Даже усеченный бюджет РФ может быть не выполнен

На модерации Отложенный

Главные поставщики доходов федерального бюджета - таможенная и налоговая службы - могут в этом году недосчитаться 800 миллиардов рублей, или 12% всех доходов, что соответствует 2% ВВП, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на оценку замминистра финансов Татьяны Нестеренко.

Сборы ФНС и ФТС в федеральный бюджет в первом квартале упали на 22,4%, в том числе ФНС - на 6,6%. Налоговикам еще предстоит вернуть или пересчитать налог на прибыль, который компании в первом квартале платили по старой ставке в 24%, а не по новой - 20%.

По оценке главного экономиста банка "Траст" Евгения Надоршина, с учетом инвестдохода нацфондов и налоговых "переплат" доходы бюджета могли оказаться завышены на 300-500 миллиардов рублей, и за год бюджет может недополучить порядка 700 миллиардов рублей.

Замминистра заявила, что Минфин видит "существенные риски" исполнения обновленного бюджета. Это скачок инфляции, связанный с эмиссионным характером финансирования дефицита, - при превышении прогнозного показателя в 13% властям придется индексировать привязанные к нему выплаты населению. Вторая опасность - это более существенное, чем ожидается, снижение ВВП и, соответственно, доходов, пишет газета "Коммерсант".

По словам Нестеренко, уже в первом квартале дефицит бюджета, если вычесть 271 миллиард рублей, заработанный в прошлом году на инвестировании нацфондов, составил почти 3,9% ВВП.

План по внутренним займам - чистое привлечение в 425 миллиардов рублей - тоже может быть не выполнен, считает Нестеренко. Денег на рынке и так не хватает, изымать их неправильно. Кроме того, ставки высоки, и непонятно, нужно ли Минфину идти на рынок "при любой цене", рассуждает она.

Все, что казна недополучит, будет взято из резервного фонда, заявила замминистра. Но это опасно разгоном инфляции и усложнит ситуацию в 2010 году, когда резерв все еще будет необходим: доходы будут в лучшем случае как в этом году, расходы - тоже.

Если взять из фонда еще 800 миллиардов, в нем останется всего 1,1 триллиона.

Подтвердил "Ведомостям" наличие подобного сценария и министр финансов Алексей Кудрин. При планировании спада ВВП за год на 2,2% прогнозировалось, что в первом квартале он сократится на 7,5%, а в реальности падение превысило 8%; промышленное производство за январь-март по прогнозу сокращалось на 10,5%, а по факту вышло больше 14%, аргументирует он. Это означает, что в прогноз сбора доходов уже можно вносить коррективы, считает Кудрин. Недостачу можно покрыть из резервного фонда, но это "напряженно для макроэкономики", считает министр.

Впрочем, все мрачные прогнозы делались на основе февральских данных, а это был период самого глубокого спада, росли неплатежи и задолженность, приводят "Ведомости" мнение Евгения Гавриленкова, главного экономиста "Тройки диалог".

Острота проблемы ослабнет, когда восстановится денежный оборот. Это уже происходит, указывает Гавриленков: ставки на межбанковском рынке снизились до 8-9%, в январе достигали 28-30%. В марте прекратилось сокращение денежной базы, в апреле она стала расти.

Каждый дополнительный доллар к цене барреля нефти - это 60 миллиардов рублей для бюджета по текущему курсу. Чтобы добрать 800 миллиардов рублей, нужна цена в 54 доллара за баррель, а это вполне реально, полагает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.

Сохраняет хладнокровие и помощник президента Аркадий Дворкович: "Если реализуется сценарий правительства (спад экономики на 2,2%), то дополнительного использования резервного фонда не потребуется. Да и цены на нефть пока держатся выше прогноза".