В США исчезает \"средний класс\"
На модерации
Отложенный
64% опрошенных американцев говорят, что считают себя \"профессионалами\", сообщает газета Wall Street Journal. Многие хотят быть профессионалами, но не все ими являются: по статистике Министерства труда США, сегодня доля \"профессионалов и квалифицированных работников\" в обществе составляет 36%. Эта прослойка росла на протяжении всего столетия: в 1910 году их насчитывалось 4%, а в последние 30 лет, с наступлением постиндустриальной эпохи, ее рост ускорился: с 1980 года она удвоилась.
Креативный и влиятельный
Корни этого класса - в постиндустриальной экономике, которую также называют \"экономикой знаний\". Более 24 млн новых рабочих мест, созданных в США на рубеже веков, не принадлежат к индустриальному сектору. Сегодня в американском производстве заняты менее 10% всех работников.
Один из идеологов экономики знаний, философ и социолог Ричард Флорида, придумал еще одно определение для прослойки, которая стоит в авангарде \"новой экономики\" - \"креативный класс\". Он расширился не только количественно, но и в своем определении: если раньше это были преимущественно люди с углубленными знаниями в областях права и медицины, то сегодня к ним присоединились целые армии из информационных технологий, рекламы и маркетинга и смежных отраслей.
Инженеры и компьютерщики - сегодня самая быстрорастущая профессиональная группа в США . Но растет и количество \"традиционных\" профессионалов: ежегодно в США вручается около 43 тысяч дипломов юристов, на 20% больше, чем 10 лет назад.
Этот окрепший класс \"новых профессионалов\", чьи доходы устойчиво росли до финансового кризиса, сформировал изменения в экономической и политической жизни страны, пишет WSJ. Барак Обама - символ этого социально-экономического сдвига, именно к этой прослойке американцев он обращался в первую очередь во время своей избирательной кампании, и именно она привела его в Белый дом.
Анализ последних выборов демонстрирует изменения в предпочтениях американского среднего класса. Согласно опросам на выходе из избирательных участков, в 1996 г. лишь 9% американских семей имели доход более $100 тыс в год, а на прошлогодних выборах их доля выросла уже до 26%. Тем временем численность низких слоев населения за этот же период упала примерно наполовину.
Меняется и политическая ориентация этой прослойки. В прошлом обеспеченные слои населения США голосовали преимущественно за республиканцев. На последних выборах люди с доходом $200 тыс. в год и выше разделились: 52% голосовали за Обаму, 46% за Маккейна.
Экология и хай-тек
Но сдвигом в политических предпочтениях перемены не ограничиваются. В прошлом профессионалы с доходом более $100 тыс. были главным владельцами малого бизнеса и топ-менеджерами корпораций. Этих людей отличало недоверчивое и даже враждебное отношение к власти, в действиях которой они видели посягательство на свою свободу. Сегодняшние \"новые профессионалы\" более лояльно относятся к правительству.
Они лучше образованы, начитаны, активнее включены в общественную жизнь, более толерантны в социальном плане и проявляют высокую сознательность в экологических вопросах. Их индивидуализм проявляется в первую очередь в манере одеваться и вести себя, отмечает WSJ.
\"Класс профессионалов\" - главный потребитель индустрии высоких технологий. На него нацелены маркетинговые стратегии таких компаний, как Apple. Большинство этих людей склонны покупать товары, которые позиционируются как \"экологичные\". К примеру, 42% автомобилей с гибридным двигателем покупают именно представители этого класса, тогда как в общем объеме продаж доля этих машин не превышает 2,5%. Среди \"новых профессионалов\" популярны такие марки, как Toyota и Lexus, а вот к \"Мерседесам\" они относятся прохладно.
Смутный образ
Понятие \"класса профессионалов\" в самоидентификацию российских граждан из прослойки среднего класса, судя по всему, пока не вошло, что легко объяснить незначительной долей \"новой экономики\" в российском ВВП. Тем более что власть и социологи еще не определились даже с понятием и численностью \"среднего класса\". Согласно прошлогодним исследованиям РАН, в России 33% граждан считали себя средним классом на периферии, 43% - в столицах. Некоторые социологи считают, что средний класс сейчас составляет 15-22%, если считать по ряду критериев, в первую очередь по доходам и социально-профессиональному статусу. Но половину этого 20%-го среднего класса составляют чиновники и бюджетники, которые зависят от государства. Таким образом, до кризиса класс профессионалов, работающих в частном секторе (а именно там должны работать люди, по многим критериям подпадающие под это определение), мог составлять не более 10% от населения России.
Гораздо больше совпадает с понятием \"класса профессионалов\" более узкое определение \"идеального среднего класса\", предложенное в прошлом году директором Независимого института социальной политики Татьяной Малевой и главой ИНСОРа Игорем Юргенсом. Идеальным представителем этой прослойки они предложили называть гражданина, который сам добился благосостояния благодаря своей высокой квалификации и упорству; имеет банковский счет, недвижимость, берет кредиты, имеет профессиональное образование не ниже среднего, вкладывает деньги в свое здоровье, а также имеет активную гражданскую и общественную позицию. По оценке Малевой, людей с этими характеристиками до кризиса в России было не более 7% населения.
Как ударил кризис по российскому классу профессионалов, пока не совсем ясно. По апрельским данным ВЦИОМ, 53% россиян, относящих себя к среднему классу, говорят, что кризис их вообще не затронул. 68% респондентов готовы самостоятельно бороться с последствиями кризиса, а 28% спокойны за свое будущее: они уверены в том, что в случае увольнения с нынешнего места работы смогут найти равноценную позицию.
Комментарии