Когда же мы снимем великое кино о великой войне?
На модерации
Отложенный
Каждый год празднование Великой победы все более принимает в России формы, смахивающие на религиозно-исторические праздники. Много-много позолоты. Много шествий. Военный парад с наряженными стариками на трибунах. И много фильмов, которые делают уже не режиссеры-фронтовики, а кинорежиссеры, не нюхавшие пороха. Оттого фильмы выглядят несколько фальшивыми для тех, кто смотрел другое кино, и, наверное, увлекательными для новых поколений. Таков последний сериал автора «Маленькой Веры», режиссера Василия Пичула - «Застава Жилина».
«Застава Жилина» напоминает все сразу, а больше всего, прошлогодний сериал режиссера Юрия Мороза «Апостол», который побивал все рейтинги.
Именно в «Апостоле» бесстыдно, но увлекательно создатели пренебрегают правдой характера и делают супермена из скромного школьного учителя, в короткое время научив его всему, чему он по определению научиться не мог.
Вот и в «Заставе Жилина» та же фигня. Жилин сначала робкий юноша, которым пренебрегает девушка, а потом - ух! Мачо!
Явление нынешнего сериала о войне понятное: правда о войне, и о настоящих характерах советских людей, которые эту войну выиграли, уже никому не нужна, а потребность в прославлении всего хорошего против всего плохого остается на повестке дня.
Фигура подозрительного фронтового особиста, такая страшная в постсталинском разоблачительном кинематографе, становится у Пичула карикатурной, комической, но без единого признака правдоподобия. Нас пугают, а нам не страшно, мы знаем, что все кончится хорошо, и вообще, что все это сон золотой. Нас развлекают войной.
Кино о войне вообще особый вид развлечения. Художественные ленты о войне редко ставят себе задачу напугать или рассказать правду - у них всегда другие задачи. Вызвать приступ патриотизма, назначить других героев, а не тех, кого принято считать героями, но чаще всего, позолотить прошлое.
Другое дело - документальные съемки фронтовых операторов, они-то и несут истинную правду о войне. Но вряд ли нам дадут их посмотреть. Бредущая в грязи пехота, пушки на конной тяге, это вам не раскрашенный цветными карандашами Штирлиц.
И при Сталине, и при Гитлере, естественно, «окопная правда» в моде не была, и зрителя кормили выдуманными мелодрамами типа «Жди меня» с Валентиной Серовой и танцевальными комедиями с Марикой Рокк. И зрители любили их. И Сталин любил гламурное трофейное кино. И Серову.
В хрущевскую «оттепель» были сняты самые великие фильмы о войне, но не эпопейные. Это фильмы о маленьком человеке, прошедшем большую войну. Все эти фильмы действительно гениальные: «Летят журавли», «Баллада о солдате» и «Судьба человека». О «Судьбе человека» восхищенный Роберто Росселлини сказал: \"Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне\", Роберто Росселлини - основопложник итальянского неореализма, создатель бессмертного фильма \"Рим - открытый город\", он понимал в настоящем искусстве. После «Судьбы человека», в котором Бондарчук сыграл главную роль, Росселлини пригласил Бондарчука как актера сниматься в своей следующей картине - \"В Риме была ночь\".
При Брежневе маленький человек пошел по боку - начались киноэпопеи и великая роль коммунистической партии и политруков.
Режиссер Юрий Озеров и сценарист Юрий Бондарев слепили о Великой Отечественной войне несколько гигантских киноэпопей. Говорить о том, что создатели стремились выкопать какую-то особую правду о войне, - не стоит. Перед кинематографистами всегда стоит задача угодить заказчику, агитпропу. И опосредовано тому поколению, которое является потребителем продукта. Посмотрев озеровское «Освобождение», наши воевавшие отцы, конечно, поворчали, что, мол, все это позолота и сплошь пропаганда, но в целом были удовлетворены, потому что все их поколение предстало в этих лентах как герои. В 70-х и была создана вся советская киноклассика о Великой отечественной войне, страданиях и победах нашего народа. При Брежневе. «Освобождение» - художественный многосерийный фильм о Великой Отечественной войне, снятый режиссёром Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова в период с 1969 по 1972 год.
Кроме «Освобождения», была снята многосерийная эпопея по роману Бондарева «Горячий снег» и многое другое.
Мощная кинопропаганда 70-х подчеркивала тот факт, что, вопреки огромным потерям, советский народ и партия выиграли в чудовищной кровавой войне, благодаря стойкости советского народа, мудрости советских вождей. Юрий Бондарев был в 70-х главным исполнителем задач, поставленных брежневско-сусловским агитпропом перед советским кинематографом. И Бондарев идеально справлялся.
В Перестройку под подвиги советского народа и вождей на войне уже начали копать, выискивать «пятна на солнце», однако «большого кина» про ВОВ не сняли. Не было заказа от горбачевского агитпропа. Его вполне устраивала добротная продукция 70-х. Зато сняли несколько фильмов про афганскую кампанию.
А при Ельцине уже активно снимали кино про Чечню, потому что она целиком захватила умы целого поколения. Протестное поколение кинематографистов снимало кино не на государственные деньги и старалось показать, какую гнусную войну затеяли российские власти, задавив свободолюбивые позывы чеченского народа.
Возвращением темы Великой Отечественной войны в кино мы обязаны Путину и желанию его пропагандистской машины не отдать на откуп всяким внутренним и внешним врагам самого дорогого, что у нас есть, - Великой Победы. А желающих нагадить пруд пруди. Так что тематику нужно было срочно спасать.
Однако по нынешней кинопродукции трудно судить, какой все-таки заказ дает идеологический куратор кино Владислав Сурков кинематографистам. Нынешнее кино о войне снимают те, кто не воевал. То, что в очередном многосерийном кино о войне нет ни слова правды - говорить излишне. Мы уже заметили, что такая задача не ставилась ни перед кем из создателей военного художественного кино. Только в хрущевскую оттепель неожиданно сделали несколько пронзительных фильмов о войне.
А чего нынче хотят изобразить?
К настоящему времени рекламщики в Интернете активно пишут о главной премьере Первого канала, фильме Василия Пичула «Застава Жилина»: «Сценарий для картины написал Ариф Алиев, сценарист фильмов «Монгол», «1612» и «Кавказский пленник». Поставил фильм Василий Пичул, творец знаменитой «Маленькой Веры». Оператором на проекте стал патриарх российской кинематографии Вадим Алисов («Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Зависть богов» и др.). В главной роли - Александр Лымарев, он сыграл Павла Жилина. Его соперника сыграл актер театра «Современник» Иван Стебунов. Главную героиню, Лизу, сыграла Екатерина Вилкова». Все, вроде, соблюдено: красивые популярные артисты, модный сценарист. От скуки можно и посмотреть.
Наверное, перед создателями этого сериала была поставлена, как всегда в наше время самая обычная задача: отметиться. Ну, и, конечно, сделать рекламоемкое развлекательное кино о войне.
Прочитав список фильмов, сценарии для которых писал Ариф Алиев, умный поймет с полуслова - это многобюджетные, батальные блокбастеры на исторические темы, героические поверхностные сказки. Правда, исторические фигуры и события, которые послужили отправной точкой для создания этих «Монгола», «1612» так далеки, что претензии не принимаются. Иное дело «Застава Жилина». Тут можно было бы и приложить лекало из лучших произведений советских мастеров. Но сделав это, тут же получишь по сусалам: фильм явно создавался для нового поколения. Оттого там исторической правды - ноль. Старикам, которые прошли войну, советуем не беспокоиться: им, наверное, будет смешно. Главная тема: перевоплощение робкого очкарика в ого-го какого крутого мачо. Так сейчас делают сериалы о войне.
Пипл хавает.
О раскрашенном цветными карандашами хите нашего детства «Семнадцати мгновениях весны» писать не будем - это лишнее. «Семнадцать мгновений» с молодым Табаковым испортить трудно, даже если постараться. Но смотреть уже неинтересно. Это уже мульфильм.
ОПРОС: Стоило ли раскрашивать знаменитые черно-белые фильмы?
Комментарии