Первый год Медведева: царь в цепях

На модерации Отложенный

Прошел год с момента прихода российского президента Дмитрия Медведева к власти, и результаты его деятельности совсем не впечатляют. Премьер-министр Владимир Путин по-прежнему держит бразды правления в своих руках, в то время как его протеже безуспешно пытается освободиться.

Был февраль 2008 года, когда Дмитрий Медведев как новый президент России представил свою программу реформ, напряженно стоя перед сотнями представителей бизнес-элиты в сибирском городе Красноярске. Он тогда произнес фразу, которая прозвучала для слушателей весьма многообещающе: \"Свобода лучше, чем несвобода\".

Все это выглядело почти как первый выход в свет либерального протеже Владимира Путина, как подготовка к уходу все более самовластного и стремящегося все контролировать бывшего шефа КГБ. Наследник престола резко осудил широко распространенную коррупцию и произвол российской бюрократии, а также пообещал до конца выполнить труднейшие задачи по укреплению институтов российской государственной власти, совершенствованию инфраструктуры, проведению инноваций и увеличению инвестиций. После этой речи люди с уважением заговорили о \"четырех \"И\" Медведева\".

Но после инаугурации Медведева, которая состоялась в мае 2008 года, его президентство чаще ассоциировалось с буквами \"К\" - коррупция и кризис, а также с буквой \"В\" - война. Мировой финансовый кризис нанес по России особенно мощный удар, и безработица в этой стране составляет сегодня 10 процентов.

Пробные попытки Медведева сблизиться с Европой и Соединенными Штатами были омрачены конфликтами. Министр иностранных дел Сергей Лавров во вторник отменил запланированную на середину мая встречу Совета Россия-НАТО в знак протеста против учений североатлантического альянса в Грузии. Этот совет только недавно возобновил контакты, которые были временно прекращены после войны в самопровозглашенной грузинской провинции Южная Осетия в августе 2008 года.

Российская инфраструктура как всегда в упадке, инновации так и не начались, а в области реформирования государственных институтов успехов еще меньше, о чем свидетельствует новое судебное разбирательство против бывшего ведущего олигарха Михаила Ходорковского.

\"Золотая сотня\" президента

Спустя год после инаугурации Медведева средства массовой информации и политические обозреватели по-прежнему озадачены, не зная, насколько в действительности свободен в своей деятельности этот якобы самый главный человек в России.

Согласно российской конституции, президент должен определять главные направления внутренней и внешней политики. Но на практике он оказался генералом без армии. Официально Медведев, может, и является главой государства, но как считает политолог Федор Лукьянов, в действительности судьбы России решает его предшественник, нынешний премьер-министр Владимир Путин. Редактор журнала \"Россия в мировой политике\" заявил на страницах московского журнала The New Times, что Медведев по рукам и ногам связан \"тем самым источником, из которого он черпает свою легитимность - Владимиром Путиным\".

Хотя Медведев создал кадровый резерв из сотни талантливых людей, которые должны будут прийти на государственные посты, а также помог некоторым своим однокашникам занять должности в высших органах судебной власти, реальная власть остается в руках у верных соратников Путина.

Но Медведев деятельно посылает сигнал за сигналом о том, что он стремится проводить более либеральный курс. Он мудро согласился дать интервью авторитетной, но критически настроенной в отношении Кремля \"Новой газете\". В день проведения интервью он также пригласил в Кремль активистов-правозащитников, сердечно поздравил председателя Комитета солдатских матерей с днем рождения и назвал своих гостей \"уважаемые коллеги\".

Еще одним сигналом смягчения позиций Кремля стало освобождение Светланы Бахминой. Авторитетный бывший юрист нефтяной компании Ходорковского \"ЮКОС\" находилась в заключении с 2004 года, и Кремль отказывался сократить ей срок несмотря на то, что она была беременна. Но вскоре после встречи Медведева с активистами правозащитных организаций она получила условно-досрочное освобождение и смогла воссоединиться с семьей.

Не как при Горбачеве

\"Медведев посылает либеральной оппозиции важные сигналы, - объясняет эксперт по России из Германского совета по внешней политике Александр Рар, - видимо, он хочет сохранить верность своей программе и провести реформы, но с кем ему работать? Пока ему не удалось поставить на руководящие посты ни одного своего доверенного человека\".

Ходят слухи, что даже телохранители у президента те же, что и при Путине.

Во время нахождения на президентском посту Путин заполнил Кремль, правительство и государственные учреждения и предприятия своими преданными ставленниками и друзьями, в связи с чем у Медведева остается весьма ограниченный простор для действий. \"Слова это хорошо, но ими не изменить систему, - говорит Рар, - никто не может сказать, какого рода рычагами влияния в действительности обладает Медведев. Возможно, он может освободиться из-под опеки, но у него очень мало пространства для маневра\". Что касается российской структуры власти, то все важнейшие вопросы политики безопасности и энергетической политики по-прежнему находятся под полным контролем Путина и заместителя премьер-министра Игоря Сечина.

\"Путин будет следить за тем, чтобы Медведев не переступил за грань, как когда-то сделал Горбачев\", - говорит Рар.

Будучи в конце 80-х годов генеральным секретарем ЦК КПСС, Горбачев стал предвестником заката Советского Союза и поворота России в сторону Запада.

Стратегию Медведева даже окрестили \"перестройка-2\", намекая на политику реформ Горбачева. Но в отличие от нынешнего главы государства, Горбачев понимал, насколько важно приблизить к себе и сделать союзниками влиятельных коллег. Эдуард Шеварнадзе был его министром иностранных дел, а Александр Яковлев занимал высокий партийный пост. Вместе с Яковлевым Горбачев выдавил из ЦК своих оппонентов, большинство из которых были стареющими сторонниками неосталиниста и бывшего советского руководителя Леонида Брежнева. Только в 1989 году из состава ЦК вывели 98 человек.

\"Но в данный момент таких людей как Яковлев и Шеварнадзе нет\", - говорит Рар.