Что такое хенд-мейд и как на нём заработать?
На модерации
Отложенный
Хобби, связанное с изготовлением различных предметов своими руками, не только развивает мелкую моторику и художественное воображение, но и способно приносить деньги. Это явление, на иностранный манер именуемое \"хенд-мейд\" или \"крафт\", за пять лет из почти что маргинальной субкультуры превратилось в привлекательное для бизнеса направление.
Шаловливые ручки
В России хенд-мейд — сделанные своими руками игрушки, украшения, одежда, предметы интерьера, а также масса разнородных предметов, которые принято называть подарками,— начал обретать свое нынешнее значение около шести лет назад. В 2003 году почти синхронно возникли первый магазин \"Бюро находок\", торговавший диковинным хенд-мейдом в исполнении отечественных авторов, и первые тематические сообщества и сайты в рунете (в частности, в \"Живом журнале\" появилось комьюнити ru crafts, а через полгода — и ru handmade).
Довольно долго эта тема находилась на периферии общественного сознания. Тем временем магазины, торговавшие авторскими изделиями, неуклонно, хотя и без особой спешки, увеличивали клиентскую базу, мастера совершенствовались в изготовлении уникальных артефактов и периодически светились в медиаресурсах. В какой-то момент произошло качественное изменение: летом 2008 года хенд-мейд стал одной из главных новостей для тех, кто \"рубит фишку\". Чем ниже падал фондовый рынок, тем больше народу можно было наблюдать как среди покупателей крафтовых штучек, так и среди тех, кто решил посвятить себя их изготовлению. Нынешней весной стало ясно, что хенд-мейду кризис доставил совсем мало хлопот и довольно много бонусов, один из которых — мода среди людей, еще недавно и не помышлявших о трате денег на продукцию кустарей-одиночек.
Параллельно — если не сказать, с опережением — развивается активность рукоделов в интернете. Площадка первой ступени — бесплатное ЖЖ-сообщество ru handmade — уже насчитывает более 8 тыс. участников, каждый день здесь публикуется от 30 до 80 с лишним сообщений. Понятно, что не на каждый заявленный объект непременно находится покупатель, но в качестве тестового полигона сообщество прекрасно сгодится. На сайте \"Ярмарка мастеров\" (livemaster.ru) все гораздо серьезнее: каждый автор, желающий выставляться на ресурсе, должен заплатить. Деньги не слишком большие: самый прокачанный аккаунт — с возможностью выставить 100 работ, сопроводить каждую шестью фотографиями и получить максимум прочих бонусов, помогающих в раскрутке изделий,— стоит 370 руб. в месяц, а за 120 руб. в месяц можно получить все то же самое, только выставленных работ будет 25. Стоит отметить, что создатели \"Ярмарки мастеров\" зарабатывают не только распространением подписки на свои услуги среди авторов, но и сотрудничают с магазинами, торгующими товарами для хенд-мейда (материалами, фурнитурой и т. п.), отправляя на их сайты своих посетителей. Впрочем, авторы на это не досадуют, напротив, исправно докладывают в книге отзывов \"Ярмарки\" о творческих и финансовых успехах, достигнутых благодаря существованию ресурса.
Лабораторный опыт
В реальном мире хенд-мейд-продукция сегодня встречается все чаще. Даже магазины, торгующие серийно изготовленными подарками, охотно берут приглянувшиеся авторские работы и нередко ставят на самое видное место. Наибольшую раскрутку крафту дают торговцы, решившие сосредоточиться только на нем,— чаще всего эти люди сами одарены в художественном плане и признают, что идеологическая подоплека (\"Давайте продвигать хенд-мейд!\") в их бизнесе имеет не меньшее значение, чем финансовая.
Ветераном направления следует считать сеть \"Бюро находок\": вслед за открывшимся на Садовом кольце в феврале 2003 года магазином появилось еще три. Блокнот, замаскированный под пачку \"Беломора\"; настенное устройство \"Звони, наливают\" с колокольчиком и стопкой; часы, помещенные в неожиданные бытовые и электрические приборы,— все это добро, продававшееся в ценовом диапазоне от 500 до 6 тыс. руб., быстро нашло своих преданных поклонников, число которых год от года неуклонно увеличивалось.
К январю 2009 года их стало столько, что команда магазина \"Аптека подарков и зайцы\", входившего в сеть \"Бюро находок\", во главе с Вячеславом Мерлушкиным решила выступать соло, не прерывая при этом прежних дружеских и рабочих связей. Магазин стал называться \"Лаборатория сновидений\", но, как подчеркивает Вячеслав, сны — а вместе с ними подушки со смешными надписями, забавные \"сонные\" повязки на глаза, кукольные ангелы-хранители спокойного сна и даже особые \"Врата сновидений\" — не более чем одна из десяти системообразующих тем обновленного магазина.
Изменения коснулись не только ассортимента и названия, но и способов продвижения товара и взаимодействия с окружающим миром. Не отрицая могучей силы сарафанного радио, приводящего к его прилавку изрядную часть клиентов, магазин активно осваивает интернет: работает толковый сайт, есть представительства в главных социальных сетях страны, сетевые ресурсы используются для поиска авторов. По словам Анны Ляленко, занимающейся мониторингом профильных сообществ в ЖЖ, половину новых авторов \"Лаборатория\" обрела благодаря интернету.
С авторами, кстати, в магазине стараются строить особые отношения, в которых больше личного подхода и цехового товарищества, нежели голого бизнеса. С этим, по признанию Вячеслава Мерлушкина, связана главная проблема \"Лаборатории\": художественно ориентированные личности терпеть не могут повторяться, в то время как покупательский спрос требует от них воспроизводить удачный объект. Кого-то приходится уговаривать \"еще разок\", кому-то — помогать в найме помощников, способных провести подготовительные работы.
Как считает Вячеслав, и хенд-мейду в целом, и его проекту кризис пока скорее помогает. По крайней мере, \"Лаборатория\" по-прежнему способна приносить деньги, которых хватает не только на зарплаты продавцам и аренду помещения на Большой Ордынке, но и на развитие бизнеса и новые проекты. Число авторов и разнообразие их продукции постоянно растет, и магазин уже столкнулся с тем, что под весь ассортимент у него просто не хватает места. Расширение \"Лаборатории\" пошло по сетевому принципу как более рентабельному и надежному по сравнению с прямым увеличением торговой площади.
В начале мая на севере Москвы открылось еще два магазина, один в кинотеатре \"Байконур\" в \"Отрадном\", другой — в кинотеатре \"Варшава\" на \"Войковской\". Владельцы \"Лаборатории сновидений\" уверены, что подарков хватит на все три торговые точки, как и покупателей: если раньше среди клиентов, по их наблюдениям, преобладали обеспеченные люди среднего возраста, то теперь стало гораздо больше молодежи. Свою роль в этом сыграли собственные усилия \"Лаборатории\": магазин участвовал в нескольких крупных выставках и акциях, где на него обратили внимание почитатели хенд-мейда. Следующим шагом развития своего дела владельцы \"Лаборатории сновидений\" полагают создание арт-дизайн-продюсерского агентства, где наряду с состоявшимися мастерами смогут получать ценный опыт люди, желающие научиться создавать интересные вещи своими руками.
Ручные массы
Немаловажным фактором в развитии отечественного крафта стали массовые мероприятия, на которых авторы сами продают свои произведения. В Москве в этом качестве хорошо себя зарекомендовал Sunday Up Market, созданный дизайнером Марией Бергельсон в октябре 2008 года. Сначала он проходил два раза в месяц по выходным в Random Showroom на Чистопрудном, затем — на \"Винзаводе\", а с этого мая перебрался на территорию фабрики \"Красный Октябрь\". На Sunday Up Market выставляются главным образом молодые модельеры и проекты, которые в рабочее время функционируют в интернете. Упор делается на одежду и обувь, хотя сумки, украшения и сувенирка также имеются; плюс то здесь, то там возникают вещи не столько авторские, сколько винтажные. Торговля запросто совмещается с лекциями модного обозревателя ИД \"Афиша\" Юлии Выдолоб, выставками российских и зарубежных фэшн-фотографов, а также с показами кинофильмов. Такой подход себя оправдывает: люди приходят не только на шопинг, но и потусоваться и в результате обращают внимание на продающиеся вещи и покупают.
В Санкт-Петербурге собрание авторов, занятых хенд-мейдом, носит название \"Фестиваль авторских вещей \"ДеЛа`Рук\"\" и дислоцируется на козырном месте: во дворе костела Святой Екатерины на Невском. Впервые фестиваль прошел там в августе 2008 года, повторился в декабре в питерском ТЦ \"Мега\", а теперь вновь будет проходить на Невском с 23 мая по 20 сентября. По словам организаторов, супругов Антощенко-Оленевых, \"ДеЛа`Рук\" растет уверенными темпами: число заявившихся на первый майский уикенд участников в несколько раз больше, чем на предыдущих акциях; самоокупаемость фестиваль продемонстрировал еще в декабре. Но главные доходы от него планируется извлекать не из оплаты участниками оргсборов, которые в зависимости от количества проведенных на фестивале дней и выставленных предметов могут варьироваться от 5500 до 10 тыс. руб. и обеспечивают приличное выставочное место с комплектом оборудования, навес и по необходимости электричество. Более интересное поле для заработков организаторы видят в работе с образовавшимся вокруг фестиваля сообществом. Например, они подготовили к выпуску оборудование для домашнего производства, компактное и недорогое: трехкоординатный фрезерный станок для прототипирования, изготовления пресс-форм и небольших серий изделий из пластика, дерева и мягких металлов; установки для вакуумного литья и термоформовки и т. д. Спрос на такую продукцию есть уже сейчас. Также определенные надежды организаторы фестиваля возлагают на проведение мастер-классов и семинаров по хенд-мейду, продажу материалов, предоставление виртуальных и реальных торговых площадок. \"Все это способно приносить неплохие деньги\",— считает Алла Антощенко-Оленева.
Что касается авторов, то для них фестиваль уже доказал свою эффективность в качестве торговой площадки. Антощенко-Оленевы даже подсчитали торговый потенциал стандартного места на фестивале: по их оценкам, для Невского в прошлом году он составил 10 тыс. руб. в день (на место размером 2 кв. м), для ТЦ \"Мега\" — 22 тыс. руб. в день (на 0,8 кв. м). Реальные же продажи с одного места составляли от 4 тыс. до 18 тыс. руб. на Невском, а в ТЦ \"Мега\" — до 30 тыс. руб., что убедительно доказало конкурентные преимущества ярмарки хенд-мейда перед бутиками с брендированной продукцией.
Автора!
Среди авторов хенд-мейда есть самые разные люди: одни видят в нем хобби и успокоение души, другие — неплохой приработок, а некоторые вполне успешно зарабатывают им на жизнь.
Сергей Бучнев — автор востребованных в \"Лаборатории сновидений\" и \"Бюро находок\" работ, в том числе пробки для ванной \"Мина\" и \"алкогольной\" серии изделий из железа, включая прекрасную клепаную \"Антилопу гну\" на четыре стопки. Раньше Сергей работал на Министерство обороны, но в 2003 году основатель \"Бюро находок\" Дмитрий Щепин сманил его в сферу авторских подарков: сначала сам подкидывал идеи новых объектов, а потом взял на реализацию идеи Сергея. Сегодня у Сергея и его партнера — небольшое производство, на котором куются новые подарки для дружественных магазинов и время от времени изготавливаются предметы для сторонних проектов. И хотя кризис резко сократил количество крупных и дорогих заказов, на отсутствие работы и денег Сергею жаловаться не приходится.
А для Виты Владимирцевой, бывшего кинообозревателя и действующей многодетной матери, увлечение хенд-мейдом произросло из неутоленной детской страсти выжигать по дереву: выжженные, раскрашенные акрилом и покрытые лаком шары со звенелкой внутри сначала раздаривались друзьям \"для медитаций и залипания\", а затем были предложены на пробную продажу знакомым с небольшим магазинчиком молодежной одежды. Несмотря на непрофильность торговой точки, шары нашли своих покупателей. Это вдохновило Виту на дальнейшее движение, которое уже привело ее в \"Лабораторию сновидений\", где заинтересовались изготовленными по такой же технологии куклами-неваляшками с оригинальными рисунками. А на первомайской акции Garage Sale в рамках фестиваля комиксов \"КомМиссия\" Вита впервые попробовала самостоятельно продавать свои работы — расписные деревянные браслеты — и нашла это занятие весьма увлекательным. Следующей остановкой в ее хенд-мейд-дороге обещает стать питерский \"ДеЛа`Рук\".
Комментарии
Но у нас тоже появились за последние годы настоящие профи с вещами потрясающей красоты. Таких людей мало, но они тем не менее есть, в каждой области (сумки, украшения, интерьер итп..) с пяток имен, пожалуй, наберется.
Правда, на хендмейд-ру все профи появляются крайне редко. Смысла нет.
С другой стороны, чем хорош хендмейд-бизнес - в нем человек не зависит вообще ни от кого, кроме покупателя. Можно в самой глубинке сидеть , отсылать заказы по почте и зарабатывать не хуже успешных москвичей. Полуфабрикаты там не купишь вживую - но тоже по почте можно покупать...
Другое дело, что для всего этого надо быть уникальным профессионалом. А на уровень профи не выйдешь меньше, чем, думаю, за год. В зависимости от приложенных усилий и талантливости.
Или уже быть профессионалом.
Только так, увы. Только настоящие профессионалы зарабатывают на хендмейде (и очень неплохие деньги, кстати, зарабатывают, не меньше менеджерья из соседней статьи, а то и поболее). Надеющиеся на халяву, приходящие на комьюнити и "Ярмарку" с упомянутыми выше "бусиками", на которые вдобавок еще и заламывают дикие цены, обламываются, а потом плачутся о том, что радужные надежды, возникшие после завлекательных статей, остаются несбыточными. Увы: тема сейчас очень модная, завлекалочки про то, как здорово можно зарабатывать на хендмейде, пишут многие, и на 90% эти завлекалочки ложны. Не покупают люди страшенную фигню, как ни надейся. Покупают красивое, необычное, качественное и не по бешеным ценам.
В этой области, как ни в какой другой, все зависит только от таланта, мастерства и профессионализма человека. Будет все это - будут клиенты, покупки, заказы и хорошие деньги. Не будет... Не будет ничего.
Я профессиональный декоратор интерьеров. Занимаюсь этим лет 25. И обратил внимание на такую тенденцию: Когда в обществе, у потенциальных заказчиков, мало денег - художники в фаворе. Они зарабатывают тем, что умеют делать красивое из ничего. Когда денег много, дизайнеры получают хорошие комиссионные от продаж мебели, кафеля и пр., то есть совсем не за творчество. И заказчика эта ситуация тоже устраивает.
Удивительно, когда вкус одного и того же человека полярно меняется, в зависимости от наличия наличности, от большого любителя "хед-мейда" до поклонника массовых изделий.
Кстати, хотелось добавить, что найти в Интернете место для размещения своих изделий довольно много.
К примеру - портал "Ханики". Совсем недавно открылся, и приглашает мастеров к себе.
На таких порталах обычно очень выгодные условия.
http://haniki.com.ua/article.php?id=70