Получится ли у китайцев завоевать весь мир силой?
На модерации
Отложенный
Китай обладает ядерным оружием и самыми большими в мире мобилизационными ресурсами. Однако станет ли Китай военной сверхдержавой в XXI столетии — большой вопрос.
Во многих современных оценках боевой мощи НОАК указывается, что в любом военном конфликте без применения ядерного оружия Китай способен нанести поражение противнику за счет огромного мобилизационного ресурса своих вооруженных сил. Страна с полуторамиллиардным населением, считают эксперты, способна поставлять пушечное мясо для сколь угодно длительного конфликта.
Однако огромным массам китайских войск всегда недоставало главного качества — хорошего солдата. Большинство китайских солдат всегда происходили из деревень, имели лишь элементарное образование, были крайне слабо знакомы с техникой и слабо дисциплинированны. Массовое дезертирство всегда оставалось бичом любой китайской армии.
Этот фактор значительно снижает возможности китайской армии нести массовые потери. Четырехнедельный китайско-вьетнамский конфликт 1979 года продемонстрировал это как нельзя лучше. Карательная экспедиция китайцев в Северный Вьетнам, организованная в лучших традициях советского «парового катка» и рассчитанная на быстрый разгром кадровых частей армии Вьетнама, увязла в болоте партизанской войны, развязанной местным ополчением, как минимум в 2,5 раза численно уступавшим агрессору, фактически не принесла Китаю никаких военных и политических дивидендов и была свернута под прикрытием пропагандистской шумихи.
Со времен 1979 года, несмотря на модернизацию китайской армии, качество мобилизационного ресурса страны мало изменилось. Основная масса населения Китая (около 60%) по-прежнему проживает в деревне в самых элементарных условиях. И даже если сегодня коммунистический Китай, в отличие от Гоминьдана, обладает хорошо подготовленной кадровой армией, в случае массовой мобилизации ее качество значительно упадет. Профессиональные кадры будут размыты массой призывников, многие из которых увидят железную дорогу в первый раз в жизни по пути на призывной пункт. А уж к обучению работе с цифровой техникой такие кадры могут оказаться и вовсе не пригодны. Между тем во многих областях военного знания даже среднего технического образования уже недостаточно.
Примерно то же самое произошло с российской армией в 1914 году. Подготовленные и обученные кадры были выбиты в течение первого и начала второго года войны. Их заменили выпускники школ прапорщиков и необученные рекруты. Результатом стал коллапс армии, а затем и государства.
Кроме того, гигантскими армиями всегда сложно управлять. А китайская структура военного управления не отличается мобильностью. Достаточно того, что в НОАК до сих пор существует институт политруков, серьезно подрывавший эффективность Красной армии в первые годы Великой Отечественной войны. Основой боевых порядков НОАК до сих пор остается дивизия — тип подразделения крайне неудобный в управлении в рамках современных конфликтов, а сама система управления войсками крайне централизованна.
Техники у китайцев много. Одних танков — 10 тысяч. Большинство — устаревших типов. Однако мощь этой армады значительно лимитирована ее разношерстностью. Несмотря на высокие количественные показатели, этот фактор может значительно затруднить применение войск в реальных боевых условиях.
На вооружении истребительной авиации НОАК состоят 6 типов самолетов, танковые войска оснащены более чем 10 типами танков, сухопутные силы имеют на вооружении 8 типов вертолетов, военно-морской флот представляет собой разношерстное сборище судов, построенных по российским и другим иностранным чертежам.
Даже притом что промышленность Китая в состоянии самостоятельно производить большинство образцов этой военной техники (кроме некоторых корабельных систем), в ходе военных действий такое большое количество типов различной техники способно привести к серьезным логистическим проблемам, наподобие тех, с которыми столкнулись немцы в ходе Второй мировой войны.
Массовые потери техники в войсках вермахта были вызваны зачастую невозможностью произвести ремонт на поле боя, сняв запчасти с более тяжело поврежденных машин.
Слишком много различных моделей автомашин и танков имелось на вооружении. Кроме того, экипажи новых боевых машин, поступавших в войска прямо с заводов, зачастую не имели достаточно времени на полноценное овладение матчастью, а конструкторы — на доводку всех систем. Именно изучение опыта немцев привело к тому, что современные армии развитых стран стараются иметь на вооружении одну модель военной техники, предназначенную для решения строго определенных боевых задач, и меняют ее крайне неохотно.
Между тем модернизация и перевооружение китайских войск (например, танковых) происходят столь быстро, что новые образцы техники не успевают полностью выработать свой ресурс, когда в войска начинают поступать еще более новые, улучшенные и модернизированные модели. Результатом такой политики может стать отсутствие у солдат и командиров должного знания матчасти — избыток новых знаний зачастую хуже их некоторого недостатка. К тому же двух лет службы по призыву для 18-летних юношей явно недостаточно для того, чтобы в полной мере овладеть современной техникой.
Кроме этого, тыловые службы китайских вооруженных сил развиты слабо. Между тем проведение современных наземных операций требует наличия значительных тыловых служб, способных поддерживать боевую мощь фронтовых частей. В реальной боевой обстановке отсутствие или плохая организация тыловых служб может привести к быстрой утере войсками боеспособности.
В начале этого года Китай объявил о начале программы строительства авианосцев. В настоящее время основой боевых порядков военно-морского флота Китая являются эсминцы российской постройки, дизельные подводные лодки и ракетные катера. Таких сил вполне достаточно для относительно успешной обороны прибрежных вод в случае угрозы вторжения и даже для поддержки ограниченных десантных операций, однако вступление в состав флота современных авианосцев поставит китайских моряков перед необходимостью коренной перестройки боевых порядков флота и систем взаимодействия боевых кораблей.
Появление в составе флота авианосных сил не только значительно расширяет сферу и повышает возможности его боевого применения, но и приводит к коренному изменению структуры управления и обслуживания флотов. Современные авианосные соединения — сложные организмы, на создание и поддержание боевой готовности которых уходит гораздо больше времени и ресурсов, чем на строительство самих авианосцев.
Требуется наличие баз, способных принимать столь огромные корабли, производить их техническое обслуживание и ремонт, тыловых служб снабжения на берегу и в море, судов поддержки и т.д. Китаю также потребуется с нуля создать современную авиацию морского базирования. При современном техническом отставании Китая на решение этой задачи могут потребоваться десятилетия. Кроме того, авианосный флот, не имеющий современных средств противовоздушной и противолодочной обороны, остается дорогой бесполезной игрушкой. Между тем китайские вооруженные силы не имеют на вооружении достаточного числа современных систем ПВО и ПЛО. Современные российские образцы, имеющиеся на вооружении китайских ВМС, устаревают на глазах.
Важнейшей составляющей современного авианосного флота являются моряки. Команда американского авианосца «Нимиц» составляет 5680 моряков всех званий, из которых 2480 — персонал базирующегося на авианосце авиакрыла. Большинство этих военнослужащих, а также персонала береговых баз и обслуживающих судов — квалифицированные и высокооплачиваемые технические специалисты, обладающие университетскими дипломами. Это не призывники, а представители среднего класса, служащие по контракту. Многие пилоты американской авиации морского базирования — представители высших классов своей страны.
Захотят ли представители китайского среднего класса и дети партийных бонз служить родине — большой вопрос. Во всяком случае, призывников для обслуживания столь сложных технических систем может оказаться недостаточно.
Комментарии
История даст ответ!
Представь те себе как им выглядят мои предки, покорители Сибири, вырубающие леса везде, куда могут только забраться, реки загубленные топляком. От таких можно спрятаться только за стеной. Они просто нас держат за дикарей
Сунь Цзы \"война - суть обман: если слаб притворись сильным, если силён притворись слабым\"...