Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

На модерации Отложенный

Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от верных чад Русской православной церкви

Ваше Святейшество!

В последние годы в России стала весьма популярна встреча пасхального огня, ежегодно возжигаемого в Святой Кувуклии храма Гроба Господень в Иерусалиме. Тысячи верующих становятся участниками обрядов, ранее неведомых нашей Церкви. Встреча благодатного огня в некоторых приходах и целых епархиях соединяется с богослужебным чинопоследованием, передача его в храме от одного молящегося к другому превращается в некое тайнодейство. Духовенству даже приходится прерывать Пасхальную службу из-за чрезмерного желания верующих как можно скорее получить свою частичку иерусалимского огня. 

Вследствие ежегодных телевизионных трансляций богослужения Великой Субботы из Иерусалима многие россияне начинают полагать, что иерусалимский огонь Святой Пасхи является событием, "побеждающим естества чин", и средоточием веры православного христианина.

Между тем, в Православном мире существуют сомнения в том, могут ли чудеса Божии совершаться "по расписанию", пусть и богослужебному. Более того, видные православные иерархи, богословы и историки Церкви, среди которых преосвященный епископ Порфирий (Успенский), Игнатий Крачковский, Николай Успенский отрицают сверхъестественную, чудесную природу явления "огня Великой Субботы". История богослужения однозначно свидетельствует, что сегодняшний обряд в храме Гроба Господня есть порождение чина возжжения нового огня на Пасху, который некогда совершался в каждой христианской общине. Почитаемые в православном мире собеседники иерусалимских иерархов подтверждают, что огонь в Кувуклии зажигается от лампады, скрытой за подвижной иконой.

Слова Святейшего Иерусалимского Патриарха Феофила III, сказанные накануне Пасхи 2008 года о том, что служба огня Великой Субботы есть лишь одно из церковных священнодействий, подтверждают их правоту.

Мы осознаем, что возжигаемый в Иерусалиме на Пасху огонь "все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного". Его путешествие в Россию становится одним из знамений единства Вселенской церкви и добрым знаком единства православных народов. Однако мы, верные чада Матери-Церкви, выражаем свою христианскую озабоченность рекламной шумихой, политическими спекуляциями и нездоровой суетой вокруг Благодатного огня, зачастую оборачивающейся настоящим суеверием. Мы просим Вас, Ваше Святейшество, в силу присущей Вам мудрости и проницательности, дать от имени полноты Русской Православной Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку как самому "огню Великой Субботы", возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения.

Памятуя Ваши слова о важности открытого обсуждения вопросов церковной жизни, в том числе и в средствах массовой информации, мы избрали именно такой способ обращения к Вашему Святейшеству, минуя ныне реформируемые Вами бюрократические препоны официальной переписки.

Александр Мусин, диакон, доктор исторических наук, кандидат богословия
Борис Фаликов. религиовед, доцент РГГУ 
Александр Люсый, кандидат культурологи, старший научный сотрудник Российского института культурологии 
Борис Колымагин, публицист, поэт