Драгметаллы разрешат продавать с рук

На модерации Отложенный

Российские власти готовят изменения в Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях: планируется, что госконтроль будет касаться лишь добычи и продаж первичного рынка. Вторичный рынок с взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами предположительно должен регулироваться рыночными отношениями. Как ожидается, это обеспечит более свободное использование драгметаллов и камней без ущерба экономическим интересам государства.

Заседание рабочей группы по совершенствованию нормативно-правовой базы для алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) пройдет 28 мая в Минфине РФ. Законодательная инициатива идет от Алмазного совета при президенте Республики Саха (Якутия). Ранее, в конце апреля 2009 года, эти инициативы уже обсуждались на совещании у директора административного департамента российского Минфина Александра Ахполова, в итоге которого концепция Якутии была принята. Сейчас члены рабочей группы определяют приоритеты по внесению изменений в законы: они коснутся недропользования, огранки, реализации продукции на внутреннем рынке, экспорта и импорта природных алмазов и бриллиантов, — сообщило якутское Министерство промышленности. В настоящее время оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в России не отвечает интересам государства, бизнеса и потребителя.

Поправки находятся в работе с 2006 года: тогда якутский Минпром разработал изменения и дополнения по обороту драгоценных металлов и драгоценных камней и либерализации российского АБК. На протяжении 2006-2008 годов документы дорабатывались, а в декабре 2008 года были направлены российскому премьеру Владимиру Путину.

Отраслевые эксперты о готовящихся изменениях в законах не слышали. «Я такого законопроекта не видел и не слышал, — заявил BFM.ru генеральный директор Ассоциации ювелиров России Валерий Радашевич. — За изготовлением и обращением ювелирных изделий контроль должен быть исключен, однако все это должно быть оформлено законодательно, пока же только происходит формирование общественного мнения».



Сейчас ювелирная отрасль лишь частично вошла в рыночные отношения, — говорит эксперт: «Собственник драгметалла фактически сейчас не совсем и собственник. Вот, например, я купил слиток золота, захотел позолотить грудь любимой женщины. А ко мне в любой момент может прийти госконтроль и проверить, рационально ли я его использую». Фактически, государство должно контролировать лишь законность происхождения драгоценных материалов. «А также полноту сбора налогов за все полагающиеся операции», — считает Радашевич.

Однако оставлять государственное регулирование лишь для уровня первичных продаж не имеет особого смысла. «В первичной продаже особых проблем и нет, они приходятся, в основном, на Гохран, «Алросу». Очень важно, чтобы нововведения не поспособствовали вовлечению «серых» сырья и металлов, что может дискредитировать всю отрасль. Ведь фактически для нормально работающих предприятий государственный надзор не вреден, если он работает правильно. Конечно, сейчас есть проблемы, но они большей частью вызваны низким профессиональным уровнем проверяющих», — отмечает в интервью BFM.ru вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян.

«С другой стороны, именно низкая эффективность такого контроля на данный момент привела к тому, что удельная доля «черного» ювелирного рынка составляет не менее 50% всего оборота, — говорит Валерий Радашевич из Ассоциации ювелиров России. «Сейчас мы отслеживаем, что темпы реализации ювелирных изделий снижаются не так быстро, как темпы производства. Постепенно истощаются складские запасы, и с осени этого года, если начнется сезонное оживление, на рынке может сформироваться дефицит, который будет восполнен за счет интервенций незаконных изделий», — опасается эксперт.