которая по дренажной канаве должна течь в ливневую (мелиорационную) канаву, деться просто некуда, был дан ответ ее сыном Зайцевым Андреем в духе рэкетирских 90-х: «Или вы выкачиваете воду куда хотите, или я сожгу ваш дом». И самое удивительное – ни Зайцева Е., ни Зайцев А. в настоящий момент не имеют документов о праве собственности на свой участок. Можно только догадываться, каковы будут их действия, когда они официально зарегистрируют самозахват земли.
Впереди дачников ожидают многочисленные судебные тяжбы. Причем судебная практика по делам такого рода показывает, что далеко не всегда дело выигрывает потерпевший. Подобного рода примеры своеобразного «дачного рейдерства» показывают россиянам, что там, где есть сила, закон зачастую молчит. А значит, надеяться можно только на себя.
Упомянутые случаи не единичны. Более того, они наверняка будут учащаться и даже, как это ни печально, станут нормой, если государством не будет установлен законодательный барьер, непреодолимый для любителей поживиться за чужой счет.
Комментарии
Бредятина властей в том,что ими организован куда более мощный по доходам дармовым т.наз.Рынок НЕдвижимости,где всякая наволочь людская получает невиданные барыши без всяких на то оснований.Хочешь обменять жильё?-Чорта с два!Только через контору риэлтеровскую!И тут возникает вопрос:а с какого такого перепугу я должен отдавать бабки за постейшую услугу оформления документов,какие я могу в любой нотариальной конторе сам сделать, какой-то-заметьте!- ни за что не отвечающей личности?И обухом по голове плата!-Целых 6% от стоимости продаваемого!Это выходит все12! Я ж ,продав,стану покупателем вместо прямого обмена дважды совершая сделку купли-продажи и отдавая свои кровные дармоедам!
Этож какие огромные суммы получает эта наволочь и ,заметьте,власть ничут не глядит в их сторону и не облагает никакими такими соответствующими налогами и даже не спрашивает,что это позволило драть с народа процент со стоимости жилья,к какому,понятно,посреднички никакого отношения не имеют.
Может и тут у чиновничества тароватого на выдумку очередных Налогов,рыло в пуху и перьях?