Пенсионерская правда против \"офисного планктона\"

На модерации Отложенный

Экономический кризис демонстрирует нам все новые гримасы. На сей раз запротестовали загнанные в угол пенсионеры. Во времена растущей безработицы они все чаще ощущают на себе возрастную дискриминацию. Работодатели опасаются, что человек пенсионного возраста будет на службе недостаточно ретив и прыток, и отдают предпочтение более молодым кадрам. А зря, считают сами пенсионеры.

Речь, конечно, не идет о весьма пожилых и болезненных москвичах. Они свое место знают. Отдых у них действительно заслуженный: пришла пора в сквере на лавочке без суеты встречать весеннее солнце, ходить в поликлинику да сериалы смотреть. Но вот те, кто достиг пенсионного рубежа, но еще полон сил и энергии, обладает высокой квалификацией и драгоценным опытом, вовсе не желают выпадать из активной жизни. И сталкиваются порой с нашим непониманием.

В такой ситуации проще людям творческих профессий - художникам, артистам, певцам. Несмотря на то, что, например, у артистов балета век на сцене весьма недолог. Но, покидая сцену, они остаются наставниками для своих учеников.

- В прошлом году я отметила сорокалетие творческой деятельности, - рассказывает народная артистка России Людмила Рюмина. - В пятьдесят стала основателем народного театра, которому десять лет. То есть я сама уже пять лет как пенсионерка, но совершенно этого не ощущаю. И на работу в театр принимаю не только молодых: здесь на разных должностях работают пенсионеры - где-то пятая часть всего коллектива. А вспомнить наших педагогов! Мы, молодые, были счастливы попасть к этим корифеям, иметь таких наставников считалось огромным везением. Невозможно было представить, что их взяли бы да отправили на пенсию, лишив возможности передавать поколениям свой уникальный опыт.

Но это то, что касается творческих профессий. А вот военному человеку не так-то просто найти себе достойное рабочее место на «гражданке». Выслуга лет - определенный износ организма, признак того, что в какой-то области человек работал так, что пора государству о нем позаботиться. Но это вовсе не означает, что в других областях деятельности он не может быть полезным, а труд его - эффективным.

Согласно статистике, в России продолжают трудиться около трети пенсионеров - 10 миллионов человек. Каждый шестой среди трудящихся граждан достиг пенсионного возраста (данные Пенсионного фонда РФ). При той пенсионной системе, которая создана в нашей стране, работающие «кормят» пенсионеров. Стало быть, государству выгодно, чтобы пенсионеры продолжали работать. Однако в период экономического кризиса и частого сокращения штата сотрудников пенсионеры становятся самой уязвимой категорией работников - увольнения начинаются именно с них.

- Как и другие города России, Москва испытывает на себе все проявления кризиса, - говорит заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Павел Каминский. - Сложна общая ситуация с занятостью в стране, но в Москве она управляема.

Мировая практика показывает, что работающие пенсионеры составляют от 20 до 35 процентов трудящихся. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, люди пенсионного возраста продолжают работать, чтобы не снижался резко уровень жизни. Не секрет, что в России низкий уровень замещения пенсией заработной платы, он составляет 25 процентов, а если брать высокооплачиваемые должности (50 тысяч рублей и выше), то может быть и 10 процентов. Решить проблему в целом возможно только на федеральном уровне. Москва предпринимает определенные меры, которые позволяют повысить уровень замещения заработной платы пенсией.

Средняя сумма пенсий вместе с городскими доплатами составляет в столице порядка 6800 рублей. Конечно, и этой суммы недостаточно человеку, полному сил и энергии, поэтому люди продолжают работать.

По словам Павла Каминского, еще одна причина, которая заставляет пенсионера работать, - это инерция (привычка). Работа - это огромная часть человеческой жизни, и с ней расстаться не просто. Сегодня в столице (с учетом отставников из силовых структур) 2,7 миллиона пенсионеров, 800 тысяч из них - работающие.

- Цифры говорят о том, что уровень работающих пенсионеров в Москве практически не снижается, - комментирует Павел Каминский. - Наверное, можно найти примеры увольнений пожилых, особенно в промышленности, где в последние годы процент пенсионеров традиционно высок. Но в целом многие работодатели понимают, что иметь на работе такого человека выгодно. Он менее амбициозен, потому что уже реализовал себя, у него высокий потенциал деятельности, обусловленный большим опытом, и он не требует неоправданно высокой зарплаты. Очень многие пенсионеры работают сегодня на должностях низшего технического персонала. Их могут заменить или такие же пенсионеры, или мигранты. В данном случае, безусловно, предпочтение отдается москвичам. К тому же город предлагает сегодня уволенным пенсионерам 200 тысяч вакансий.

Чиновнику возражает заместитель председателя совета Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил Владимир Жеглов. Он считает, что в озвучивании большого количества вакансий есть некое лукавство, потому что свободные вакансии - это в основном рабочие профессии, а уволенные, как правило, - инженерно-технические работники. Не каждый готов к резкой смене деятельности. К тому же предлагаемые должности с невысокой зарплатой. На достойную работу пенсионеру можно попасть только по знакомству, а это не очень хороший метод, считает Владимир Жеглов. Общество должно осознать: люди пенсионного возраста, которыми сегодня пренебрегают некоторые работодатели, - это наше национальное достояние.

В чем же ценность работника в годах?

- У такого человека целый ряд преимуществ, - считает столкнувшийся с дискриминацией по возрастному принципу при приеме на работу Валерий Морозов. - Главные из них - высокий уровень государственности, высокий уровень дисциплинированности, высокий уровень квалификации. Они зачастую имеют не одно высшее образование, огромный организаторский и управленческий опыт, готовность нести ответственность за принятое решение. Так что вопрос трудоустройства пенсионеров можно и должно решить на федеральном уровне. Работодателей стимулировать, например, снижением налогов, если они принимают на работу определенное количество людей пенсионного возраста.

Итак, вопрос пока открыт. Объявления о приеме на работу пестрят словами «до 45 лет». Хотя это уже возрастная дискриминация. Сами пенсионеры готовы трудиться. А им вместо работы - сокращение с правом досрочного выхода на пенсию. И здесь надо отметить, что досрочно уйти на заслуженный отдых может далеко не каждый человек предпенсионного возраста. Например, в пятьдесят лет тебе не станут оформлять пенсию, но и на работу возьмут самую непрестижную и плохо оплачиваемую. А зря. Большинство людей старшего возраста приносят компании больше пользы, чем амбициозная столичная молодежь. Нет-нет, и среди молодых (от которых, кстати, работодатели также шарахаются) есть немало людей способных и ответственных. Но все же понятие «офисный планктон» пришло к нам сегодня, а не 30 - 40 лет назад. И это говорит в пользу пенсионеров.