Против Роспечати и за Twitter
На модерации
Отложенный
Когда я прочитал доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ с прогнозом тенденций развития рынка печатных СМИ в мире и России до 2020 года, то немного закручинился. И вот почему.
Как предсказывает Роспечать, журналистика будет все больше развиваться по законам маркетинговых коммуникаций. Потребители контента со временем начнут диктовать свои требования и стремиться самостоятельно решать, какой медиаканал выбрать в то или иное время, а границы между контентом и рекламой практически исчезнут. Бренд СМИ станет основой издательского бизнеса и его величайшей ценностью.
Переизбыток информации и необходимость ее фильтрации потребителями продиктует издателям требование использовать качественные каналы связи, постоянно совершенствовать свою стратегию и тактику под воздействием технологических, демографических и социально-экономических изменений для обеспечения контакта со своей аудиторией 24 часа в сутки на всех возможных каналах распространения СМИ.
Очень серьезное влияние на рынок печатных СМИ окажет развитие издательских технологий и мультимедиа. Возможность читать в движении, будь то на улице, в общественном транспорте или за обедом в ресторане, - критический фактор успеха очередной информационной революции. Появится некая цифровая платформа новой журналистики, точнее даже платформы распространения новостей, финансируемые за счет доходов от рекламы.
Возможно, это будет недорогой гибкий полимерный экран (OLED), который потребители смогут носить при себе, непрерывно получая на него новости. Платформ будет все больше, и читатели станут получать новости едва ли не из каждой: телефонов, плееров, терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости. Можно прогнозировать появление новых средства отображения, но и через 12 лет их набор останется прежним - это будет текст, иллюстрации, звук и видео.
Ну вот, подумал я, с такими темпами научно-технического прогресса язвительная шутка советских диссидентов про \"включишь утюг - и там Брежнев\" скоро превратиться в быль. За это ли мы боролись в августе 1991 года на баррикадах Белого дома, чтобы свободная журналистика с пламенными публицистами и хладнокровными колумнистами свелась до какого-то \"контента\", одного из миллионов товаров общества потребления? Нет. Так как же мы дошли до такой жизни?
Дело в том, что раньше информация являлась дефицитом. Добывать ее приходилось из-под полы, по блату или переплачивая посредникам. И отношение к информации было уважительным.
Потребляли ее не спеша, со вкусом. А если случался праздник, и удавалось достать редкую информацию, эксклюзивную, то можно было и соседей пригласить в гости разделить радость, ну и похвастаться своими возможностями.
Однако с развитием технологий информация из кустарного производства стала делом индустриальным. Мировые производители каждый день отгружают со своих конвейеров тонны и тонны словесной продукции. И потребитель чувствует себя в итоге как буриданов осел, попавший в супермаркет, где на полке представлены сотни брендов охапок сена. Голодным он, конечно, не уходит, но подозревает, что опять промахнулся и съел очередное... Ну, не будем уточнять, что именно.
Но нервничают и производители информационных потоков. Раньше было просто. Сначала конкурировали смыслы, кто умнее напишет. Потом стали соперничать за скорость, кто быстрее расскажет. Сегодня непонятно, что делать, потому как умных много, а скоростью никого не удивишь, поскольку расхождения на доли секунды нынешние хороши для олимпийских рекордов, а не для потребителя средств массовой информации.
И тогда вспомнили про старую фишку, которую выдают теперь как бы за новую - \"своего читателя\". Опытные журналисты должны помнить, как на редколлегиях главные редактора периодически призывали писать не для вечности, а для \"своего читателя\". Правда, тогда никто толком не знал, что это такое, ориентировались по внутреннему чутью. Зато сейчас вооружаются научным маркетинговым знанием, вычисляя \"своего читателя\" по тем же формулам, что целевую аудиторию для нового шампуня для сухих и ломких волос для мужчин среднего возраста.
Так вот, я против. Хочу как можно дольше продлить иллюзию объективной и реальной картины мира, которую как будто бы рисуют современные средства массовой информации. Да, понятно, что на самом деле это не совсем так, но скажу словами классика - обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. Циничная перспектива превращения ежедневных новостей в рекламный продукт, которую пророчат эксперты Роспечати, вызывает у меня ужас-ужас-ужас.
И на этом фоне, что единственно радует, так это обещание основателя и исполнительного директора сервиса микроблогов Twitter Биза Стоуна не пускать рекламу на сайт. Как пишут пока еще привычные СМИ, господин Стоун назвал стандартную практику размещения рекламных объявлений \"неинтересной\". Что ж, когда маркетинговые коммуникации окончательно переварят прессу, я окончательно уйду на Twitter.
Комментарии
Но вообще-то мне кажется, что это уж какой-то слишком пессимистичный прогноз.
Но некоторые виды СМИ могут вообще исчезнуть - это грустно.