Как менялась мода на красоту за последние полвека

На модерации Отложенный

Трудно подсчитать, сколько ежегодно проводится в мире конкурсов красоты. Тем не менее есть несколько состязаний, которые считаются наиболее престижными. Один из них – «Мисс мира». После подведения его итогов становится известно не только, кто именно признаётся самой красивой женщиной на планете, но и какой тип красоты (азиатский, славянский, латиноамериканский и т.п.) в данный момент считается наиболее модным. Корреспондент «Нашей Версии» на примере конкурса «Мисс мира» попыталась отследить, как менялись приоритеты при определении самой красивой девушки планеты.

Победа на международных конкурсах приносит громкую славу, но довольно скромные деньги. Но и их ещё нужно отработать. Самые красивые девушки планеты, как солдаты-контрактники, в течение года выполняют так называемую гуманитарную миссию.
 
Пациенты больниц и хосписов, обездоленные и голодающие дети Африки – это те, которых «Мисс мира» должна посетить и уделить им хоть толику внимания. А также оказать им финансовую поддержку за счёт средств спонсоров. Блюсти себя и оставаться такой, какой её видели на церемонии коронации, – обязанность красавицы. Организаторы конкурсов внимательно следят за девушками – не дай бог те сорвутся, закрутят роман или и вовсе пустятся во все тяжкие...
 
«Условия конкурса очень жёсткие, поэтому не каждая может им соответствовать, – рассказывает президент Elite Model Look Russia Антон Алфер. – Неудивительно, что чаще всего конкурс выигрывают девушки из таких бедных стран, как Венесуэла, Индия, Пуэрто-Рико, Египет. У конкурсанток из этих стран самая большая мотивация получить титул «Мисс мира»: им нужно вырваться из нищеты, изменить свою жизнь. Россия же выигрывала конкурс нечасто. Думаю, потому, что нашим девушкам не хватает дисциплины, а не потому, что у нас нет достойных претенденток на это почётное звание. Кроме того, чтобы попасть в число финалисток на «Мисс мира», нужно поначалу принять участие и выиграть в региональном конкурсе, потом стать «Мисс Россия» и лишь после этого стать участницей международного конкурса. Часто девушки просто не выдерживают такого ритма, начинают отмечать свои победы или ходить по тусовкам. А это плохо влияет на трудоспособность. Учредители конкурса к подобному времяпровождению относятся очень плохо».
 
Тем не менее дважды «Мисс мира» выигрывали россиянки. Первый раз в 1992 году корона королевы красоты досталась Юлии Курочкиной, второй – в прошлом году – этот титул получила Ксения Сухинова.
 
 «Я считаю, что девушка в первую очередь должна быть привлекательной, ведь есть множество способов этого добиться, – уверена телеведущая и бывшая победительница одного из международных конкурсов красоты Оксана Фёдорова. – На мой взгляд, качествами, необходимыми для победы в конкурсе, являются умение правильно показать себя, грамотно общаться с людьми, потому что именно в общении и проявляются изюминка и привлекательность девушки и, конечно, обаяние. Необходима также трудоспособность, потому что порой ложиться приходится в два часа ночи, а вставать – в семь утра. И не все конкурсантки выдерживают такой ритм. У нас во время конкурса проходили всевозможные заседания жюри, куда нас вызывали по одной и задавали самые разные вопросы. Поэтому я считаю, что девушки должны обладать и моральной устойчивостью, потому что случались самые разные ситуации и их надо было пережить, чтобы выйти победительницей».
 
Очевидной моды на тот или иной тип красоты в первые 10 лет после начала проведения конкурса «Мисс мира» (впервые он состоялся в 1951 году) не наблюдалось. Победительницами в этот период становились шведка и француженка, египтянка и немка.
 
А вот дальше приоритеты постоянно менялись. Чаще всего «Мисс мира» вы-
игрывали латиноамериканки: из Венесуэлы, Бразилии, Пуэрто-Рико, Аргентины. Причём Венесуэла по количеству обладательниц заветной короны лидирует.
 
«Это неудивительно. Традиционная элита в этой стране помешана на конкурсах красоты, которые проходят ещё в привилегированных школах и являются важнейшим событием общественной жизни в благополучных элитных кварталах, отгородившихся от остальной страны», – говорит директор Института глобализации и социальных движений социолог Борис Кагарлицкий. – Девочек, начиная с пятилетнего возраста, принимают в специальные школы-интернаты, где не только дают общее образование, но и учат ходить по подиуму, танцевать, ухаживать за внешностью, психологически настраивают на участие в конкурсах. Как правило, красота девушек из креольской элиты контрастирует с внешним видом большинства жителей Каракаса не меньше, чем облик шведа с внешностью индуса. Подобные конкурсы каждый раз наглядно демонстрируют, насколько элита даже внешне, этнически, отличается от большинства населения. Это их идеология, их образ жизни, их принцип».
 
В 1990-х годах в моде были индийские модели. В 1994 году титул «Мисс Мира» получила Айшвария Рай. После этого fashion-агентства Индии наводнили миллионы девушек, мечтающих стать богатыми и знаменитыми. Большинство из них проживали в деревнях или маленьких городках, и модельный бизнес для них был единственной возможностью обеспечить себе достойную жизнь. Всего за 10 лет, с 1990-го по 2000 год, индианки удостаивались звания «Мисс мира» четыре раза.
 
С 2001 года приоритеты менялись практически ежегодно. Сначала победительницей конкурса стала нигерийка Агбани Арего, потом корона перешла к уроженке Ирландии, а затем досталась девушке из Перу. А в 2006 году звание «Мисс мира» завоевала чешка Татьяна Кучарова. Тогда и стали поговаривать о том, что возрождается мода на славянскую внешность. Но неожиданно в следующем году титул главной красавицы мира достался китаянке Чжан Цзылинь.
 
«2007 год принёс удачу девушкам из азиатских стран. Тогда была мода на некрасивые лица, некрасивые в нашем, допустим, российском понимании, – говорит директор студии моделей «Карамель» Елена Богданова. – Неправильный в европейском понимании разрез глаз, какая-то хрупкость в фактуре, не ровные, здоровые волосы, а с видом потрёпанности.

Это мода на субкультуру по большому счёту. Так что неудивительно, что «Мисс мира-2007» стала представительница Китая Чжан Цзылинь».
 
Но не прошло и года, как корона вновь перешла к девушке со славянской внешностью, россиянке Ксении Сухиновой.
 
 «Дело в том, что модельный бизнес как синусоида: он периодически меняет идеалы женской привлекательности и модный типаж, – считает Оксана Фёдорова. – Мода – это мнение большинства. А моделей славянского типа большинство. Я помню период, когда популярностью пользовалась восточная внешность. Но он подошёл к своему логическому завершению, потому что этот типаж выработал свой общественный интерес. Мне кажется, славянский тип более женственный, нежный. К тому же славянский облик, на мой взгляд, вбирает в себя сочетание очень многих типов женской красоты: и восточной, и европейской, и азиатской, и даже американской. Восточный же типаж менее универсален».
 
Ещё один удивительный факт: потихоньку блондинки на конкурсе уступают место брюнеткам. «Мужчины, как известно, традиционно предпочитают блондинок, – говорит профессор, историк моды Александр Васильев. – Но это касается мужчин, живущих в европейских странах. А в азиатских государствах мужчины всегда отдавали дань брюнеткам, поскольку блондинки у них были попросту крашеными. А так как азиатское население сегодня во много раз превышает европейское и по рождаемости, и по численности (возьмите Индию, Китай, Турцию и т. п.), то становится понятно: блондинки вышли из моды окончательно и бесповоротно». Васильев также считает, что последняя эпоха господства блондинок заканчивается на наших глазах и больше это господство уже никогда не вернётся. А в будущем мир будет ориентирован на азиатскую красоту.
 
«В моде не только тёмный цвет волос, но и раскосые глаза, маленькая грудь, как у китаянок или индусок. А «рынок сбыта» для блондинок сократится до размеров Европы. На мировых же подиумах сегодня появляется всё больше девушек, чей цвет кожи можно охарактеризовать как «кофе с молоком». Это – будущее нашей планеты», – говорит Васильев.
 
Правда, с этим мнением не согласен директор конкурса красоты «Мисс Россия» Александр Авоев. «Я на цвет волос смотрю в первую очередь, – рассказал он. – Конечно, можно сказать, что модная тенденция сейчас сместилась в сторону девушек со смуглой кожей, карими глазами, тёмными волосами. Это видно по последним конкурсам красоты. А что касается блондинок… Натуральные блондинки – они вообще большая редкость. Даже в России найти красивую девушку с таким цветом волос так же трудно, как отыскать какой-нибудь уникальный бриллиант. Так что, видимо, роль играет ещё и количественный фактор. Тем не менее не думаю, что в будущем блондинкам нет места. Вот в прошлом году выиграла конкурс «Мисс мира» Ксения – как раз блондинка».
 
Ещё об одной тенденции в мире красоты заговорили в прошлом году после того, как конкурс «Мисс Великобритания» чуть не выиграла 17-летняя пышка Хлоя Маршалл. Её объёмы тела весьма отличаются от принятых стандартов. Она весит 80 килограммов при росте 178 сантиметров. Но, несмотря на то что девушка на конкурсе получила лишь второе место, стали поговаривать, что в ближайшее время произойдут изменения в пресловутых стандартах 90–60–90. Да и многие компании по производству модной одежды в Англии меняют свои лекала.
 
А в павильонах Недели Высокой моды, где заключаются контракты и происходят покупки, на вешалках уже не найти одежды самого маленького женского размера. Один из специалистов Британского модного совета, организатора Недели моды, уверяет: изменения в стандартах внешности уже необратимы. «Компании, ориентирующиеся на средний класс в Британии, меняют представления о внешности. Саймон Вард, глава департамента контроля Британского совета моды, объясняет это тем, что пересмотра модных стандартов требуют как раз компании. Дело в том, что мужчины и женщины в Европе становятся всё крупнее. Так что увеличение общепринятых стандартов 90–60–90 очень реально.
 
Кстати, доподлинно неизвестно, когда именно появились эти пресловутые параметры. На этот счёт есть несколько версий. По одной из них, именно такой объём груди, талии и бёдер был у легендарной Мэрилин Монро. Правда, роста она была невысокого, поэтому худышкой её назвать сложно. Но с течением времени про рост все забыли, а вот объёмы как-то прижились. По другой версии, эти цифры были выбраны модельерами просто для удобства, чтобы проще было делать выкройки при пошиве платьев. Выработали, так сказать, единый стандарт. Произошло это в середине ХХ века, когда появились первые дома мод и одежду стали демонстрировать манекенщицы. Третья версия – параметры 90–60–90 появились в 80-е годы и ввели их Жан-Поль Готье и Кристиан Лакруа. Новую моду начали пропагандировать супермодели: Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд.
 
И ещё. Высокий рост моделей тоже перестаёт быть главным требованием в мире моды. Например, любимица обложек популярных женских журналов, звезда различных дефиле нижнего белья, популярная российская модель Оксана Михайлова не «вписывается» в принятые в её профессии показатели роста. Рост Оксаны составляет всего 169 сантиметров.
 
А пока специалисты обсуждают достоинства и недостатки отказа от «стандартов» женской красоты и проводят кампанию борьбы с болезненной худобой моделей, на подиум начинают выходить «истощённые юноши».
 
Так, в феврале этого года на Неделе моды в Нью-Йорке был установлен новый эталон мужской красоты – спортивных парней с рельефной мускулатурой с подиума вытеснили хрупкие юноши. Все крупнейшие кутюрье, участвовавшие в шоу, признали новым эталоном мужского модельного бизнеса Стаса Светличного. Он весит 65 килограммов при росте 180 сантиметров, размере талии 71 сантиметр и объёме груди 90 сантиметров.