Интернет - добро или зло?

На модерации Отложенный

Зло Сеть или добро? Хорошо или плохо? Эти вопросы задают многие. Но вот вам другой повод для размышления: не теряем ли мы в Интернете, который до сих пор расценивается территорией свободы, последние её крохи, добровольно принимая жизнь в онлайне за настоящую? Орфография и пунктуация автора сохранены. - прим. ред.

Компьютерные интерфейсы окружили нас повсюду. Сайты, форумы, блоги, электронная почта – это сложившаяся социальная реальность. И каждая новая Технология жаждет оторвать еще один кусочек драгоценного времени от реальности. Так было, когда появились "Одноклассники.ру", так продолжается с "Вконтакте.ру". Теперь уже инвесторы почуяли прибыль в социальных сетях и уж они своего не упустят - приманки будут все заманчивее, а возможностей - все больше. А если есть возможность - кто же откажется ею воспользоваться?

С одной стороны, жизнь онлайн перестала быть в чем-то радикально отличной от оффлайн, как то было раньше. Границы миров размываются - и оффлайн мягко перетекает в онлайн. Интернет органично врастает в жизнь. Вот только обратное движение совершается не так легко и просто, как хотелось бы. Интернет делает общение все более приятным и удобным, и возвращаться в менее совершенный мир из бесчисленного множества виртуальных личин все менее заманчиво. Причем, эти виртуальные миры могут иметь социально оправданный опыт или приносить вполне материальные дивиденды, а могут быть лишь чистой забавой и развлечением. Ну, а чаще всего - они сочетаются произвольным образом, так что интернет воспринимается как продолжение жизни, с ее радостями и горестями.

И все-таки, почему мы так легко отдаем свое время виртуальному общению? Насколько эффективно расходуется это время?

Что мы получаем взамен? Эх, не хватает Маршалла Маклюэна, чтобы проанализировать интернет, появление которого он, собственно, предсказал (Маршалл Маклюэн, канадский социолог и писатель, автор концепции "глобальной деревни", которая была раскрыта в трудах "Война и мир в глобальной деревне", "Понимание медиа". Считается "пророком интернета", черты которого вместе с другими СМИ подробно проанализировал в своих книгах).

Идеальный образ вместо работы над собой

Известно, что социальная жизнь человека - это театр, где он играет сразу несколько ролей. Зачастую, успехом пользуется тот, кто лучше сыграет, кто лучше себя презентует.

Отсюда произрастает постоянная борьба имиджей, которую мы должны непрерывно и везде вести. И даже когда мы плохо соответствуем занимаемой должности, обладаем недостаточной квалификацией или душевными качествами, то склонны представлять себя лучше, чем есть на самом деле.

Рассматривать положительные или отрицательные моменты этого явления здесь не имеет смысла. Достаточно отметить, что происходит это не только из-за страха не оправдать чьи-то ожидания, или скрыть свои слабые стороны, но и из-за элементарной душевной лени и инертности. Еще бы - если мы признаемся сами себе, что недостаточно хороши в чем-то, то следующее умозаключение логическим образом предполагает необходимость работы над собой, чтобы исправить недостаток и стать действительно лучше. Поэтому мы ищем способы стать лучше "нахаляву", ну или как можно с меньшими вложениями. Социальные сети в интернете позволяют нам мастерски создавать любой имидж по-желанию. Так, убеждая других в том, что мы такие, со временем и сами начинаем в это верить. Данный феномен хорошо описан, например, у Майерса в знаменитой "Социальной психологии" (Тори Хиггинс и его коллеги (Higgins & Rholes, 1978; Higgins & McCann, 1984) проиллюстрировали, как высказывание становится верой. Они попросили студентов университета прочитать описание человека, а затем рассказать о нем воображаемым людям, отношение которых к мнимому субъекту (симпатия или неприязнь) было заранее известно. Студенты описывали человека как более положительного, когда знали, что слушающий относится к нему с симпатией. Стоило им самим хорошо отозваться о человеке, как он нравился им еще больше. Когда их попросили вспомнить первоначальный текст описания, они нарисовали портрет более положительного субъекта, чем было на самом деле. Короче говоря, мы подгоняем свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинаем верить в то, что говорим).

Исследование поведения посетителей веб-сайтов также говорят о том, что люди хотят верить в то, как презентуют себя другие.

Идеальный образ, который мы создаем с помощью интернета - работает, естественно, в основном, только в интернете. То есть, без интернета он уже не выглядит таким убедительным. Поэтому, чтобы испытать все тот же кайф, нам необходимо вновь и вновь возвращаться в интернет, чтобы подпитаться там положительными эмоциями. А заодно, продолжить работу по корректировке имиджа. Конечно, говорить о том, что все непременно стремяться представить себя в интернете лучше, чем они есть на самом деле - это значит верить, что человеческая природа скорее порочна, чем добродетельна. Но, мы не будем делать такие далекоидущие выводы. А лишь констатируем, что интернет дает новые прекрасные возможности для корректировки имиджа. И, таким образом, становится дополнительным соблазном для того, чтобы перестать смотреть на себя объективно. Так что, мудрый совет, который говорит о том, что нужно стараться оценивать свои возможности немного скромнее, актуален, как никогда. Это похоже на игру в покер. Когда вы приходите и ярко заявляете о себе - вы можете сорвать крупный банк, но потом можете и крупно поиграть. Но если вы войдете скромно и будете играть разумно, то в общем числе соберете бОльшие дивиденды.

А с другой стороны, почему бы и не стать кем-то другим? Нигде, как в интернете, этого нельзя сделать легче. Ведь нам всегда хочется чего-то большего и неизведанного. А еще лучше, чтобы это появилось все и сразу! Может быть, не дерзнув испытать свои возможности и возможности интернета – мы не откроем новые горизонты. В этом смысле, ролевые игры с красивой трехмерной графикой уйдут скоро в прошлое, поскольку станут будничной реальностью, в которой остается мало места для полета мысли и фантазии, но много - для монотонной ежедневной работы по "прокачке" персонажей.

А все более популярны будут другие забавы, вроде игры в покер на реальные деньги. Онлайновые покер-румы показывают год от года завидные темпы прироста числа игроков. Ведь теперь уже виртуальные миры жаждут выплеснуться в реальные, а не наоборот - слишком мало адреналина заставляют виртуальные забавы поступать в кровь.

Идеальный мир - искусственный опыт

Интернет стал одним из основных средств доставки всех видов информации до индивидуального сознания. Поэтому, например, родители уже не могут исключить влияние глобальной компьютерной сети на социализацию своего ребенка. Это такой же мощный источник влияния на него, как телевидение, одноклассники или дворовая компания. При этом станет интернет положительным или отрицательным "агентом влияния", во многом зависит от родителей. Интернет аккумулирует опыт, является огромной живой энциклопедией, являясь еще и глобальным летописцем времени. Интернет забирает у вас свежие впечатления, горячие новости и тайные мысли. И взамен отдает то же самое, только в "охлажденном виде".

Посредники - компьютерная аппаратура и каналы связи, делают информацию обезличенной и безучастной. За исключением небольшого круга знакомых людей, ни о ком больше вы не можете даже сказать, что человек, за которого себя выдает ваш собеседник - действительно он. Вы входите в сеть с горячим сердцем, а выходите с холодным разумом. Но гибкое сознание поступает так, как всегда поступает в условиях сенсорной изоляции - заставляет работать воображение, достраивая и без того до нельзя виртуальное пространство, новыми искусственными (на этот раз выдуманными вами)подробностями. Таким образом, живой опыт общения подменяется усиленной работой воображения и привлечением дополнительных ресурсов нашего "рацио" - текст - хочешь не хочешь - заставляет думать, осмысливать его.

Можно было бы говорить о минимизации искажений восприятия при организации видеоконференции. Но как часто удается организовать ее в интернете? Вот и получается, что онлайн-общение рационализируется уже в силу необходимости доводить все до собеседника, используя только текст. А ведь текст - это еще даже не речь. Хотя на долю смыслового содержания речи, как известно, приходится довольно малый процент полезной информации. В то время как основное значение имеют и интонация речи, и, например, жестикуляция, и внешний вид собеседника, и другие факторы. Поэтому можно представить себе, насколько текстовое общение беднее живого. Острое сенсорное голодание приводит к тому, что человек сам достраивает образ своего собеседника. А все участники процесса общения по сети, заняты тем же самым. Таким образом, можно незначительно и понемногу создавать именно тех персонажей, которых хотелось бы видеть и, возможно, даже не обязательно знать о том, каков собеседник на самом деле. По сути, такое общение ближе к игровым условиям, нежели к условиям реальной жизни.

В итоге, мы достраиваем идеальный мир, и он становится более или менее автономным. Конечно, социальные связи в большинстве своем довольно примитивны, богатство отношений утрачивается, но зато здесь можно большее контролировать - общаться когда захочется или будет время, исключить из общения тех, с кем не хочешь встречаться. Этот идеальный мир ваш, пусть и не вы придумываете все правила. И вот тут возникает тонкая грань, сложно уловимый переход, когда интернет-жизнь уже не просто лишь немногим дополняет реальную жизнь, а отстраивает свою социальную действительность, которая начинает конкурировать с реальной жизнью за ваше внимание. Мы значительно меньше достраиваем образ человека, которого знаем в настоящей жизни, а уж тех, с кем никогда не виделись вживую, с удовольствием наделяем любыми качествами по своему усмотрению. Так можно ли на полном серьезе воспринимать эти "книжные" игры? Как вообще к ним относиться, следует ли как-либо контролировать присутствие интернета в своей жизни? Ведь мы не можем отрицать, что технологии виртуального общения стали настолько неотъемлемой частью жизни, что отказываться от них нецелесообразно. В противном случае, мы лишим себя актуального и очень большого канала общения и получения информации, часто превосходящего все остальные каналы по оперативности, достоверности и полноте.

И поэтому, нам никуда не деться уже от этого технологического коридора общения, от того, как устроены форумы, блоги и социальные сети. Возделывая свой виртуальный участок, мы естественным образом адаптируемся к этому новому формату общения. Можно сказать, что интернет изменяет, где-то прогибает под себя, заставляя довольствоваться блеском или нищетой интерфейсов веб-сайтов.

Погружаясь в этот идеальный мир, вы становитесь, во-первых, более рациональными, во-вторых, и это прямое следствие первого, более конформными и терпеливыми, привыкаете общаться в новом "асинхронном" дискретном режиме времени "вопрос- ожидание-ответ".

Очевидно, есть и другие изменения в психике и поведении, которые создают у человека виртуальные миры интернета. Изменения, которые складываютя месяцами и годами. Эти изменения мы привносим в обычную "оффлайн" жизнь. Мы стали другими. Круг замкнулся.

Эффективность или смысл

Другой аспект неоднозначного влияния компьютерных сетей на уклад жизни - это возрастание эффективности выполняемых операций, следствием которой становится автоматизация операций и потеря смысла деятельности. Производительность труда стала навязчивой идеей, которая созревала весь двадцатый век, пока не стала маниакальной одержимостью сделать как можно больше дел за минимально возможное время. При этом, сэкономленное время тут же идет на новое дело, которое, естественно, тоже нужно сделать как можно быстрее.

Таким образом, эффективно решая задачи и "впрягаясь" в новые, мы развиваем бурную деятельность, при этом оказываясь в ситуации постоянной нехватки времени. Ибо почти каждое дело, которое мы стремимся свести к автоматизму, имеет досадное свойство время от времени выходить из под контроля. Но в итоге, осознать подлинный смысл происходящего и испытать от этого удовлетворение, не удается. Самое главное в содержании работы становится ее качество, эффективность и скорость выполнения, а то, ради чего работа выполняется - ощутить и почувстовать почти невозможно. Когда содержание работы перестает приносить удовлетворение, то оно становится ее формой. Мы делаем эффективно свою работу, но мы не знаем, для чего ее делаем.

Примеров тому, как смысл обратился в эффективность, не счесть. В нашем случае, все более эффективные средства веб-приложений социальных сетей соблазняют использовать их. Сама возможность их использования подменяет собой смысл их использования. Как говорится: "сначала была аська...". И сразу же аська стала использоваться преимущественно для развлечения. Да, безусловно, кто-то использовал ICQ для организации совместной деятельности, ведения проектов и т. д. А вот каков коэффициент полезного действия ICQ для вас лично? Какова насущная необходимость быть постоянно онлайн "со своими друзьями на разных концах земного шара" (из пресс-релиза ICQ)? Вопрос целесообразности уходит на второй план, главное - это возможно! А сколько времени уходит на конструирование имиджа в социальных сетях вроде "Вконтакте.ру"? Стоят ли потраченные время и усилия полученного результата? Или, скорее, может оказаться, что социальные сети - это очередная черная дыра, вроде телевидения, где пропадают и время, и внимание, и смысл?

Наращивание эффективности и темпов производительности труда затрудняет возможность сосредоточиться на процессе качественного развития деятельности, а не количественного. Кроме того, уже упомянутый Маршал Маклюэн считает, что "нарастание скорости, переводящее ее из механической формы в мгновенную электрическую, останавливает процесс взрыва и переворачивает его, превращая в процесс сжатия". А ведь это было написано за 25 лет до появления интернета, самого мощного ускорителя информационных процессов на сегодняшний день.

Большинство пользователей социальных сетей посещает их с целью общения с друзьями или поиска людей. Новые знакомства готов завести на интернет-просторах каждый пятый. Ставят целью рассказ о себе другим людям 4% респондентов.

Подавляющее большинство пользователей посещает социальные ресурсы ради общения с друзьями и знакомыми (86%). 2% готовы к новым встречам, а 7% посетителей в равной степени общаются и со старыми друзьями, и ищут новых. Более двух третей опрошенных поддерживают в социальной сети только личные контакты. Только ради поддержания деловых контактов посещают ресурсы 1% респондентов, а каждый третий сочетает личные и деловые контакты (29%). – РОМИР - http://mediarevolution.ru/audience/behavior/1433.html

Интерфейсы жизни

Погруженность в компьютерные технологии преобразует образ жизни. Чем глубже погружение в виртуальную реальность, тем глубже изменения образа жизни. Компьютерные интерфейсы, то есть способ взаимодействия человека с программой, внешний вид программы, стали составной частью общего окружения человека. Документы и файлы на рабочем столе Windows перемещаются в десятки раз чаще, чем на обычном рабочем столе. А, например, процесс делового общения, на 30-60% переместился в компьютерные сети: почтовая переписка, меседжеры, социальные сети, - сегодня все больше дополняются аудио-визуальным общением, например, с помощью популярного интернет-телефона Skype. С помощью последнего можно не только звонить на обычный телефон, но и организовывать видеоконференцию. И надо полагать, что востребованность IP-телефонии, то есть попросту говоря, интернет-телефонии, в кризисное время только возрастет - ведь в целом ряде случаев финансовая экономия здесь очевидна.

Жизнь оффлайн проходит бок-о-бок с жизнью онлайн, обмениваясь с ней формами и содержанием. В определенной степени, жизнь начинает программироваться компьютерными интерфейсами, индивидуальное сознание под таким воздействием механизируется и упрощается. Разнообразие и богатство эмоционального общения подменяется, в основном, обменом текстовыми сообщениями. Форумы и социальные сети изменяют ритмы общения, прежние желания и стремления. Большинство интерфейсов жестко заданы создателями программ и удивительно похожи друг на друга (спасибо стандартизации) - все меню похожи, все функции узнаваемы. Все наши друзья, собеседники и коллеги по работе, используют, в основном, все те же самые программы, поддерживают с нами такое же стандартизированное общение с помощью этих интерфейсов. Лично мне, как компьютерному чайнику, не так уж очевидны различия даже между операционными системами - Windows и Linux. И какой мне смысл менять шило на мыло? Это мыло выглядит и пахнет примерно также, как шило.

Получается, что искали в интернете глоток свободного воздуха, а "подсели" просто на другой тоталитаризм?

Постепенное привыкание к онлайн общению сделало его нормой и минимизировало потребность в живом общении. Но самое неприятное, что мы, вкусившие однозначность и определенность онлайн-общения, ждем от людей в жизни такой же четкой структурированности общения, быстроты и функциональности.

Кто-то более, кто-то менее, но все мы на работе, дома или на учебе, просто вынуждены использовать компьютерные сети. Статистические данные свидетельствуют о том, что около 44% пользователей социальных сетей, проводит ежедневно на своих любимых сайтах до 30 минут, а до 1 часу – 21%. Но самое интересное, что женщина "догнала" мужчину еще 2 года назад, а сегодня и вовсе перехватывает инициативу в виртуальной жизни. Так что женоненавистникам переждать эмансипацию в интернете не придется.

Похоже, крепко нас соблазнил весь этот переливающийся калейдоскоп информации, информационные аттракционы и визуальные развлечения на любой вкус, бесплатно или почти бесплатно.

Огромная свобода действий в море информации вряд ли поможет навести порядок в голове, в душе, в совести и чести. Скорее, эта свобода протрубит об анархии, о том, что наконец появилась возможность как следует "оторваться", с применением "старого доброго ультранасилия", пусть лишь и в виртуальном информационном мире. Мегабайты текстов, гигобайты спресованного опыта и знаний, жемчужины человеческой мысли и блестящие упаковки для любых идей,- все это затмевает реальную, такую скучно-линейную жизнь и прямо начинает с ней конкурировать за ценнейший ресурс - время. Да, мы стали эффективнее, быстрее и умнее, но стали ли мы добрее, благороднее, красивее? Скорее, мы стали злее, беспринципнее и уродливее. Не даром так популярны стали флэшмобы, ролевые игры в оффлайн и "городские соревнования". Это энергия, которая аккумулировалась в интернете последние лет 15, не находя себе применение, начинает выплескиваться в жизнь. Онлайн-энергия - бессмысленная и безобидная... Но хочется верить, что позитивный созидательный потенциал интернета еще далеко не достиг своего пика. А флэшмобы и другие забавы - лишь первая волна интеллектуальной и духовной силы, которая созрела в сети. И скоро мы увидим большие, осмысленные проекты, которые дадут обществу нечто большее, чем просто развлечения.

Вместе с тем, как призыв к непослушанию новым технологиям, появились и целые движения недовольных интернетом. Которые понимают, что что-то пошло не так, но пока не понимают, как это исправить. Движения, проповедующие отказ от интернета, мобильных телефонов, карманных компьютеров и прочих "гаджетов", чтобы возвратиться к целостному гармоничному общению и полноценному ощущению жизни. Как никогда со времен хиппи, популярны экообщины и бегство от цивилизации. Одно из наиболее известных движений – "EYFA Network", ежегодно организует международные социальные и экологические лагеря для совместной деятельности и проживания.

Чтобы как-то компенсировать потери от обезличенного бездуховного общения и вырваться из плена новых технологий, другие практикуют различные методики духовного и физического развития, не выходя из дома (или, в крайнем случае, доходя до ближайшего фитнесс-центра). Популяризируются йога и медитация. Думается, что мода на экстремальные виды спорта и спортивные забавы вроде паркура - того же поля ягодки. Есть осознанное движение к избавлению от тисков жестко заданной и структурированной реальности, к временному отключению от окружающей действительности, которую компьютерные сети стараются еще больше автоматизировать и запрограммировать. Можно предположить, что поиски свободы, и стремление избежать дальнейшей механизации сознания, еще только начинаются.