Руководство Евросоюза заявило о сближении с СНГ
На модерации
Отложенный
В рамках пражского саммита «Восточного партнерства» Европейский союз окончательно сформулировал свою идею «активного сотрудничества с бывшими советскими республиками». Объединенная Европа выделит Армении, Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине в общей сложности 600 млн евро - «для развития и укрепления демократических институтов». По мнению аналитиков, это позволит в значительной мере снизить влияние России на политическую обстановку в шести государствах СНГ и гарантирует ЕС «надежных союзников».
«Буднично и скучно» - так журналист немецкого телевидения прокомментировал обстановку на саммите в рамках программы «Восточное партнерство» - встрече, от которой и в Евросоюзе, и в целом ряде постсоветских государств ожидали если не чуда, то по меньшей мере сенсации. Согласно плану организаторов, пресловутая Пражская встреча должна была наглядно продемонстрировать всему миру «синтез объединенной Европы и государств СНГ». Еще месяц назад чешский премьер-министр Мирек Тополанек с воодушевлением заявлял, что от исхода Пражского саммита зависит будущее Евразии. Возможно, именно поэтому 7 мая в Прагу приехали ведущие мировые политологи, обозреватели и эксперты в области международного права. В предвкушении прогнозируемой сенсации они давали событию собственную оценку, сводившуюся на первый взгляд к предельно простой формуле: «ЕС + СНГ = партнерство». В том, что это партнерство будет взаимовыгодным и показательным, никто не сомневался.
Но, как оказалось, запланированных сенсаций и тем более чудес не бывает. Всё началось с того, что о своем нежелании присутствовать на саммите заявили сразу трое европолитиков - премьер-министр Великобритании Гордон Браун, глава испанского Кабмина Хосе Луис Сапатеро и президент Франции Николя Саркози. Участия во встрече на высшем уровне также не приняли ни белорусский президент Александр Лукашенко, ни глава молдавского государства Владимир Воронин, ни премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Кстати, отсутствие в Праге Юлии Владимировны серьезно испортило настроение руководства ЕС. Ни для кого не секрет, что в последнее время в своих взаимоотношениях с Киевом Брюссель делает довольно солидную ставку на Тимошенко как на возможного преемника Виктора Ющенко на президентском посту. Нетрудно было заметить, с какой нервозностью и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, и верховный комиссар по вопросам безопасности Хавьер Солана следили за ее визитом в Россию и воспринимали ее газовые переговоры с Владимиром Путиным. По мнению Соланы, непредсказуемая и сильная, украинский премьер вполне может диктовать свои условия во внешней политике Киева и Западу просто необходимо поддерживать с ней «самые активные контакты». Но факт остается фактом - вернувшись из Москвы, Тимошенко в Праге не появилась. Украину на саммите представлял президент Ющенко, который в свойственной ему манере повторял избитые фразы о европейской интеграции, приверженности идеалам демократии и желании украинцев стать «равными среди равных в ЕС». В подобном же тоне высказывался и грузинский президент Михаил Саакашвили. Он подчеркнул, что для Тбилиси «Восточное партнерство» - «единственный шанс на интеграцию в цивилизованное сообщество» и его страна ставит своей целью скорейшее вступление в Евросоюз.
Следует особенно отметить, что программа «ВП» не предусматривает какой-либо протекции для республик бывшего Советского Союза в их стремлении «интегрироваться в цивилизованное сообщество». Как отметила на саммите канцлер ФРГ Ангела Меркель, «Восточное партнерство» - это скорее определенная «дорожная карта», по которой ЕС и шесть постсоветских стран будут строить модель своего сотрудничества в политической и экономической сферах. Дескать, Запад проводит разведку боем, укрепляя свои позиции в Содружестве, не расширяя при этом границ еврозоны. Ничего удивительного нет и в том, что на Пражской встрече было принято решение о выделении 600 млн евро, которые должны пойти на «развитие демократии в отдельно взятых государствах СНГ», - специальная статья для этого в евробюджете была предусмотрена еще более года назад. Аналитикам показалось явно пресным обсуждение сотрудничества в сфере энергетики и смягчения визового режима: Жозе Мануэль Баррозу, кажется, попросту отрапортовал о желании Брюсселя помочь Азербайджану, Армении и Грузии в строительстве альтернативного газопровода «Набукко» и создании так называемых свободных экономических зон. И ничего, что представители Еврокомиссии, похоже, пока плохо понимают, каким именно образом должна оказываться эта помощь, - главная цель саммита была достигнута, и тот же Баррозу в таком же рапортном стиле сообщил о «сближении ЕС и СНГ». Определенная доля истины в этом есть. Например, именно в Праге Евросоюзу удалось окончательно нормализовать отношения с Белоруссией, представленной делегацией во главе с первым вице-премьером страны Владимиром Семашко. «Мы довольны итогами саммита», - сказал Семашко. Более того, он выразил уверенность, что благодаря Пражской встрече уже к концу текущего года Брюссель полностью отменит экономические и политические санкции, введенные против Минска в 2006-м.
«Мы готовы более активно развивать торговлю по всем видам товаров. Мы готовы идти настолько далеко, вплоть до зоны свободной торговли в ЕС», - цитируют слова белорусского вице-премьера западные СМИ. Александр Лукашенко в этой связи заметил, что его государство намерено дружить с объединенной Европой. Впрочем, аналитики не без доли сарказма уже пошутили: у такой дружбы есть своя цена. И дело даже не в 600 млн евро, которых в кризисных условиях не хватит даже одной из шести постсоветских республик. Заявляя о своих потеплениях в контактах с Западом, Белоруссия фактически открывает свой рынок для европейских капиталовложений, а сам Лукашенко получает уникальную возможность реабилитироваться в глазах руководства ЕС за проблемы с белорусской оппозицией и гневные выпады в адрес Брюсселя и Вашингтона.
Насколько эффективным окажется «Восточное партнерство», станет ясно уже в самое ближайшее время. А то, что саммит прошел в будничной и скучной обстановке и отнюдь не решил вопросов будущего Евразии, еще ни о чем не говорит...
Комментарии