Кризис - самое время России потратиться на спорт?

На модерации Отложенный

Министр спорта Виталий Мутко – трижды оптимист. Во-первых, он планирует командовать российским спортом еще, по крайней мере, 9 лет. Во-вторых, он считает, что в стране нет никакого финансового кризиса и поэтому предложил правительству вытащить из бюджета почти 520 миллионов рублей на «обеспечение процесса выдвижения России на получение права организации и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года». А, в третьих, Мутко полагает, что государство с легкостью осилит миллиардные затраты на Олимпиаду в Сочи-2014 и поэтому ради «престижа» России собирается втянуть в страну в очередной проект на 10 миллиардов долларов. «Бизнес-план по понтам» - так определил маниловщину министра спорта корреспондент «Новой газеты» Роман Анин.

Правительство Российской Федерации в промежутке между антикризисными заседаниями воодушевилось идеей вбухать миллиарды в очередной, после Сочи-2014, грандиозный имиджевый проект — ЧМ-2018. Не успели разобраться с сочинской, ставшей уже многомиллиардной эпопеей, как Россия заявила о своем намерении бороться за право проведения чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов. Этот вопрос рассматривался на заседании правительства 9 апреля, и, похоже, саму идею - пока еще только концепцию борьбы за это право - правительство одобрило. По своим масштабам и затратам чемпионат сопоставим с Олимпиадой. В редакции «Новой газеты» оказались документы, позволяющие внимательно ознакомиться с проектом. Это - презентация «Выдвижение России на право проведение (здесь и далее орфография документов сохранена. — Р.А.) Чемпионата мира 2018, 2022 гг.»; письмо министра спорта Виталия Мутко премьер-министру Владимиру Путину; общая справка-доклад Министерства спорта, туризма и молодежной политики к заседанию Правительства РФ.

Конечно, идея провести чемпионат мира или будь то какое другое крупное соревнование может прийти в голову кому угодно, однако, как правило, они рождаются в профильных организациях. В нашем случае подобной мысли, если следовать логике и международной практике, вполне естественно было бы появиться в Российском футбольном союзе. Но в последнее время - так уж сложилось - эту общественную организацию олицетворяет собой один человек - президент Виталий Леонтьевич Мутко, он же - министр спорта. По всем нормам идея побороться за право проведения чемпионата мира должна была обсуждаться на исполкомах РФC, а далее (в одобренном виде) - по организационной вертикали - отправиться в Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Однако по сложившейся опять-таки традиции никакого обсуждения не было, и идея, минуя все формальности, отправилась на рассмотрение к министру спорта Мутко. Министр Мутко подумал над предложением президента РФС Мутко и нашел его интересным, после чего отправил документы в правительство.

Правительство в общем-то обсуждало нечто в виде намерения: мол, хотим, а сколько это будет стоить и как это будет - покажет время. Пока же не позднее сентября 2009 года Виталий Мутко планирует создать заявочный комитет по выдвижению России на право проведения турнира. А для этого он, безусловно, хочет заручиться поддержкой государства - как политической, так и финансовой.

В принципе остается непонятным только одно: что вообще обсуждало правительство? Саму оболочку идеи? Если так, то, конечно, она не могла не понравиться. Только следует напомнить: организация турнира подобного уровня - дело многомиллиардное, для которого нужны совершенно определенные финансовые гарантии. Как со стороны государства, так и сторонних инвесторов. Можно ли сегодня - на фоне кризиса, каждый день угрожающего не то что экономике отдельно взятой страны, но и всей системе мироустройства, - давать такие гарантии - большой вопрос. Министр финансов Алексей Кудрин пугает стагнацией, а Виталий Мутко просит вот о чем…

Письмо министра спорта к премьеру Путину короткое. В нем тезисно говорится о необходимых требованиях, предъявляемых стране для проведения турнира, его целесообразности и полезности для России. Заканчивается письмо ожидаемо: «Важнейшим фактором успеха заявки России является адекватное финансирование процесса выдвижения. В этой связи прошу Вас также дать поручение Министерству финансов Российской федерации рассмотреть возможность финансового обеспечения процесса выдвижения России на получение права организации и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года за счет средств федерального бюджета согласно прилагаемой смете».

Эта предварительная смета расходов у нас имеется. Документ небольшой, но весьма объемный - весом 517 млн рублей. Кампания по выдвижению России содержит 11 статей расходов. Например:

1) экспертная подготовка заявочной книги (500-600 страниц) -20 млн;
2) разработка и реализация информационно-рекламной кампании в поддержку заявки в России и за рубежом - 100 млн…
5) прием оценочной комиссии ФИФА - 20 млн;
6) мероприятия по продвижению заявки (промоакции) - 100 млн
и, конечно, вполне законная и любимая последняя статья «Непредвиденные расходы (10%)» - 47 млн.

Также привлекает внимание 3-я по счету статья расходов «Услуги международных экспертов и консультантов», которая включает: «Экспертное сопровождение заявочной книги и разработки ключевых стратегий»; «Получение и анализ инсайдерской (?! — Р.А.) информации из ФИФА, УЕФА и других континентальных федераций»; «Работа (?! — Р.А.) с членами исполкома ФИФА»; «Написание текстов выступлений и ключевых посланий». И все это - 60 млн рублей. Кудрину будет о чем подумать. Как и членам исполкома ФИФА, с которыми кто-то планирует проводить какую-то дорогостоящую работу…

Конечно, на словах — «чемпионат мира по футболу в России» — звучит благозвучно и духоподъемно. Да и несомненная польза будет велика: вложения в региональную инфраструктуру; мощный толчок развитию футбола и популяризации спорта; приток туристов и многое-многое другое. Об этом подробно говорится в информационной справке-докладе к заседанию правительства.

Однако помимо этого авторы документа перечисляют и основные требования к стране, проводящей турнир. Во-первых, это — наличие 10—12 стадионов вместимостью от 40 тысяч зрителей (пока у нас подходят только «Лужники»). Во-вторых, это — проблема «компактности» турнира, которую авторы планируют решить строительством и реконструкцией футбольных арен от Сочи до Казани (подробнее см. таблицу).

Разработчики документа, отправленного в правительство, даже назвали компании, которые будут финансировать эти проекты. Мы связались с большинством из них, но представители компаний-доноров почему-то оказались не в курсе не только чемпионата мира, но и своего участия в строительстве неких важных объектов.

То есть, судя по всему, планировалось, когда подойдет время, расписать им разнарядку, как в советские времена на субботник, и обозвать это «социальной ответственностью бизнеса».
Ну и третье требование — развитая гостиничная и транспортная инфраструктуры. Причем развита она должна быть, как вы понимаете, соразмерно «компактности»: от Сочи до Казани…

Далее разработчики плавно переходят к общей сумме инвестиций, которые необходимо вложить не в подготовку «процесса выдвижения России на получение права организации и проведения чемпионата мира», а в сам мундиале. И здесь они ссылаются на опыт организаторов чемпионатов мира 2010 и 2014 годов — ЮАР и Бразилию соответственно. Расчет простой: те потратят примерно 10 млрд долларов, значит — и мы должны рассчитывать приблизительно на такую же сумму.

На каком основании делается подобный вывод — малопонятно. Исторические, экономические, политические, социальные сходства с Бразилией и ЮАР, конечно, можно найти, но это отнюдь не свидетельствует о том, что сумма наших затрат будет равна сумме их. Хотя бы потому, что финансовое планирование в России по точности прогнозирования — где-то рядом с хиромантией: считай не считай — распилят все равно больше. Опыт Сочи-2014 в этой связи показателен: сначала радовались и с серьезным лицом объявляли о 12—13 млрд долларов, а теперь, по разным оценкам, приближаясь к отметке в 30, — не знаем, куда себя деть, и смущенно разводим руками.
Заканчивается же справка-доклад о чемпионате мира по футболу в России таким пассажем: «Выдвижение России на футбольное первенство полностью соответствуют ее статусу как мировой державы с осознанными национальными интересами, в том числе в области спорта».

Простить многочисленные орфографические ошибки в документах, представленных на рассмотрение правительству, авторам из Министерства спорта можно. Отсутствие продуманной концепции турнира, за исключением оболочной идеи, тоже объяснимо — это в наших традициях. Полумиллиардная смета со смешными статьями расходов на кампанию по выдвижению России для получения права проведения турнира — тоже понятна. Вот только претензию на глобальные метафизические выводы я понять не могу.

Вот интересно, кем, по мнению чиновников Министерства спорта, осознаны национальные интересы России? Может, населением, у которого даже не удосужились спросить (как это делается в других державах), нужен ли вообще этот турнир в условиях кризиса, многомиллиардной Олимпиады на шее, растущей безработицы и сокращающихся зарплат?

Нет, эти национальные интересы осознаны как раз теми, кто называет Россию мировой державой, чтобы внести свою графу в смету расходов бюджета. Конечно, борьба с коррупцией, создание нормальных условий для бизнеса, модернизация, забота о бюджетниках — это все рутинные, трудоемкие, не политические задачи, которые не подходят для поддержания иллюзии мировой державы. Ради этой цели нужны понты! Понты в виде «Искандеров» на Красной площади, понты в виде саммита АТЭС только на острове Русском и нигде больше, понты в виде многомиллиардной зимней Олимпиады в субтропиках и совершенно очевидные понты в виде чемпионата мира по футболу в разгар мирового кризиса.

Я не оголтелый противник олимпиад и чемпионатов мира в полунищей стране, но мне интересно: а какой процент рядового населения России позволит себе посетить эти исторические соревнования, а впоследствии пользоваться их суперсовременной инфраструктурой?

P.S. Вообще для получения права проведения чемпионата мира, тем более страной, у которой еще нет соответствующего опыта, существует совершенно определенная процедура. Для этого не обязательно «работать с членами исполкома ФИФА и анализировать инсайдерскую информацию», потратив на это 20 млн рублей. Достаточно для начала успешно провести молодежные, юношеские международные турниры, заработать тем самым кредит доверия и благоприятный имидж, и тогда можно претендовать на большее. В этом алгоритме есть, правда, небольшой минус: он долгосрочный, последовательный и не столь пафосный.

Комментарии

ОАО НК «ЛУКОЙЛ»
Представитель пресс-службы компании Игорь Бекетов не располагал интересующей нас информацией и предложил отправить запрос по электронной почте. Ответ на письмо не пришел.

ОАО «Банк ВТБ»
Представитель пресс-службы компании Николай Евстратов не располагал интересующей нас информацией и предложил отправить запрос по электронной почте. Информацию компания не предоставила.

ТНК ВР
Представитель компании Николай Горелов не смог предоставить интересующие сведения: «Команду «Шинник» мы спонсируем, но о строительстве стадиона информацией не располагаем».

ГК «Ростехнологии»
Руководитель пресс-службы Валерий Картавцев информацией не располагал: «О стадионе не слышали, хотя ПФК «Крылья Советов» поддерживаем».

ФПГ «Базовый Элемент»
Руководитель пресс-службы Сергей Бабиченко не смог перечислить объекты, строительством которых занимается «Базовый Элемент», и посоветовал связаться со строительным холдингом «Главстрой», входящим в компанию. Представитель пресс-службы «Главстрой» заявил, что строительство стадиона для ФК «Кубань» холдинг не ведет.

Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики, президент РФС:

— Нашу заявку рассмотрели, но говорить о том, как ее оценили, пока рано. Ждем решения. В любом случае заявка своевременна. Вопрос о том, сможет ли Россия в условиях кризиса потянуть и Олимпиаду, и чемпионат мира, неуместен. В данном случае нужно жить не сегодняшним днем. Чемпионат будет в 2018 году: до этого кризис успеет закончиться. И никто ведь не говорит, что футбольные стадионы нужно начинать строить уже завтра. Тем более всем известно, что в случае неудачи в 2018-м следующий реальный шанс принять ЧМ мы получим только в 2026 году, несмотря на то, что правило ротации континентов отменили, по факту оно сохраняется.

В целом же принятие таких крупных соревнований может принести только дивиденды. ЧМ окупится, а кроме этого мы наконец-то восстановим дороги, отстроим гостиницы, аэропорты, вокзалы, стадионы — короче говоря, восстановим всю инфраструктуру. И даже если не получим права на проведение чемпионата (шансы наши наряду с Англией высоки), усилия не будут потрачены впустую: на тех же стадионах смогут заниматься дети из спортивных школ.

Прим.FLB: Интересно вызовет ли скандал в руководстве ФИФА и УЕФА информация о том, что российские футбольные «шпионы» собираются истратить 60 млн. рублей на подкуп чиновников этих международных организаций?