Кому на Руси пить хорошо?
На модерации
Отложенный
Алкогольная тема широка, и написать на нее можно не статью - книгу, да не одну. Но интерес к ней не проходит, как не прекращаются поиски абсолютных рецептов - как пить, чтобы себе не вредить? Сегодня остановлюсь на нескольких вопросах медико-психологического характера, воздерживаясь от какой-либо агитации, попыток решить риторические вопросы и придумать пути спасения от глобального пьянства. А именно - почему разные люди по-разному реагируют на одну и ту же дозу одного и того же напитка? Почему одни люди (и целые народы) пьют достаточно регулярно и много, но не обретают зависимости, другим же достаточно месяцев, чтобы упасть на самое дно. Наследуется ли алкоголизм? И как влияет (если влияет) на количество пьющих общественное мнение?
Немного биохимии. Алкоголь всасывается в желудке, попадает в кровь, а с ней - в печень, где в значительном количестве разлагается ферментом - алкогольдегидрогеназой (АДГ) на менее токсичные составляющие. Отмечу, что при поступлении большого количества алкоголя за один раз фермент, даже присутствующий в достаточном количестве, не может переработать весь спирт. Тогда наступает алкогольное отравление - тяжелый токсикоз - в кровь попадают не до конца, или вовсе не окисленные продукты распада алкоголя, что действует на головной мозг, почки. И здесь требуются срочные мероприятия именно по лечению отравления: дезинтоксикация организма, капельницы, гемодиализ и т.п. И не имеет никакого значения, выпил человек впервые в жизни, или это случилось в финале алкоголизма - состояние является именно отравлением. Исход такого состояния может быть и печальным, или с токсикозом удается справиться - это проблемы сугубо медицинские, реанимационные.
Мы же пытаемся разобраться в хроническом отравлении организма, называемом алкоголизмом - почему он у всех наступает по-разному или не наступает вовсе? Во-первых, количество АДГ отличается - как у отдельных лиц, так и у разных народов. Классический пример - народы Крайнего Севера, у которых этого фермента генетически почти нет. Поэтому, принимая первый-второй-третий стакан напитка, они оказываются в той же ситуации, что и давний алкоголик, у которого выработка фермента истощена. Потому привыкание и физическая зависимость от алкоголя возникает быстро, и развязка не заставляет себя ждать - защититься организму нечем.
Есть народы, например, многие южане, у которых фермента тоже мало, поэтому большие дозы крепкого алкоголя для них опасны, а вот привыкание при регулярном употреблении небольших доз, к примеру, вина, наступает редко - здесь сказываются уже психологические причины, о которых речь пойдет ниже. Кстати, количество АДГ у женщин почти в 2 раза ниже, чем у мужчин. Этим, в том числе, объясняется быстрое прогрессирование женского алкоголизма и норма «правильного» потребления, которая для мужчин составляет 40 г чистого спирта в сутки (количество конкретного напитка, зная крепость, можно посчитать), для женщин - вдвое меньше.
Именно количество и качество фермента наследуется - на этом сходятся большинство ученых, хотя существуют разные мнения. Примерно так же, как и количество инсулина, то есть наследуется всего лишь предрасположенность к алкоголизму, как, например, к сахарному диабету. И совершенно не факт, что болезнь разовьётся. Если человек с юности будет знать о своей проблеме и примет меры, он может никогда не узнать печальной болезни, сгубившей поколения предков. Однако «пить как все» он не сможет никогда, воздерживаться придётся, как и потомку больных диабетом придется всю жизнь воздерживаться от избытка сладостей. Но разве это такая уж дорогая цена за нормальную жизнь?!
В печени славян фермента АДГ много. Неизвестно, может, из-за климата холодного (но тогда с чукчами непонятно, у них ведь тоже холодно!), может, так прошел естественный отбор, но природа поставила перед нами сложную задачу - не пить, когда, в принципе, выпить можешь много. Если говорит о физиологии, то при регулярном приеме алкоголя фермент АДГ до какого-то момента справляется со своей работой, более того, справляется все лучше и лучше, поэтому, если спирт принимается с целью опьянения, а не просто расслабления, его требуется все больше и больше. Но наступает момент, когда перегрузка механизма приводит к поломке - в нашем случае наступает истощение ферментного аппарата. И человек пьянеет даже с маленькой дозы спиртного. К сожалению, часто это наступает тогда, когда критика своего состояния уже отсутствует, и человек не прекращает пить, отравляя свой организм все сильнее.
Здесь надо помнить вот ещё о чём. Хорошо перерабатывает алкоголь здоровая печень А все ли знают о её настоящем состоянии? Лет 10 назад гепатологи высказали мысль, что все циррозы этого органа, если не алкогольные, то имеют вирусную природу. То есть количество больных гепатитом в разы больше, чем принято считать. Действительно, сейчас известно около пяти видов хронического гепатита.
А их, может быть, 25, большинство из которых на данном уровне медицины не определяются. И потом, а разве все, страдающие известными формами - гепатитом В, С или дельта, знают об этом? Вот и пьют люди алкоголь, не подозревая, что их печень уже с трудом справляется даже с небольшими нагрузками. А непереработанный спирт ведёт к отравлению мозга и быстрому привыканию. По этой причине часть людей быстрее, чем остальные, обретают физическую и психическую зависимость. И цирроз печени у таких людей наступает быстрее, являясь сочетанным - алкогольно-вирусным.
И все же человек - существо общественное, он не крыса, которую поят спиртом, и может отказаться от «огненной воды». Почему ведёт себя вопреки здравому смыслу? Здесь надо коротко сказать о природе любой зависимости - будь то страсть к алкоголю, играм или наркотикам. Психологи определяют поведение взрослого человека в виде трёх вариантов - поведение ребенка, родителя и собственно, взрослого. Каждому варианту соответствуют свои типы реакций - родитель постоянно пытается учить, ребенок обижается и делает назло и т.п.
Быть в разных ролях приходится всем, но какой вариант превалирует у данного человека - зависит от воспитания, типа нервной системы, ценностей в семье и многих-многих других факторов, но совершенно не зависит от паспортного возраста. Есть дети с поведением взрослых, есть взрослые с психикой детей. На самом деле оптимальное состояние человека - нормальная психика взрослого. Взрослого, который, оказавшись перед проблемой, стремится ее решить. Совсем иная реакция возникает у ребенка (любого возраста) - он пытается от проблемы уйти, спрятаться. И если истинный ребенок прячется в своих играх, детских фантазиях, то «взрослому ребёнку» доступны другие пути ухода от реальности - это и алкоголь, и наркотики, и азартные игры. А если проблемы продолжаются, выхода не видно - вот тут и наступает привыкание к суррогатам, заменяющим реальную жизнь, которая кажется безысходной.
Наверное, рост числа «взрослых детей», слишком долго опекаемых родителями, что по общему признанию, является нашей, русской особенностью воспитания, и привёл к распространению алкоголизма, а вовсе не вековая привычка пить. И то, что в XX веке алкоголиками становились, в основном, мужчины, можно объяснить снижением роли мужчины в обществе. Мужчина перестал быть опорой, добытчиком - вот тут-то он и «расслабился». Наверное, поэтому алкоголиков - мужчин меньше среди тех народов, где статус мужчины до сих пор высок - на Кавказе, например.
Считается, многие начинают запойно пить, когда случаются сильные стрессы, горе, большие неприятности. Однако это, как мы увидели, удел не всех. «Начинающий» алкоголик подсознательно должен быть уверен, что «может себе позволить» такую «роскошь», что проблемы решат за него, защитят. Разве кто-нибудь может вспомнить случаи, чтобы напивались, даже при возможности, заложники на грани смерти, люди под бомбами где-нибудь в подвале? А ведь они находятся в сильнейшем стрессе, но понимают, что только ясный рассудок может сохранить им жизнь. И только тот, кому на самом деле ничего реально не грозит, кто не чувствует ответственности за семью, детей, будучи незрелым эмоционально (хотя, возможно, очень умным, даже гениальным - одно другому не мешает) может расслабиться и уйти от травмирующей ситуации. Таким образом, воспитывая слишком послушного ребенка, решая за него все проблемы, опекая чуть ли не до старости, мы растим потенциально зависимого человека, а уж что встретится на его пути, какие искушения - нам знать не дано, но к ним человек изначально не готов.
И последнее - многие говорят - вот, раньше было так, сейчас - эдак. Влияет ли мораль и сила общественного мнения на распространение алкоголизма? Конечно. Ведь женского алкоголизма практически не было до тех пор, пока женская выпивка ни в каких количествах не признавалась обществом. Да и роль воспитательницы, хозяйки большой семьи не давала возможности уйти в свои переживания, как бы тяжела ни была судьба. А как относилось общество (да и сейчас относится) к пьющему мужчине? С пониманием! Бывало и с нами! Как только семья перестала быть для женщины самой важной, непререкаемой ценностью, тут и началось. А учитывая, что эмоциональные, ранимые, и с низким количеством АДГ в крови прекрасные дамы больше расположены к болезни, догонять сильный пол они стали быстро.
Итак, подведем итоги. Алкоголь в количествах, соответствующих нормам, не вреден, если нет биохимической предрасположенности к нему и сила характера позволяет пить понемногу, для веселья и профилактики атеросклероза. Если понимаете - мало не получается, если дозы «для веселья» становятся все больше - надо принимать меры, прекращать прием зелья совсем, не дожидаясь момента, когда сделать это самостоятельно уже не получится.
Комментарии
Вот и хрень-то, что не понимаем, а то и проблем бы не было. А то открытие сделала!