За что россияне полюбили брачные контракты?
На модерации
Отложенный
Брачный договор стал в России обычным дополнением к свадьбе
Кого-то кризис заставляет задуматься о вечном. А кого-то — о самом что ни на есть земном. Например, о том, что любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Сегодня как никогда ранее стали популярны брачные контракты. Юристы утверждают, что в последнее время число желающих заключить их резко возросло. Вот только порой этот документ, призванный материально обезопасить бывших супругов, выходит им боком. Почему?
Увы, далеко не все разбираются в тонкостях этого непростого дела. И впоследствии, когда люди и впрямь решают расстаться, некогда подписанный контракт преподносит им сюрпризы. С неожиданностями (не всегда приятными) столкнулись и богатые, и бедные.
Как квартирный вопрос испортил москвича
Десять лет назад жительница города Братска Лена вышла замуж за скромного московского гаишника Борю. Вскоре после рождения дочери молодые купили дом в ближайшем Подмосковье и переехали на природу и свежий воздух. Дом настолько пришелся Боре по душе, что делить он его не желал ни при каких обстоятельствах. Тогда он уговорил Лену подписать брачный контракт, согласно которому в случае их развода дом оставался за ним. Зато отдельным пунктом договора муж обязался в случае расторжения брака приобрести бывшей жене однокомнатную квартиру в Москве. Лену это вполне устраивало, и контракт она подписала.
А через несколько лет Боря привел в дом… свою новую пассию. Лена забрала дочь и ушла жить к единственной московской подруге — больше идти было некуда. Оформив развод, она стала ждать, когда муж исполнит условия брачного контракта. Однако Борис никакой квартиры Лене с дочерью не покупал и, похоже, не собирался этого делать.
Когда она наконец напомнила про контракт, бывший муж только рассмеялся:
— Можешь засунуть его себе в …!
Елена обратилась в суд. И тут выяснилось, что в их брачном контракте под пунктом о покупке квартиры для бывшей жены не стоит срока исполнения супругом этого обязательства. Иными словами, экс-супруг может до конца своих дней заявлять в суде, что он “честно собирается исполнить свое обязательство, но пока у него нет такой возможности”. И спроса с него нет никакого, так как конкретные сроки в договоре не оговорены.
Сейчас Лена просит суд признать брачный договор недействительным по причине неисполнения его одной из сторон. Теперь она намерена делить с Борей дом. Муж Боря отвечает на это одно:
— Ничего у тебя не выйдет, контракт есть контракт! Катись назад в свой Братск!
Чем же окончится эта тяжба?
Комментарий адвоката Владимира КУКУЕВА:
— Елена может потребовать расторжения договора. Если суд сочтет, что брачный договор серьезно ущемляет интересы одной из сторон, то вполне может его расторгнуть. И тогда в силу вступит Семейный кодекс РФ, согласно которому Елена действительно сможет поделить с бывшим мужем дом.
Брачный договор может быть расторгнут судом, если он явно составлен в интересах только одного из супругов.
Например: у семьи имеется две квартиры, и согласно БД обе они отходят к одному из бывших супругов. Или у супругов имеется, к примеру, однокомнатная квартира стоимостью 120 тысяч долларов и загородный дом стоимостью два миллиона долларов. И согласно БД жена, например, получает эту квартиру, а мужу остается дом. В этом случае при предоставлении оценочной стоимости всего имущества суд может признать этот контракт несправедливым и аннулировать его.
Но здесь следует помнить о сроке исковой давности по разделу имущества — три года. Если за это время иск о разделе имущества в суд не подан, то никакие имущественные разногласия и споры уже не рассматриваются.
О кошках и суках
Несколько лет назад семейство Кузиных подписало документ: в случае развода все недвижимое имущество отходит жене, а движимое — мужу. Дело в том, что супруг, накопив на вожделенную иномарку, решил, что она ему дороже всего на свете. А запасная квартира у него и так имелась — мамина. Прошло пять лет. Гражданка Кузина полюбила другого и подала на развод. Сначала Кузин хотел забрать у бывшей жены хотя бы встроенную технику, ссылаясь на то, что это имущество движимое. Но экс-жена категорически отказала — мол, вся обстановка прилагается к квартире. Тогда Кузин решил смириться, и единственное, чего он все-таки продолжал желать, — это забрать с собой любимого кота Филю. Он искренне считал его имуществом движимым. Но гражданка Кузина вошла в раж и нагло заявила, что кошки привыкают к дому. А это значит, что кот Филя тоже прилагается к квартире, а квартира — ее. Тут уж Кузин осерчал и заявил, что кота заберет в любом случае.
— Тогда я подаю в суд! — взорвался он. — Ведь по нашему контракту движимость моя! А что может быть подвижнее кота?
— Ничего у тебя не выйдет! — заявила бывшая.
Увы, она оказалась права. В суде иск несчастного любителя животных не приняли. И теперь Кузин ищет момент, чтобы выкрасть мурлыку из дома тайком от жены…
Комментарий адвоката:
— Животные не относятся к движимому имуществу, поэтому споры о кошках, собаках и прочих домашних любимцах в судебном порядке никогда не рассматриваются. Кому они достанутся после развода, придется решать полюбовно, и никакой контракт здесь не поможет.
Золотая свадьба пела и плясала…
Москвичи Ольга С. и Михаил Д. расстались десять лет назад. У обоих уже давно новые семьи. Но официально развестись мешает некогда подписанный ими брачный договор, в котором обе стороны согласились с пунктом: “Сторона, первая подавшая на развод, выплачивает другой стороне 20 тысяч долларов”. Наверное, много лет тому назад эти двое так сильно любили друг друга, что хотели таким образом скрепить свой союз. Однако теперь раскошеливаться никто из них не желает, а потому на развод не подает. Похоже, свою золотую свадьбу они встретят, будучи супругами.
Можно, конечно, договориться и вовсе не показывать в суде договор… Но каждый втайне надеется: а вдруг второй все-таки не выдержит и выкупит свою свободу? Правду говорят: деньги преданнее всякой любви.
Комментарий адвоката:
— Если каждый из супругов в душе надеется взять другого измором, то тут ничего не поделаешь, так как они оба добровольно поставили свои подписи под данным юридическим документом. Что касается обязательства выплаты конкретной суммы, то она не может считаться ущемлением интересов одной из сторон, так как является одинаковой и для мужа, и для жены.
Склонила к контракту
Как-то молодой курьер, прибывший в квартиру известного банкира Д. в его отсутствие, повел себя странно. Сказав супруге банкира, что доставил ей важный пакет от мужа, курьер захлопнул дверь изнутри и накинулся на ошеломленную женщину… Он стал ее раздевать, что выглядело довольно странно: банкирша была далеко не молода. Сопротивляться крепкому юноше у пожилой женщины не хватило сил. Она лежала обнаженной на ковре в объятиях курьера, когда в квартиру ворвался разъяренный муж и еще двое людей, вооруженных фотокамерами…
Оказалось, что сия нехитрая инсценировка нужна была банкиру, чтобы доказать в суде неверность супруги. Ведь согласно подписанному ею много лет назад брачному контракту в случае измены неверный супруг добровольно отказывается от раздела совместной собственности в пользу обманутой половины. Причем к подписанию подобного контракта банкирша сама в свое время склонила супруга, имея в виду, разумеется, отнюдь не собственную блудливость… Зато теперь банкир заявил в суде, что его жена совратила юного посыльного.
Грязное дельце довершили опытные адвокаты. Экс-банкирша получает мизерную пенсию и ютится в “однушке” за МКАДом. Банкир женился на провинциальной молодухе...
Комментарий адвоката:
— Подобные действия относятся к категории мошенничества, это уголовное преступление. Но это надо доказывать.
Сложность здесь заключается в том, что доказательства для суда должен добывать сам потерпевший. Это анализы, показывающие, было ли половое сношение, имело ли место нанесение телесных повреждений. Все эти процедуры довольно унизительны, и не каждый человек психологически готов на них пойти. В принципе супруга банкира должна была написать заявление в милицию и инициировать следственные мероприятия, чтобы доказать, что банкир создал подложную ситуацию с целью вступления в силу условий контракта. Однако пожилую женщину, которая не решилась идти на это, можно понять. Увы, в нашей стране предварительное следствие и судебное производство не только очень рутинны, но и серьезно коррумпированны.
Оргазмом по трасту
Находчивая блондинка из Чебоксар Марина К., окрутив обеспеченного московского предпринимателя, убедила его положить деньги в “траст” на ее имя (траст — передача средств для приращивания третьим лицам, не подлежит конфискации даже по судебному иску). Круглую сумму со счета согласно подписанному молодоженами договору жена получала только в случае развода по вине супруга. Через полгода безоблачной жизни Марина неожиданно подала на развод. Свое решение молодая жена мотивировала тем, что в ее жизни есть все… кроме оргазма! В суде пожали плечами. Но Марина предъявила брачный контракт, в котором красовался пункт, на который до поры до времени никто не обращал внимания: “В случае неудовлетворенности супружеской жизнью сторона, терпящая моральный и/или физиологический ущерб, вправе требовать развода”. И правда: разве бедная девушка виновата в том, что муж не в силах ее удовлетворить? Налицо искомая вина супруга. Доказать, что у его жены все же был оргазм, не смогли даже дорогостоящие адвокаты предпринимателя.
Комментарий адвоката:
— У людей, которые занимаются профессиональным мошенничеством, есть такое выражение — “обули лоха”. Это как раз такой случай. В принципе в брачный контракт стороны вольны включать любые формулировки, это согласие двух сторон, договорная ситуация. Но при составлении такого договора нотариус обязан разъяснить смысл каждого включенного пункта. В данном случае нотариус должен был подсказать мужчине, что не следует включать в контракт подобный пункт. А вообще при составлении контракта лучше предварительно проконсультироваться с юристом.
Наиболее распространенные ошибки при составлении брачного контракта
Слово адвокату Жанне СМАЛЬ:
— Брачный договор может быть весьма полезен в ситуации развода с разделом имущества при наличии кредита, ипотеки и т.п. Если у одного из супругов есть некие экономические обстоятельства в отношении третьих лиц, то договор может обезопасить сторону, которая в займе не участвовала. В противном случае долги бывших супругов тоже будут поделены пополам. Но, как показывает моя практика, в нашей стране брачный контракт все же не гарантирует супругам спокойного расставания, как, например, в Европе. Довольно редко условия брачных контрактов исполняются сторонами своевременно, добровольно и без лишних эмоций.
При взаимном согласии стороны могут нотариально договориться о чем угодно. Но конкретно брачный контракт регулирует только имущественные отношения. Вы не можете, например, написать, что жена обязуется ежедневно варить борщ и мыть потолок. А муж — забивать в день по два гвоздя и дважды за ночь исполнять супружеский долг. Но все то же самое вполне можно указать в документе в связи с изменением режима совместной собственности. Например: нет борща в браке — нет половины совместно нажитого при разводе. Нет еженочного секса — дачу жене. Если вторая сторона ставит под этим свою подпись, дело в шляпе.
В основном брачный контракт нужен для того, чтобы изменить порядок раздела собственности, диктуемый Семейным кодексом. Большинство заключающих брачные контракты — люди не бедные. Такие супруги регулируют режим собственности в отношении частных предприятий или доходов от интеллектуальной собственности: например, если один из супругов имеет собственный бизнес (пишет книги, снимает кино, etc.), а второй не имеет к данной деятельности никакого отношения. Во многих случаях решение при разводе не делить пополам бизнес (творческое наследие) одного из супругов действительно является оправданным. Как и любой договор, брачный контракт может быть изменен и дополнен в любой момент в течение всего периода его действия.
Случаи супружеской неверности, уголовного преследования одного из супругов, банкротства и прочего форс-мажора могут оговариваться в контракте отдельными пунктами. Однако помните: если условия контракта откровенно противоречат интересам одной из сторон (например, при разводе ему все, ей — ничего), ущемленная сторона всегда может заявить, что подписывала документ, находясь под давлением.
Если контракт признается судом недействительным, в силу вступает Семейный кодекс РФ, согласно которому все совместно нажитое имущество делится поровну, независимо от того обстоятельства, что один из супругов не работал.
Самые дорогие бывшие
— В 1999 году жена алюминиевого короля Льва Черного Людмила отсудила у него половину состояния — 150 миллионов долларов.
— Глава “Северстали” Алексей Мордашов обязался выплачивать бывшей жене Елене 100 тысяч долларов ежемесячно, только чтобы она отозвала свой иск об аресте части акций компании. В ее распоряжение отошла также трехкомнатная квартира в Москве.
— Глава авиакомпании “Волга—Днепр” Алексей Исайкин прожил с женой Лидией 36 лет, а потом ушел к няне своей внучки. При разводе супруга претендовала на половину акций компании стоимостью 10 миллионов долларов. Но Исайкину удалось договориться с женой: доля в “Волге—Днепре” осталась за ним, а Лидия получила все совместно нажитое имущество (в частности, особняк в Лондоне) и денежную компенсацию, сумма которой не разглашается.
— Бывшая стюардесса Ирина прожила с олигархом Романом Абрамовичем 15 лет и родила ему пятерых детей. По сообщению юристов пары, супруги расстались “по взаимному согласию”. Конкретная сумма, которую получила Ирина в результате бракоразводного процесса, официально умалчивается. По версии Forbes, размер состояния Абрамовича оценивается в 18,7 млрд. долларов, а сумма отступных, выплаченных Ирине, могла составить 5,5 млрд. фунтов. Правда, другие британские издания предполагают, что бедняжка могла получить “всего” 3 млрд. долларов. Однако все единодушны: этот развод стал самым дорогим в мире.
— 120 000 000 фунтов стерлингов, или почти 250 миллионов долларов, по решению суда выплатил экс-“битл” Пол Маккартни своей бывшей жене Хизер. Таким образом, каждый час, прожитый с ней в браке, обошелся Полу в 3,5 тысячи фунтов!
Анекдот дня
— Какие мужчины лучше других подготовлены к браку?
— Те, у которых проколоты уши: они знают, что такое страдание, и им приходилось покупать ювелирные украшения.
Комментарии
- Ты знаешь, я сегодня сделала первый шаг к разводу.
Подруга:
-Что, подала на развод?
Женщина:
- Нет, вышла замуж...
Для идиотов, хлюпиков, а также для мужщин еврейской национальности - это нормально. Порядочный мужик всегда достойно разрулит сложившуюся ситуацию. Считаю, что всё это навязывается нам.