Зачем правительство объединяет российские киностудии
На модерации
Отложенный
Идея реорганизовать кинопроизводство в России возникает у отечественных властей с регулярной периодичностью. Хит этого сезона – выделение из 15 государственных киностудий 5 базовых и присоединение к ним региональных. Подробности проекта и отношение к новой инициативе Минкультуры самих киностудий выяснял корреспондент «Нашей Версии».
Единственная киностудия, на которую не распространяются планы Министерства культуры, – это «Мосфильм». Он приносит прибыль, и немалую. До кризиса его выручка составляла порядка 70–80 млн. долларов ежегодно. Иная ситуация в других киноконцернах. Большинство из них убыточно, оборудование устарело, держать их на балансе государства – сплошные убытки. Но решить проблему Минкульт намерен довольно-таки странным образом.
Так, к Киностудии имени Горького планируется присоединить Северо-Кавказскую студию кинохроники и Казанскую киностудию. К Центру национального фильма (ЦНФ) – «Леннаучфильм», Ростовскую киностудию и Нижне-Волжскую студию кинохроники. К Свердловской – Западно-Сибирскую и Дальневосточную студию кинохроники. «Ленфильм» хотят объединить с Санкт-Петербургской студией документальных фильмов. Наконец, предполагается акционирование «Союзмультфильма» и Российской центральной студии хроникально-документальных и учебных фильмов с последующим их присоединением к одному из базовых центров.
В Минкультуры надеются таким образом заинтересовать стратегических инвесторов и готовы рассмотреть вариант государственно-частного партнёрства, но с условием сохранения у государства не менее чем 25% плюс одна акция.
«Для того чтобы конкурировать с вновь появляющимися компаниями, студиям необходимо финансирование. Но важно не допустить их перепрофилирование, поэтому преимущество в выборе инвестора будет отдано крупным структурам, заинтересованным в их развитии, и профильным компаниям», – говорит заместитель министра культуры Александр Голутва.
До 1 июня предложения министерства с учётом замечаний киностудий, а также Росимущества и Минэкономразвития должны быть внесены в правительство.
Нельзя сказать, что планы Минкультуры вызвали бурный восторг в среде киношников. Так, на Киностудии имени Горького в целом согласны, что объединяться вроде бы и нужно, но не с теми компаниями, как это планирует Минкультуры. «Синергия (слияние с последующим увеличением прибыльности. – Ред.) с Санкт-Петербургской студией позволила бы сократить наши затраты примерно в два раза. К тому же уже сейчас шесть проектов, в которых мы участвуем, снимаются в Москве и Санкт-Петербурге», – говорит гендиректор Киностудии им. М.
Горького Станислав Ершов.
А вот на «Ленфильме» уверены, что стоит объединить все питерские студии между собой, то есть не только студии документальных фильмов, но и «Леннаучфильм», что поможет созданию единой технической базы.
На Казанской киностудии смысла в реорганизации вообще не видят. «Об этом проекте нам известно, – говорит директор студии Михаил Михайлов. – Пока это только проект. Для любого переформатирования требуется наше согласие, а мы будем против. У нас, несмотря на кризис, снимается игровое и документальное кино. Мы полностью работаем по госзаказу и смысла в объединении не видим».
Схожего мнения придерживаются и на Свердловской киностудии. Главный из минусов, как считает директор Михаил Чурбанов, – удалённость Дальневосточной студии кинохроники от Уральского и Сибирского регионов. «Объём ответственности и задач, которые придётся решать, возрастёт в полтора раза», – уверен он. – Правда, есть и положительная сторона – объединение с Дальневосточной студией кинохроники позволит нам выйти на профессиональный рынок Китая. В общем, пока глобальной задачи присоединять что-то нет, просто есть общая концепция: нужно произвести укрупнения. А это первый шаг в сторону развития частно-государственного партнёрства. Это главное и важное событие... Условно говоря, мы выступаем в роли тех, кому это придётся исполнять».
«Объединение передовых и отстающих – это такой советский вариант, я не вижу в этом смысла, – говорит генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. – Ну вот, например, Северо-Кавказская киностудия хроники и Казанская киностудия скорее всего находятся в сложной ситуации, но и студия Горького, насколько мне известно, тоже в условиях кризиса не жирует. И это объединение может ухудшить её положение. Может, в этой реорганизации и есть своя логика, но мне она непонятна».
Более того, Шахназаров считает, что внятной стратегии развития российских киностудий у государства пока нет. «Я считаю, что проблема решается по-другому. Нужно проверить все киностудии и понять, какие из них рентабельные, а какие нет. Те, которые денег не приносят, можно спокойно приватизировать и продать в частные руки. Если студии ничего за 20 лет не добились и тянут из государства деньги, то работать нормально они уже не будут. И если после продажи они будут перепрофилированы, значит, так и надо, даже если на их месте построят гостиницу».
Комментарии