Кремль платит РПЦ за лояльность
На модерации
Отложенный
Православная церковь может превратиться в одного из крупнейших собственников в стране, если будет принят закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", по которому все зарегистрированные в России конфессии получат в собственность имущество, находящееся сейчас в их безвозмездном бессрочном пользовании: культовые здания и сооружения с земельными участками, а также движимое имущество. Об этом законе говорят мало и тихо, а зря. Следовало бы много и громко.
В пояснительной записке к проекту трогательно указывается на необходимость вернуть все церковное имущество, изъятое после Октябрьской революции, в целях восстановления "исторической справедливости". Правда, собственник не имеет права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после решения о предоставлении расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений. Религиозные организации не смогут получить в собственность памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на то, что употребляется общий термин "религиозные организации", закон, разумеется, в первую очередь направлен на удовлетворение интересов РПЦ. Эксперты полагают, что после этого ей смогут составить конкуренцию только "Газпром" и РЖД.
О том, что необходимо вернуть бедной и ограбленной большевиками православной церкви ее неправедно отобранное имущество, мы слышим полтора десятка лет. И все эти годы один "объект" за другим передается церковникам, причем нередко с немалыми скандалами. Музеи и учебные заведения (достаточно вспомнить историю с РГГУ в Москве) выселяют или предупреждают, что это произойдет. И все во имя "справедливости" и "духовного возрождения". Назвать сегодня РПЦ "бедной" – значит сильно погрешить против истины: она давно уже является одной из самых богатых организаций в стране. И станет еще богаче, если примут закон. В чем, опять же, сомневаться не приходится: РПЦ для Кремля – важнейший союзник, интересы которого, очевидно, являются первоочередными и благоволение которому демонстрируется всеми силами и средствами.
В свою очередь, руководство РПЦ (что прежнее, что нынешнее) столь же неизменно демонстрирует враждебность к либеральным идеям, уверяет, что концепция прав и свобод человека противоречит "православной традиции", а интересы государства важнее, чем интересы личности.
Характерно, что не кто иной, как нынешний патриарх Кирилл первым сделал это выдающееся открытие, чрезвычайно устроившее Кремль. Ведь это так удачно вписывается в "государственнический" курс.
Но за призывы высших иерархов РПЦ к поддержке власти надо платить, что и происходит: передавая церкви имущество, государство, по сути, занимается подкупом, обеспечивает лояльность этой организации и надеется с ее помощью влиять на общественное мнение в "правильном" направлении. И ведь влияет: не припомнить ситуации, когда РПЦ в критически важных ситуациях выступила бы на стороне общества, права которого ущемляются властью. Доходит до смешного: нынешний патриарх не так давно заявил, что корни кризиса, мол, "кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере". То есть православным следует винить в падении своего уровня жизни не бездарное правительство России, которое, конечно же, ни за что не должно отвечать, а исключительно себя — за недостаток нравственности. За такую идеологическую защиту и не передать какое-то там имущество?
Впрочем, допустим, что церкви и другим религиозным организациям и надо возвращать имущество (хотя немалая его часть во времена царской России создавалась вовсе не на пожертвования верующих, а на государственные деньги), отнятое большевиками. Но не может не возникнуть вопрос: а все остальное, ими отнятое, возвращать не надо?
Разве отнимали только у церкви? Почему не ставится вопрос о том, чтобы свою собственность получили назад все те, кто лишился ее при советской власти? Почему у государства якобы "нет средств" на то, чтобы компенсировать ущерб репрессированным в сталинские (да и в послесталинские) годы? Почему не компенсируют ущерб тем, кого "уплотняли", "раскулачивали", высылали в Сибирь и Казахстан, отнимая при этом все, чем они владели?
А если обратиться к более близким временам, почему нынешнее российское государство не собирается компенсировать ущерб тем, кого ограбили не большевики в 1917 году, а оно само в 1992 году, когда проводились недоброй памяти гайдаровские реформы и в пыль превратили многолетние сбережения граждан?
Может быть, вернуть собственность (то есть их деньги) тем, кто лишился своих вкладов в 1992-м, несколько более важная и актуальная задача, чем вернуть собственность церковникам?
Между прочим, никакими усилиями не удается обнаружить в новейшей российской истории ни одного случая, когда руководство РПЦ (как, впрочем, и главы других конфессий) потребовало бы от государства возврата "сгоревших" вкладов граждан, 80 процентов из которых (как неизменно уверяют церковники) считают себя православными. Видимо, уверены в том, что это не слишком важная задача – заступиться за сирых и убогих, лишившихся своих сбережений.
Этому ли их учил Христос? Или куда важнее, с их точки зрения, требовать вернуть себе имущество, из которого потом можно будет извлекать баснословные доходы, судя по стоимости земли и недвижимости в Москве и Петербурге?
Несложно заметить, между прочим, что интерес РПЦ к "возврату имущества" почему-то ограничивается крупными городами и зданиями, расположенными в их центре.
Это вам не полуразрушенные церквушки в малых городах России и деревнях – "вернуть" их требуют куда менее активно…
Только что, кстати, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что можно было бы передать РПЦ здание Синода работы Карло Росси. Нечего, мол, в нем обустраивать президентскую библиотеку – надо вернуть церкви. Что-то не припомнить, чтобы Росси возводил этот прославленный комплекс на церковные средства. Да и сам Правительствующий Синод, как известно, был, по сути, государственным учреждением, члены которого назначались императором. Так с какой стати его "возвращать" — чтобы церковники организовали его коммерческое использование?
"Ваши советники говорят вам, что... русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь и будет свойственно до конца дней и что поэтому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного верования и политического устройства. Но ведь это двойная неправда. ... Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию то, что везде при встречах вас в Москве и других городах толпы народа с криками "ура" бегут за вами. Не верьте тому, чтобы это было выражением преданности вам, — это толпа любопытных, которая побежит точно так же за всяким непривычным зрелищем. Часто же эти люди, которых вы принимаете за выразителей народной любви к вам, суть не что иное, как полицией собранная и подстроенная толпа, долженствующая изображать преданный вам народ". Это сказано более ста лет назад. Так писал в начале XX века Лев Толстой царю Николаю II. И он же говорил: "Хотят спасти самодержавие православием — угробят и то, и другое!".
Что было дальше, хорошо известно. Как известно и то, что в те времена, когда самодержавие и православие, власть и церковь шли рука об руку, Закон Божий был в Российской империи самым ненавистным предметом.
Комментарии
Характерно, что не кто иной, как нынешний патриарх Кирилл первым сделал это выдающееся открытие...\"
Ну, это открытие было сделано существенно раньше.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло,
бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в
наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Послание к Римлянам Святого Апостола Павла, 13: 1-6
PS. Было бы интересно узнать, кто этот законопроект представил.
Это РПЦ , испытывает на себе лояльность кремля , тем больше , чем лучше выполняется заказ .
Ну все это уже пройдено много раз .