Начнем ли мы жизнь с чистого листа, похоронив Ленина?

На модерации Отложенный

Мавзолей Ленина – пожалуй, самое загадочное здание в Москве, куда там булгаковской «нехорошей квартире». Поражает политическая устойчивость пристанища первого советского вождя. В самом деле, в период событий начала 90-х годов, когда Советский Союз пал, вместе с ним пали и многие советские символы. В частности, был свергнут памятник Дзержинскому на Лубянке, а город Ленинград был переименован в Санкт-Петербург. Казалось бы, тут и конец Мавзолею. Однако не тут-то было. Ельцин решился лишь снять «пост номер один», почетную охрану, которая в советские времена постоянно находилась у дверей гробницы. И само тело Ульянова-Ленина и Мавзолей – остались в неприкосновенности. По сей день они являются объектом государственного культа. Россия до сих пор содержит за свой счет мертвую тушку вождя. Оплачивает охрану культового сооружения, обслуживание «мумии» специалистами. И хотя никакая религия по Конституции не может быть признана государственной, запрет Основного закона не касается Мавзолея. Культ Ленина как был, так и остается государственным с советских времен.

Многие предполагают, что с Лениным нечисто. В самом деле, рационально говоря, что представляет собой гробница советского председателя Совнаркома? Да просто часть гражданского культа, в рамках которого люди поклоняются выпотрошенной и высушенной мумии первого руководителя советского государства. Неаппетитно, да, но ничего особенного. Но тогда вопрос – в чем препятствие, чтобы её похоронить, раз Советский Союз пал? Кому и с какой целью надобно, чтобы человек, скончавшийся 85 лет назад, непременно лежал в центре города в огромной каменной гробнице, выставленный к тому же для праздного лицезрения туристам?

Меж тем любые попытки похоронить Ленина вызывают ВОЙ. Коммунистов, левых и прочих сочувствующих начинает не по-детски корчить, чуть только речь заходит о захоронении «Ильича» (кстати, нежное наименование советского фюрера непременно по отчеству является неотъемлемой частью советского психо-культа). Коммунисты плачут, рыдают, бьются оземь и грозят немыслимыми карами, если только Ленин будет похоронен. Дескать, страшно будет оскорблен великий русский народ, особенно его старики, если Ульянова предать земле. Дескать, если и есть у несчастных русских стариков что святое, так это ленинская мумия. За нее, такую человечную, родную, не жалко и жизнь отдать.

Всё бы хорошо, но захоронение в мавзолеях едва ли следует считать коммунистическим обычаем. Рядом с Мавзолеем Ленина, на Красной площади, находится куча могил коммунистических бонз. Все они захоронены либо в земле, как главы советского государства, умершие в должности – Сталин, Брежнев, Андропов, Черненко. Либо в Кремлевской стене, как советские военные, вроде маршала Жукова или Гагарина. Никого из них, за исключением Сталина, в мавзолеях не хоронили. Да и захоронение всё того же Сталина в своё время никаких протестов коммунистов (равно как и ветеранов Второй мировой, в ходе которой тот был Верховным главнокомандующим) не вызвало.

Кому то нужно, чтобы Ульянов лежал в Мавзолее. В Болгарии закрыли мавзолей Димитрова. И ничего не произошло, мир не треснул. Не так обстоят дела в России. Чуть только возникает дискуссия о необходимости захоронения «Ильича», как «колобки спешат на помощь». Сегодня в роли колобков, если верить газетам, выступят Владимир Жириновский и Никита Джигурда, которые, дескать, выступят за захоронение Ленина. Понятно, что Жириновский, издавна специализирующийся на компрометации любых здравых идей, сыграет традиционную роль и в данном случае. Иначе говоря – попытается похоронить не Ленина, а саму идею его похорон.

Чтобы стояла в центре русской столицы странная раскоряка – пирамида не пирамида, гробница не гробница. И чтобы в ней лежал потрошенный советский вождь. Значит, кому то нужно, чтобы он там лежал.

А вот зачем нужно? Хороший вопрос. Его, конечно, трудно решить, не привлекая мистическую составляющую, но мы попробуем. Версию о Мавзолее как части гражданского культа Ленина - основателя государства придется отклонить. Ничто не мешает американцам почитать Джорджа Вашингтона, не строя ему никаких пирамид. Для того чтобы построить памятник главе государства, не нужно делать из него мумию.

Даже сам Наполеон похоронен в Доме инвалидов. Правда, в 20-м веке стало легче с научной точки зрения превращать трупы в мумии. Но даже в наши дни такого погребения не удостоился ни один руководитель цивилизованного государства. Мавзолеи с выставленными на публичное обозрение мумиями – удел разного рода тоталитарных диктатур. Но даже среди них СССР был первой. Не праздный вопрос – что сказать то хотели?

Любой основатель государства – своего рода первый человек. С него начинается отсчет. Его именем клянутся преемники, о нём детям рассказывают благочестивые истории про то, как фараон был маленьким (но уже очень честным). Так это для любого государства. Подобный статус имеет Вашингтон в США, де Голль во Франции, Пилсудский в Польше. Конечно, поскольку государства существуют во времени, таких основателей может накопиться множество. Их культы органично соединяются, образуя историю народа. Им ставят памятники.

Но мумия нужна. СССР был государством атеистическим. И ему нужно было что-то делать с извечной проблемой – человек смертен. В нормальном государстве её решает религия. Именно к ней и к Богу обращается человек, когда решает проблему прекращения своего индивидуального бытия. Советскому человеку обратиться было не к кому. Ибо Бога ему запретили. Но тогда – необходима организация советского посмертия. Поскольку «Бога нет», посмертие было возможно только по эту сторону бытия. Иначе говоря, советские были вынуждены организовывать посмертное бытие непосредственно в нашем мире.

Понятно, что мертвый не может «быть» в человеческом смысле. Зато может существовать в виде мумии. Что и обеспечили Ленину – изначальному советскому человеку. Он, как первый космонавт, сделал шаг в советскую смерть. Даже и после смерти советский человек продолжал жить в СССР. Правда, в потрошеном виде и под наблюдением «врачей». Это, конечно, превращало СССР в специфическое царство мертвых, обратную сторону Луны, но да что поделать, раз Бога нет, приходится обустраивать покойников по эту сторону.

Мертвый Ленин оставался фактическим главой советского государства и партии. В этой фразе нет даже шутки. Ведь КПСС была руководящей и направляющей силой советского общества, а Ленин по традиции оставался «коммунистом номер один», что подтверждал регулярно выдаваемый ему партийный билет №1. Да и должность главы компартии называлась – генеральный секретарь. Между тем генсек – второй по значению в любой партии. Он и был таковым – при жизни Ленина, назначившего первого генсека. Главный – пост председателя. Но он в СССР был всегда вакантен. Похоже, его неформально занимал вечно живой покойник. У дверей которого, кстати, и стоял пресловутый «пост номер один».

Советский Союз рухнул, но советская религия – жива. Обращенный в наш мир гроб где стоял, там и стоит. Российская Федерация тем самым безвинно превращена в место посмертного бытия Советского Союза.

Хорошо ли, однако, делать из целой страны советское некро-кладбище? Пожалуй, не хорошо. Вера в Ленина – недостойный компромисс между верой в Бога и атеизмом. Действительно, раз «наука доказала», что Бога нет, пусть мертвые живут рядом с живыми. Нехорошо сие. И потому следует завершить советскую историю.

А завершить ее возможно, только похоронив Ленина и с ним советскую религию – мерзкий компромисс между верой в Бога и научным атеизмом. Не знаю, по какому ритуалу и в какой церкви отпевать Ленина. Пусть решит патриарх, как он скажет, так и будет, ведь формально «Ильич» был православным. Если Церковь решит молиться о нём – пусть будет так, но если нет – то нет.

Но в любом случае прилично устроить Ленину государственные похороны, ведь он хоть и кровожадным, но главой государства. Обеспечить место на кладбище или сожжение тела (по желанию родственников). Мавзолей демонтировать, расположенные рядом с ним могилы перенести в Пантеон (тех, кого сочтут достойными). Закрыть залитую кровью историю Советского Союза и начать с чистого листа.