Возможно ли мирное разделение власти и бизнеса в России

На модерации Отложенный

Носители власти на всех уровнях, от федерального до местного, имея собственные бизнес-интересы, по определению не могут эффективно управлять, так как невозможно формировать честные правила игры и бдительно следить за их соблюдением, постоянно заботясь о преференциях своему личному бизнесу. Невероятно ограничить эти преференции только для верховной власти, а на всех прочих этажах государственного управления добиться неукоснительного соблюдения прописанных правил. Отсюда неизбежность повсеместной коррупции и государственного рейдерства на всех уровнях власти. Их способы в условиях слияния власти и бизнеса будут только совершенствоваться.

Экономика при этом может существовать только в случае постоянного притока нефтедолларов. Но при их дефиците эскалация кризиса предопределена. Не только нет денежных запасов, чтобы гасить народные волнения. Низка эффективность бизнеса в условиях чиновничьего участия в нем через форму госкапитализма. Реализация чиновником личных интересов при контроле за денежными потоками в сочетании с ограниченной инвестиционной активностью бизнеса в условиях диктата власти и угрозы государственного рейдерства — факторы тормоза в развитии экономики. Без эффективности властных решений, возможных лишь в случае их открытого обсуждения, и без эффективности бизнеса, возможного в случае его отделения от власти и функционирования в свободной конкурентной среде, выход из кризиса маловероятен (если только не вернутся высокие цены на энергоносители, а на это надежда слабая из-за кризиса мировой экономики).

Суть механизма

Из сказанного выше следует, что сутью механизма выхода из кризиса должно быть разделение власти и бизнеса на всех без исключения уровнях государственного управления.
Общеизвестно, что ситуация экономического кризиса — это большая вероятность народных волнений и соответственно непредсказуемость последствий как для существующей власти, так и для дальнейшего тренда государства. Печальный опыт русской истории исключает желанность революционных перемен для любого здравомыслящего гражданина страны.

В интересах всех сторон общественного договора —  власти, бизнеса, гражданского общества — разработать механизм мирного эволюционного переустройства государства. В условиях уже существующего экономического кризиса и реальной угрозы революционных протестов на местах скорость разработки и претворения в жизнь такого механизма должна опередить динамику ухудшения жизни населения и исключить возникновение стихийных волнений.

Поскольку принцип механизма — мирное переустройство, соблюдение интересов договаривающихся сторон должно быть поставлено во главу угла. Для носителей власти — это гарантии сохранности личных капиталов. Для бизнеса — это освобождение от диктата власти. Интересы гражданского общества будут естественным образом реализовываться от закономерных позитивных последствий разделения власти и бизнеса.

Ниже представлен для обсуждения вариант такого механизма, основанный на соблюдении меркантильных интересов ныне функционирующих носителей власти и их свободу выбора: оставаться во власти или уйти в бизнес.

Нынешние носители власти имеют собственный опыт экспроприации частной собственности путем избирательного и волюнтаристического применения законов управляемыми судами. Осознавая нелигитимность своих активов, они естественно боятся подобной экспроприации в отношении себя при утрате властных постов. Именно этим объясняется тот факт, что власть не видит иного выхода, кроме консервации себя на руководящих постах. Поэтому предложение чиновникам всех без исключения уровней добровольного ухода из аппарата власти должно быть обязательно подкреплено гарантиями в виде общественного признания их прав собственности, т.е. ее легитимации. Для этого потребуется разъяснительная работа среди населения относительно целесообразности такого способа разделения власти и бизнеса, выгодного для страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности. Проведение этой работы могла бы взять на себя Общественная палата при поддержке всех политических сил, включая оппозицию.

Вместе с тем бизнесмены, ушедшие с властных постов, будут заинтересованы в приватизации и реприватизации госмонополий. И это их стремление тоже должно быть легитимировано. Поэтому и выгодность для населения демонополизации государственных корпораций с точки зрения экономической эффективности и, соответственно, увеличения численности рабочих мест и налоговых отчислений необходимо будет разъяснять, привлекая в том числе и научные силы.

В доходчивой форме миллионы зрителей ведущих каналов ТВ должны будут получить информацию о сравнении особенностей управления госкорпорацией с чиновником во главе и управления частной компанией. Они должны будут получить сведения о разном подходе к рискам инвестирования собственника и государственного служащего. О разной психологии людей в этих статусах при взятии кредита и распределении прибыли и о прочих факторах, в своей совокупности определяющих в большинстве случаев более высокую эффективность частных компаний по сравнению с государственными. Населению надо будет объяснять, что преимущества государственного управления той или иной компанией могут сказываться лишь в определенные периоды, всегда ограниченные по своей продолжительности. Наконец, необходимо будет рассказывать о негативном мировом опыте монополизации в отраслях независимо от типа собственности монополиста — частной или государственной.

Разделение власти и бизнеса естественно приведет к независимости суда, так как и власть, и бизнес в разделенном виде будут заинтересованы в судебной защите друг от друга. Столь же естественно это приведет и к свободе слова, потому что и власть, и бизнес в разделенном виде будут иметь отдельные собственные СМИ.

Разная ангажированность телестудий и печатных изданий, борющихся за свой рейтинг, создадут ситуацию поступления в общество несовпадающих комментариев, при которой каждый человек получит возможность сопоставлять разные точки зрения на происходящее и вырабатывать собственную позицию. Последнее будет стимулировать развитие самосознания населения и в обозримом будущем может привести к образованию независимого телеканала.

Сделка между властью и обществом

Бескровный способ разделения власти и бизнеса предполагает, что оно должно осуществляться посредством добровольной сделки между тремя сторонами общественного договора: гражданским обществом, властью и бизнесом. Суть сделки — легитимация нелегальных активов в обмен на разделение власти и бизнеса.

Процедура этой сделки представляется таким образом, что власть получает от общественной элиты предложение о легитимации всех активов, присвоенных сверх размеров чиновничьих зарплат, за счет использования для личного обогащения властного поста и (или) незаконного совмещения работы во власти и в бизнесе (напрямую или через родственные и дружеские связи). Говоря конкретнее, научно-общественная элита инициирует принятие закона, исключающего в любой перспективе конфискацию собственности, продекларированной, например, до 31 декабря 2008 года, независимо от источника ее приобретения.

При этом казуистическая форма закона должна учитывать разницу между понятиями легализации и легитимации. Просто амнистия капиталов (юридическая форма их легализации) не исключает иные поводы для судебного преследования людей, бывших во власти, — например, за использование государственного поста для обогащения или за незаконное совмещение должности чиновника и бизнесмена. С инициативой таких разбирательств могут выступить новые власть имущие в расчете на то, что народ их поддержит. Легитимация же предполагает некое обязательство народа не только не возвращаться к пересмотру прав собственности, оговоренной определенным сроком ее декларирования, но и не привлекать к ответственности людей, занимавших государственные посты, за использование властного положения в целях обогащения (своего и своих родных), не адекватного официальной зарплате.

Взамен власть соглашается на принятие закона, не допускающего совмещение работы в государственном управлении и в бизнесе в любой открытой и скрытой форме. Суть (и механизм действия) такого запрещения — в обязательной для кандидата на любую должность во власти (всех ветвей и уровней) диверсификации собственности (своей, супруги (а) и их родственников по прямой линии). Эта диверсификация производится с непременным условием, чтобы удельный вес активов семьи в рамках одной компании исключал возможность влияния чиновника на деятельность этой компании, т.е. возможность фактического управления данной собственностью на весь период его работы во власти. И, можно добавить, плюс один год после увольнения из госаппарата. Контроль же за исполнением сотрудниками госаппарата закона об обязательной диверсификации частной собственности возлагается на некоммерческие общественные организации с регулярной ротацией контролеров. Гласные отчеты о результатах контроля публикуются в СМИ.

Такая сделка призвана обеспечить динамичный баланс всех трех сил общественного договора, сегодня отсутствующий. Ее добровольность предполагает осознание всеми сторонами существа договоренностей, своих прав и своих обязанностей по отношению к контрагентам договора. Поэтому всем им предстоит принять участие в тщательном продумывании механизма реализации сделки и гласном обсуждении его деталей. Во избежание непредвиденных побочных эффектов, способных опять сдвинуть результат в сторону интересов одной из сил.

Первоначальное разгосударствление собственности, в силу реализованного реформаторами механизма избирательной приватизации, не превратило Россию в страну частных собственников, что и предопределило современный регресс по отношению к демократическим достижениям предыдущего десятилетия. Но у государства достаточно здравого смысла и накопленного негативного опыта, чтобы избежать разрушительных кризисов и революций. Окончательный, раз и навсегда, разрыв связки власти и собственности исключит не только извечный стимул прихода к власти ради личного обогащения, но и сформирует наконец принципиально новое отношение в России к самой власти. Отношение как к бюрократическому аппарату управления, в который общество нанимает на работу людей исключительно для удобства решения задач, общих для всего населения.

Предварительный перечень законодательных актов, принимаемых одновременно

1. Закон, исключающий в любой перспективе конфискацию собственности, продекларированной, например, до 31 декабря 2008 года, независимо от источника ее приобретения.

2. Закон об обязательной для кандидата на любую должность во власти (всех ветвей и уровней) диверсификации собственности своей, супруги (а) и их родственников по прямой линии до такого размера в рамках одной компании, который исключает возможность влияния на ее деятельность, т.е. возможность фактического управления собственностью на весь период работы во власти (плюс один год после увольнения из госаппарата).

3. Закон о праве некоммерческих общественных организаций на тотальный контроль за соблюдением сотрудниками госаппарата закона об обязательной диверсификации частной собственности.

4. Закон о регулярной ротации сотрудников общественных организаций, причастных к контролю за соблюдением закона о диверсификации частной собственности.

5. Программа демонополизации государственных корпораций путем их приватизации.