Интервью с осетином, сыгравшим в \"Олимпиус Инферно\"
На модерации
Отложенный
Вадим Цаллати, сыгравший в нашумевшем фильме «Олимпиус Инферно» главного антигероя – грузинского офицера Вахо, рассказал корреспонденту ИА ОСинформ о процессе съемок картины и о том, почему это кинополотно вызвало такие споры, как среди кинокритиков, так и среди простых зрителей.
Как вы, осетин, чувствовали себя, играя грузинского офицера – врага вашего народа?
- Исполняя эту роль я, прежде всего, оставался осетином, который не мог остаться безразличным к этой трагедии. Главное, чтобы народ увидел, узнал правду. Стоит признать, что без этого моего антигероя фильма бы просто-напросто не было. Его в любом случае надо было играть, и играть достоверно. И если бы этого персонажа играл артист славянского происхождения, то он вряд ли был убедителен для зрителя. Мы хотели сделать Вахо не просто пустой горой мышц, а дать зрителю понять, что это был очень серьезный, подготовленный и страшный противник. Сейчас войны куда серьезнее. Сила нашего соперника заключалась именно в интеллекте, и именно поэтому он получился куда опаснее. Мы не хотели показать конкретно грузина. Это собирательный образ. Сейчас образовался новый пласт зрителя, который вырос на западном кинематографе. Антигерой в таких фильмах очень яркий и привлекательный. И мы пытались сделать его таким же.
Многие зрители упрекают фильм «Олимпиус Инферно» в недостатке достоверности...
- Я общался со зрителями из Южной Осетии, и им действительно не хватало реалистичности. Мы, осетины, понимаем, что натура фильма не соответствует реальному положению дел. Однако, для остальных зрителей антураж, окружающий мир был не так важен. Фильм потряс очень многих. После того, как его показали по Первому каналу, мне звонили друзья и коллеги, и говорили, что не могли смотреть картину без слёз. Возможно, создателям фильма просто было проще снимать «Олимпиус Инферно» в Абхазии. И дело совсем не в том, что в Осетии возникли какие-то проблемы, не связанные конкретно с процессом создания фильма. Если бы «Олимпиус Инферно» снимали в Южной Осетии, то, я уверен, что вопросы безопасности были бы решены на самом высоком уровне. Более, того, никто из членов съемочной группы и не боялся ехать туда. В кино же есть много таких факторов, которые мы, как простые зрители, часто не замечаем. Это гигантский процесс, требующих огромных усилий по организации съёмок.
Да, в фильме есть моменты, с которыми я не очень согласен. Например, та самая сцена в бомбоубежище, которая вызвала столько споров. И я, как осетин, с этим моментом не согласен. Но, фильм снимался за очень короткий срок, и эту сцену снимали до моего приезда. И если бы я смог появиться на съемочной площадке раньше, я бы конечно попробовал бы вмешаться и доказать людям, что ни один осетинский мужчина в такой момент не смог бы остаться безучастным.
Или ещё один пример. В момент моего приезда на съемочную площадку снимали сцену, когда Ахшар приглашает главных героев к себе. Хорошо, что я попал именно на съемки этого момента. Я сразу сказал, что эта сцена должна быть снята совершенно по-другому, так как нет осетина, который просто сядет за стол и начнёт просто пить-есть. Именно с моей подачи хозяин стола и начал застолье в первую очередь с тоста о Всевышнем и Святом Георгии. Да, какие-то моменты я, когда успевал, пытался подправить.
Многих как раз и заинтересовало, почему же фильм создавался в некоторой спешке?
- Ну, несмотря даже на спешку и картинка, и монтаж, и звук – все сделано на высшем уровне. Однако, на сам этот вопрос ответить не могу, так как меня тоже привлекли к созданию картины очень быстро. Важно, чтобы прошлое не было забыто. Для Южной Осетии показ этого фильма по Первому каналу – весьма знаменательный факт, который многим напомнил о проблемах этого региона.
В этой картине получилось некое соединение документального и художественного жанра. В начале войны, и это всем известно, на Западе шла однобокая информация об этих событиях. Я повторюсь, что мне, как осетину, очень сложно однозначно принимать этот фильм. Я больше, чем уверен, что осетины и россияне воспринимали этот фильм по-разному. Осетинам требовалось больше документалистики, а россиянам – больше «художественной» части. Я слышал, что Аким Салбиев снял документальный фильм о Цхинвале, который, вероятно, более фактически достоверен, однако, я эту картину пока не видел. Може,т пока и рано снимать впрямую такие фильмы, так как раны на сердце осетин не зажили. Боль ещё не утихла, и, видимо, ещё не скоро утихнет. Но, будем надеяться, что она в конце концов пройдёт. Хотелось бы, чтобы в Южной Осетии и про Южную Осетию как можно скорее начали снимать фильмы не про подобные события, а про мирную жизнь.
Комментарии
Анекдот про кударцев(южные осетины):
Остановка. На ней кударец и русский. Тут по радио объявляют, что началась
война с Грузией. Кударец начинает причитать:
- Вай-вай, только устроилься, дила в гору пошьли.... А тепер
переезд в Владикавказ к тете, висю семью перевозить кувартиру минять, мебиль
продават....
Русский вздыхает:
- Да... Тяжелое настало время...
Кударец:
- А тибе-то что тижелого - ахтамат в зуби и пошель ваеват !
Его там вообще из школьной программы вырезали.
Может в "герое нашего времени" поискать его высказывания о них.
И тех и тех понять можно: вайнахи всю жизнь там жили и строились, после выселения там жили осетины (тоже всю практически жизнь) - и те и те правы....
Школа №1 ( в беслане) - в войну с ингушами и осетинами тоже была местом заточения пленных (если я правильно информирован). Эти резали тех, эти мстили другим, в больницах не принимали и сдавали больных другой национальности... - эта волна крови прошла через всю страну.
И сейчас делить уже не стоит пригородный район: чей он, ингушский или осетинский:-) За этот клочок земли столько крови отдали виновные и невиновные... Жить нужно мирно, не важно, какой нации и какого вероисповедания. Вот я воевал и воюю, жена у меня мусульманка, и что?:-) Люди либо Гандоны, либо нормальные.... Среднего не дано. Мне и ингуши, и осетины рассказывают: общие друзья были, миром жили, праздники и горе делили...:-( Кто виноват? А виноваты те, кто на бойне успел и ХОТЕЛ захапать землю и ценности.. И с той, и с другой стороны... А простые бились друг с другом...
У меня по материнской линии есть в роду осетины, кстати к которым мы ездили в детстве, они до сих пор живут в Реданте и поддерживают связь. Это к тому, что были хорошие вековые взаимоотношения.
Беслан. На тот момент шло укрепление и восстановление нормальных отношений между осетинами и ингушами. Люди начали ездить в Осетию за товарами, в Ингушетию различные делегации, совместные предприятия и бизнес. Но вот случилось то что случилось и все опять откатилось на десятилетие назад. Кому это было выгодно? ЗАчем?
Всю ответственность за 92 год и Беслан я возлагаю на политическую элиту и спрос лишь с них, ну и, конечно, с тех кто совершал преступления, чья вина доказана прокуратурой. Без деления на национальности. По 92 году мусолить не собираюсь, причины, развитие событий и факты преступлений расследованы и изложены в справке Генеральной прокуратуры РФ, которую уж точно нельзя обвинить в какой-то особенной любви к ингушам. Другое...
Для нашей роты ВЫСОТА была и храм и небеса...
И "ЦЕРКОВЬ" Свято верила - Мы с Богом!
И только сердце, что болит, с кипящей скорбью говорит,
Что мы её оставили - "До срока!"...
Взывали горы: "Помоги!" стенали люди... И гробы
Грядой ковали им стальные ГРАДЫ...
И сотрясая рок стезёй, Цхинвал, ты помнишь
Как с тобой встречали искромётные снаряды?..
Носилась смерть, громя, круша, терзая души и глаза,
В которых билась въедливая правда.
"Георгий Свят!", - вещали нам. А мы крестами по крестам
За всех убитых кровно встали разом.
И правды меч с небес сошёл под православный божий хор,
Карая злобный лик звериных оргий.
Клеймя позорные персты и выжигая лже-мосты,
Нас обнимал народ и Свят.Георгий.