Каннский кинофестиваль станет битвой за выживание кино

На модерации Отложенный

Ветераны фестивального движения пророчат: нынешний фестиваль будет особенным, эпохальным, историческим. Никогда еще в послевоенную эру индустрия массового кинематографа не находилась в таком тяжком кризисе, и никогда еще искусство кино не подвергалось такому суровому испытанию.

По мнению президента фестиваля Жиля Жакоба, речь сегодня идет о выживании авторского кино, и Канн должен стать ристалищем, где за двенадцать жарких дней рыцари чистого искусства докажут миру, что их еще рано хоронить.

\"С разных сторон, особенно от англо-саксов, раздаются голоса, что авторское кино уже умерло, и что существует только предметное кино\", - замечает Жиль Жакоб в своем послании к фестивалю.

\"Они утверждают, что наше кино никто не смотрит, а значит, оно находится на грани вымирания, и что сегодня в автроском кино выживают только несколько второстепенных, зависящих от госфинансирования имитаторов. Если бы Абель Ганс был сегодня в живых, он бы занялся комиксами. Фриц Ланг, Пабст и Дрейер делали бы компьютерные игры, а Орсон Уэллс вновь взялся бы за радио-постановку \"Войны миров\", - иронизирует над критиками независимого киноискусства президент Каннского фестиваля.

Жакоб предлагает свою трактовку текущего момента в мировом арт-хаусе: авторское кино вовсе не умирает, но просто вступает в следующую фазу развития и обживает новые территории.

Пресс времени

Теперь, как замечает Жакоб, чтобы посмотреть кино новой волны или почувствовать на экране \"дух Росселини\", нужно ехать не в Париж и Рим, а в Бухарест или Пекин.

\"Неужели пресс времени выдавил всю жизнь из западного кино? Неужели западноевропейский кинематограф выдохся, испугавшись тени своей собственной долгой истории?\" - риторически вопрошает Жакоб.

Из 20 картин, приглашенных в главный конкурс фестиваля, жюри которого возглавляет Изабель Юппер, 12 сняты западно-европейскими режиссерами. Еще три конкурсных ленты (\"Яркая звезда\" новозеландки Джейн Кэмпион, \"Лицо\" малазийца Цай Мин-Ляна и \"Оставшееся время\" палестинца Элии Сулеймана) сделаны на европейские деньги.

Даже каннским старожилам нелегко припомнить, когда в последний раз они видели на бульваре Круазетт такое количество суперзвезд европейской режиссуры, и когда главный фестиваль мира уделял такое пристальное внимание кинематографу Старого Света.

Президент Международной Ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов назвал программу предстоящего 62-ого Каннского фестиваля лучшей за полвека.

От \"волны\" до \"догмы\"

Ален Рене, 87-летний французский классик, полвека назад начавший ту самую «новую волну» в кино, энергию которой, по мнению Жакоба, сейчас легче ощутить в Пекине или Телль-Авиве, участвует в борьбе за Пальмовую ветвь в седьмой раз. Автор хрестоматийного шедевра \"Хиросима, любовь моя\" и еще трех дюжин фильмов везет на Круазетт мелодраму \"Дикая трава\" с участием звезд среднего возраста - Андре Дюссолье, Матье Амальрика, Эммануэль Дево, Сабин Азема.

Фильм Рене, экранизация романа Кристиана Гайи \"Происшествие\", рассказывает историю любви, выросшую из банального совпадения - Жорж (Дюссолье) случайно находит сумку, которую потеряла Маргэрит (Азема). По словам Алана Рене, в романе Гайи запечатлено психологическое состояние \"желания желания\".

\"Это желание зарождается в Жорже буквально из ничего, еще до того, как он встречает Маргэрит или просто говорит с ней по телефону\", - говорит Ален Рене. \"Название \"Сорная трава\", мне кажется, подходит к моим персонажам, которые повинуются иррациональным порывам, как семена, прорастающие сквозь трещины в городском асфальте\", - рассказывает режиссер.

Ларс фон Триер, изобретатель \"Догмы\" - самого концептуального течения в независимом европейском кинематографе 1990-ых, везет в Канн драму \"Антихрист\".

Шарлотта Рэмплинг и Виллем Дефо играют семейную пару, потерявшую ребенка. В поисках уединения скорбящие родители удаляются в лесной коттедж, где творятся вещи, которые, по прогнозам уже посмотревших фильм критиков, должны повергнуть фестиваль в ужас.

Харизматичный и не терпящий журналистов датчанин, никогда, как известно, не покидавший пределов Европы из-за страха полетов на самолете, в восьмой раз претендует на Пальмовую ветвь. В 2000 году лента \"Танцующая в темноте\" с Бьорк в главной роли произвела фурор на Круазетт и получила заслуженную награду.

Эрик Кантона - кинозвезда

Великобритания представлена в конкурсе тремя фильмами. Патриарх английского реализма и певец пролетарских будней Кен Лоуч, чей проирландсдкий \"Ветер, который колышет вереск\" получил каннское золото три года назад, выбрал тему, священную для любого англичанина: футбол.

Десятая по счету картина Лоуча, претендующая на Пальмовую ветвь, называется \"В поисках Эрика\" и рассказывает историю простого английского почтальона и футбольного фаната, которому выпадает счастье встречи с самим Эриком Кантона.

Участие скандально-легендарного бывшего нападающего \"Манчестер юнайтед\" в картине Лоуча гарантирует фильму культовый статус еще до премьеры. Эрик Кантона вместе с Кеном Лоучем представят фильм на Круазетт, что, вероятно, впишет новую страницу в историю англо-французской дружбы.

Надежда британской режиссуры, Андреа Арнолд, чья дебютная лента \"Красная дорога\" была отмечена призом жюри в Канне в 2006 году, участвует в конкурсе с фильмом \"Аквариум\". Еще один британский претендент на Пальмовую ветвь - картина Джейн Кэмпион \"Яркая звезда\".

Кэмпион, единственная в истории женщина-режиссер, завоевавшая Пальмовую ветвь за фильм \"Пианино\" (1993), сняла костюмную драму о любви Джона Китса и Фанни Броун. В роли роковой возлюбленной Китса, страсть к которой стала для поэта-романтика напастью хуже чахотки, снялась молодая австралийская актриса Абби Корниш.

Ожидается, что вскоре после премьеры в Канне австрало-британская \"Яркая звезда\" выйдет в широкий международный прокат.

Среди других европейских титанов, претендующих на Золотую Пальмовую ветвь: Педро Альмодовар с \"Разомкнутыми объятьями\", Михаэль Ханеке с \"Белой лентой\", Марко Беллоккьо с картиной \"Победить\".

Америка в конкурсе, а Россия - в \"Особом взгляде\"

Американское присутствие на Круазетт будет достаточно скромным. Известно, что Фрэнсис Форд Коппола планировал представить в конкурсе фильм \"Тетро\", однако руководство фестиваля предложило пятикратному лауреату \"Оскара\" место лишь в параллельном конкурсе \"Особый взгляд\". Коппола отказался.

Зато в главном конкурсе, по традиции, участвует Квентин Тарантино с фильмом о приключениях американских солдат в оккупированной фашистами Франции. Главную роль в тарантиновских \"Бесславных ублюдках\" сыграл Брэд Питт.

Российский кинематограф представлен в официальной программе Каннского фестиваля 2009 года фильмом Павла Лунгина \"Царь\" (с Петром Мамоновым в роли Ивана Грозного и Олегом Янковским в роли митрополита Филиппа) и \"Сказкой про темноту\" Николая Хомерики.

Оба фильма участвуют в параллельном конкурсе \"Особый взгляд\". Известный в узких кругах молодой московский режиссер Николай Хомерики, выпускник парижской киношколы La Femis, поедет в Канн в третий раз: в 2005 году его короткометражка \"Вдвоем\" получила приз жюри Cinefondation, а в 2006 году психологическая драма \"977\" участвовала в \"Особом взгляде\".

Каннский фестиваль, как замечает главный редактор журнала Screen International Конор Дигнам, продолжает \"волновать воображение\" мирового сообщества, а это необходимо для придания киноиндустрии нового импульса.

\"В этом году нам, как никогда, нужен уверенный в себе Каннский фестиваль. Ну и, конечно же, подтверждение того, что вспышка свиного гриппа погашена. Будем надеяться, что мы получим и то и другое\", - рассуждает накануне открытия фестиваля главный редактор журнала Screen International.