Внутренняя культура элит России: спасение шкуры власти

На модерации Отложенный

У президента Дмитрия Медведева появился новый устойчивый риторический аргумент для объяснения некоторых сложностей в жизни государства и развитии общества. Речь идет о недостатке или даже почти полном отсутствии у отечественной элиты «внутренней культуры».

Уже дважды эта тема прозвучала из уст главы государства: сначала в известном интервью «Новой газете» по поводу деклараций доходов, семейного бизнеса чиновников и их готовности жить на одну зарплату; второй раз - на заседании президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека во время обсуждения вопроса о том, почему региональные власти запрещают митинги и шествия.

Что-то подсказывает, что разговор о внутренней культуре будет возникать вновь и вновь. Понятно почему. Высшая государственная власть, в том числе и под влиянием пресловутого кризиса, вроде бы все больше и больше начинает проявлять словесную озабоченность по поводу того, что в общем-то инерционное развитие по прежним лекалам и правилам игры нам больше не подходит. И нужно наконец от слов перейти к некоему реальному делу - заняться и качеством экономики, и конкурентоспособностью, и эффективностью госуправления, и прочей модернизацией. А для всего для этого проблема качества элиты оказывается одной из ключевых.

Тогда на повестку дня встает традиционный вопрос - каким образом это качество и его улучшение обеспечить, а главное - когда этого можно добиться. Можно подойти к вопросу оптимистично - так, что если в элите есть (или можно сформировать) ядро эффективных, честных и во всем остальном прекрасных «лучших людей», то это предопределит и качество элиты, и ее модернизационный потенциал. В этом смысле подчеркнутое внимание Дмитрия Медведева к необходимости воспитания внутренней культуры похоже и на призыв к лучшим людям мобилизоваться, и одновременно на сигнал о том, что надо многое менять, но пока что, если пользоваться известными словами Александра I, «некем взять» решение этой задачи.

Однако если пока такого формирования критической «культурной бюрократической массы» не произошло, то к оценке нынешней ситуации с качеством элиты применим известный принцип: общая скорость движения каравана определяется скоростью самого тихоходного верблюда, олицетворяющего в нашем случае реальные и повседневно наблюдаемые нормы и правила жизнедеятельности элиты.

И тогда разговор про необходимость формирования и воспитания именно внутренней культуры у элиты, а не про какие-то иные методы ее преобразования выглядит как признание того, что будем делать «английский газон» по известному рецепту: посадить траву и триста лет ее по науке стричь. И стричь аккуратно - стараясь никого не задеть и никого не обидеть.

То есть разговор о новой радикальной «культурной революции» для элиты, имевшей место в нашей истории и приобретавшей то, например, формы опричнины, то петровского бритья бород и насильственной европеизации элиты, то сталинских чисток, сегодня явно не идет. Такое отсутствие радикализма наверняка вещь даже и хорошая. Скорее всего, сегодня государство и общество подобных новых экспериментов могут и не пережить.

Проблема, однако, в том, что для самих многочисленных представителей «невоспитанной элиты» разговор про внутреннюю культуру выглядит как взгляд в вечность и, соответственно, индульгенция - у них появляется уйма времени для того, чтобы постепенно самосовершенствоваться или просто имитировать такое внутреннее преображение.

Желание обеспечить место в караване для всех, особо никого не ущемляя и не форсируя создание новых правил игры, приводит к тому, что вся история про модернизацию страны и про элиту напоминает в конечном счете известную загадку про крестьянина, которому нужно переехать на лодке с одного берега реки на другой.

И все бы ничего, но вот по условиям задачи нужно мужику перевезти с собой на тот берег волка, козла и капусту. В лодке только еще одно свободное место, а надо, чтобы вся эта обуза обязательно переехала речку в целости и сохранности - волк не сожрал бы козла, ну а тот, в свою очередь, не уничтожил бы капусту.

Как известно, задачка имеет логическое решение, однако для того, чтобы все благополучно добрались до другого берега, нужно съездить через реку туда и обратно семь раз. Вопрос в том, можно и нужно ли себе позволить такие транспортные издержки. Тем более что, возможно, в нашем случае условия задачи отягощены и она не имеет решения. Дело в том, что наши волки не только готовы полакомиться козлятиной, но и весьма охочи до всякой «капусты».