\"Тарас Бульба\": зачем пытаться догнать Голливуд?
На модерации
Отложенный
Блокбастер «Тарас Бульба» с большим успехом идет на экранах страны. Зрители заполняют форумы в Интернете для киноболельщиков восторженными отзывами, хотя и несколько однообразными. «Классно!» «Супер!» «Наконец-то мы научились делать, как Они!» Они – это, конечно, ненавистные голливудские мошенники.
Все болельщики к большому удивлению для меня отмечают «патриотизм» кинокартины. отличную игру актера Богдана Ступки в роли Тараса Бульбы и вообще любовь к русской земле.
Простодушный зритель принял на «ура» очередной продукт сталинского агитпропа.
Тем временем, явление блокбастера на псевдоисторическом материале, да с морем кровищи – почти невыносимо. Как всякая сказка, миф, как всякий эпос, «Тарас Бульба» задевает неточностями.
Впрочем, страдает неточностями и сценарная основа, повесть Гоголя «Тарас Бульба». Николай Васильевич Гоголь, в то время еще украинский, а не великий русский писатель, создавая образ Запорожской сечи, путался в показаниях. В каком веке происходили события, описанные Гоголем? В пятнадцатом? В шестнадцатом? Или, наконец, в семнадцатом? Некоторые описанные события, если следовать учебнику истории, происходили в четырнадцатом, некоторые – во всех остальных веках. Гоголь создавал песнь, и нечего придираться к деталям. Также нечего придираться и к тому, что «старухе» - жене Тараса Бульбы, судя по возрасту сыновей и традиции Юга выходить замуж рано, должно быть где-то тридцать четыре-тридцать пять лет, а показана она пятидесятилетней женщиной. Неужто родила она своих сыновей в возрасте «за тридцать»? Да и Тарасу Бульбе должно быть не более сорока, а он показан чуть ли не шестидесятилетним.
Но это придирки. Главное – фильм патриотичный. Так пишут зрители. Но, позвольте: где же тут Россия, где тут наша родина, сынок? Ведь запорожские казаки никогда не были русскими. И даже юридически за несколько веков своего функционирования своей бандитской республики так и не покорились Российской империи. Запорожские казаки условно перешли со своей Запорожской сечью под руку русского царя лишь в 1654 году. А до того это были весьма скабрезные банды типа махновцев, которые грабили поляков, турок, татар. То есть они самостоятельно вступали в отношения с крымскими татарами, зарабатывали деньги грабежом и насилием. Тарас Бульба в фильме предлагает еврею Янгелю 2 тысячи золотых за то, чтобы он его отвез в Варшаву на казнь сына Остапа. А после окончания операции – еще 3 тысячи золотых. Где мог взять Тарас Бульба такие гигантские деньги? Ясно где. Грабил.
«Тарас Бульба» - это как бы наши «Три мушкетера». Но, конечно, «Три мушкетера» поинтереснее, потоньше. Сам материал гораздо богаче, интрига круче. И Дюма – писатель поталантливее провинциального Гоголя. Но зато Гоголь условно наш, российский. Во всяком случае, стал российским, написав «Петербургские повести», «Ревизора» и «Мертвые души». А до этого был польско-украинским писателем. Впрочем, он не выдержал до конца гнета российского православия и переселился от него подальше, поближе к Ватикану, в Италию и, говорят, с удовольствием посещал костел.
Справка:
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ, организация украинских казаков в 16-18 вв. за Днепровскими порогами. Название происходит от наименьшего главного укрепления (Сечи). До 1654 казачья "республика", верховный орган - сечевая рада. В 1654 году Левобережная Украина, на которой была расположена Запорожская сечь, присоединилась к России. Это был триумф Богдана Хмельницкого. Запорожской сечи оставили привилегии принимать беглых крепостных и охранять южные рубежи России. За это казаки даже получали жалованье от Русской казны, но оставались вполне самоуправляемыми. К Российской империи Запорожская сечь никогда по-настоящему не присоединялась. Впоследствии, уже при Петре Первом, запорожские казаки были недовольны строительством крепостей на границе с их гуляй-полем и ограничением их казачьих вольностей. Казаки даже участвовали в Полтавской битве на стороне шведов. Уничтожение Запорожской Сечи (1775 год) — военная операция российских войск, в результате которой Запорожская Сечь перестала существовать. Основой для уничтожения Запорожской Сечи послужил манифест российской императрицы Екатерины ІІ «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».
Даже из этой краткой энциклопедической справки мы видим, что к России эта казацкая республика не имела никакого отношения. Если хорошенько подумать головой, то как идеологический продукт фильм режиссера Бортко для современной России непригоден. Кому в голову пришла шальная мысль сделать из «Тараса Бульбы» русский патриотический фильм? Разве тому, кто готовит слияние Украины с Россией?
Я очень люблю читать Пушкина. И каждый год перечитываю его прозу, его исторические произведения и очерки. Люблю Льва Толстого. «Войну и мир», «Анну Каренину». Люблю Тургенева «Отцы и дети».
Гоголя со школьных времен я не перечитывала ни разу. Мне он кажется регионалом. Но это мои личные заморочки. Я их никому не навязываю. И потому не хочу в год 200-летнего юбилея со дня рождения Николая Гоголя ковыряться в подробностях его якобы «исторического произведения» «Тарас Бульба» - я и в школе избегала писать сочинения по этой книге, склоняясь все-таки к «Мертвым душам».
Но коли агитпроп подсунул нам такой богатый фильм, затратив на него многомиллионный бюджет, не грех и покопаться в творчестве Николая Васильевича, тем более что «тройку» за сочинение «не по теме» мне уже никто не поставит – я вышла из школьного возраста и пользуюсь некоторой свободой.
В чем, собственно, завязка трагедии?
Домой из киевской бурсы приезжают будущие дъячки – сыновья куренного полковника Тараса Бульбы, богатого казака. Вокруг царит украинская степь, тишь и благодать. У казаков с ляхами заключен мир. Но нестарому еще полковнику Тарасу Бульбе скучно дома с женой, и не терпится повоевать – и самому, и сыновей к этому делу подключить. Тарас хочет «погулять». Из дома он едет в Сечь, где пьянствуют от безделья казаки. Кошевой атаман, который возглавляет Запорожское войско, воевать не хочет – ведь заключён мир. Тогда Тарас Бульба, недолго думая, совершает маленький переворот, он восстанавливает против кошевого атамана войско. Атамана переизбирают. И Тарас почти затевает уже войнушку против османов (в фильме есть сцена, где казаки пишут письмо турецкому султану). Однако все-таки начинают войну против ляхов. Что послужило поводом к войне? Раве ляхи нарушили мир? Нет, ясно, внятно и чётко Гоголь даёт понять – мир нарушили запорожцы, которым просто надоела мирная жизнь, им просто захотелось пограбить богатых ляхов.
Это так сказать, военная линия. Есть и любовная. Андрей в Киеве полюбил дочь польского воеводы. Панночка хороша, но, как говорится, во время первой встречи «вскрикивала и глупо хохотала», глядя из окна, как обрызгала грязью телега ее фаната Андрея и как упал в грязь бедный бурсак Андрюша. Дальнейшая любовная линия написана в гоголевском стиле: роковая любовь, и все умерли. Гоголь всю жизнь страшно боялся женщин и, как известно, слыл девственником. Оттого он верил в страшную колдовскую силу любви, приписав бурсаку Андрею всепобеждающую страсть к Панночке. Андрей предал товарищество Сечи, предал папу с мамой, все воинское братство – отдал все за постель с польской девчонкой. Если бы Гоголь мотивировал поступок Андрея как приступ честолюбия: все-таки, роман с дочерью польского воеводы поднимает над средним уровнем сына обычного хохляцкого полковника Бульбы, но Гоголь пошел на поводу у своих страхов перед женщиной и наделил Андрея рабскими чувствами перед женщиной.
Но ошибка Андрея не так страшна, как воинские ошибки самого Бульбы. Воевать он не умеет. Рубит шашкой налево и направо и зря подставляет свое войско.
Потом, заманив Андрея в лес, убивает там сына-предателя. Андрей покорно подставляет отцу голову и грудь.
Тем временем, запорожцы побеждены ляхами. Тарас Бульба тайно едет в Варшаву при содействии еврея Янгеля и там присутствует на казни старшего, хорошего и верного сына, Остапа.
Поляки показаны кровожадными зверями, как и запорожцы. Отрубаются на глазах у зрителя руки, ноги, головы, и их показывают с торжеством. В книге Гоголь до этого не дошел и пишет, что «нет смысла демонстрировать все эти жестокости». Но Бортко нашел это необходимым.
Зритель, наклевавшись в зале поп-корна, истово верит, что запорожцы воевали за «Русь святую», хотя запорожцы ни ухом не рылом эту Русь знать не знали и были страшно недовольны энергичными попытками российских монархов ограничить их вольницу.
Но невзыскательный попкорновый зритель страшно доволен той туфтой, которую им впарили в год юбилея Гоголя. Они рукоплещут, не заглядывая в энциклопедию.
Только некоторые зрители пишут ехидные замечания по поводу фильма: отмечают, что Тарас Бульба в исполнении Богдана Ступки произносит зажигательные речи на десять минут, подобно секретарю райкома, правда, в отличие от секретаря райкома, поминутно поминая святую православную веру. Честно говоря, в украинских степях с православной верой всегда были проблемы…до сих пор на Украине сильны обычаи язычества. Но это отдельная тема.
Теденциозность и неловкая политизированость лезет из всех дыр, такого "советского" кино давно не снимали. Зрители отмечают на форумах слабость актерских работ в этом фильме. И говорят, что Бортко разочаровал вдрызг.
Комментарии
Вишь ли, ей \"всего-то\" 35, должна быть гламурная дамочка с маникюром...
Но вот православие через слово, вне зависимости от исторических реалий, просто раздражает.
Но ведь и ребёнку ясно, что 40 лет - тогда была почти старость, тем более для женщин.
Ну захотелось снять по Гоголю - ну и снимай по нему же... без патриотического подтекста.
Почему бы и Бортко было оттуда же не взять?
Автору что, в школе двойку поставили за сочинение по \"Тарасу Бульбе\" - вот он и отыгрывается?
Что, однако, не повод пытаться трясти бельишком Гоголя.
Но девочка, а может быть вовсе и не девочка, но точно не простодушная, в чем сразу же сама признается, четко выполняет поставленную задачу.
Выполнит или нет, зависит от нас с вами, читателей-писателей.
Задачка простая и незатейливая: опошлить и опустить ниже плинтуса и повесть, и Гоголя (чуете, говаривали, Гоголь женщин побаивался), и Русь (широкую Русь, без деления на РФ-э, Украины и Белоруссии, как ее понимали большинство современников Гоголя), и русских людей, для которых дороги великая Россия и Православие, как основа ее существования.
В ход идут дешевые трюки, которые совершенно непригодны для оценки художественного произведения (впрочем, вспомним, что цель пасквиля соверешенно в другом) типа справки из энциклопедии о Сечи, анализа возраста жены Тараса (дама, правда, не знает или не хочет знать, что женщина, да и мужичок 40-45 летнего возраста 400 или даже 50 лет назад сильно отличались внешним видом от сегодняшних их сверстников, могла бы для интереса съездить куда-нибудь в Африку или ЮВА и посмотреть на тамошних, слабо задетых цивилизацией, аборигенов зрелого возраста и их вид) или же...
У Гоголя запорожцы были отвязные, кровавые бандиты, а у Бортко стали народными мстителями. А теперь выдерните этот подлейший эпизод из фильма.Что останется? Неизвестно отчего с пьяну возбудившаяся банда, которая мочит всех подряд без разбору, ради ЦЕХИНОВ.Голос за кадром постоянно про это говорит.Гнусный бюджетный заказ.Вокруг все враги,внутри пятая колонна, вперед за веру (какую к черту веру).Это у Янкеля вера. Униженного,гонимого, тащущего за собой веря из поколения в поколение.
Автор этой статейки наверное никак не может простить Гоголю, что он написал два самых страшных для Российской империи произведения - \"Ревизор\" и \"Мертвые души\". Ведь он описывал не только тогдашнюю империю. Но и сегодняшнюю. Актуальность Гоголя не изменялась ни с приходом большевиков, ни с развалом Союза, ни с очередной сменой президентов. И пьеса и поэма Николая Васильевича бессмертны. Остается только менять фамилии. И суть мертвых душ.
Даже Дюма, с присущим ему чувством юмора, рассмеялся бы этому сравнению.
Достоевский, например, считал Гоголя своим учителем (в каждом его произведении есть хоть одна ссылка-упоминание или на Гоголя или на его произведения). Или Достоевский тоже не так \"тонок\" как Дюма?
И как много мнений и желающих свое мнение обозначить... Но хоть бы кто-нибудь вспомнил о \"Тарасе Бульбе\" снятом в Штатах лет пять-семь назад
клевали поп-корн только сильно молодые, они же и пытались хлопать, когда фильм закончился..
Те, кто учился в 7 классе(как говорил у нас один профессор), откровенно возмущались зря потраченным временем и особенно тем, что аплодировавшие в конце фильма , теперь будут считать Тараса Бульбу национальным героем, типа Ильи Муромца)
\"Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на све-те; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачест-во - широкая, разгульная замашка русской природы...\"
\"Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский...\"
\"...Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.\"
\"- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет вре-мя, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близ-кие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..\"
Кроме того возьмите текс \"Тарас Бульба загоните его в Word и попытайтесь заменить слово русск на слово украин. Получите 23 ваирианта. То же самое сделайте со словом Росс - получите 6 случаев. То есть слова русск-ий-ого-ому и Росси-я-и-е упоминаются в тексте Гоголя 29 раз. А теперь подумайте много это или мало, если все произведение занимает около 30 книжных страниц.
Сразу оговорюсь я имею в виду текст именно Николая Васильевича.
Бережно сохраненный режиссером текст, оказавшийся невероятно актуальным и в 2009 году - особенно на фоне «теплых» отношений Москвы и Киева. Они нам Бандеру и Мазепу, а мы им запорожского полковника XVII века, мечтающего о приходе московского царя.
Не зря остряки даже на Украине переделали знаменитую «бульбовскую фразу» на свой лад: «Ну что, Ющенко, помогли тебе твои ляхи?»
А умирающий козак со словами: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» (прямая цитата из книги) - бальзам для тех, кому горько, что на Украине запрещают русский язык. Может, после премьеры «Бульбы» хоть кто-то вспомнит, что, по Гоголю, «великоросс и малоросс - две половинки одной души».
Гоголь ей кажется провинциальным после Дюма. Таких как Дюма, писавших \"дамские романы\" во Франции в 19 веке было не перестрелять. И у нас их пруд пруди: Дарья Донцова например и еще сотни других. Если с кем и можно сравнивать Гоголя, то с Гюго, Мопассаном, Стендалем, Флобером. Все они писали о своей родине - французы о Франции, Гоголь о малороссии.
Автор не разобрался в казаках в принципе. Запорожские казаки - это то же самое, что и донские и кубанские и уральские и т.д. Все они вышли из одного места и занимались одним и тем же. Когда российское государство усилилось, казацкую вольницу везде прибрали к рукам. Гоголь пишет о \"золотом веке\" казачества, когда оно было совершенно независимым. В этом и состоит романтический пафос повести \"Тарас Бульба\". Все казаки, по сути, русские, поэтому Гоголь и пишет о них как о русских. И потому оценивать фильм как прорусский агитпром бессмысленно.
Также бессмысленно обсуждать сюже...
А ложь заключается в том, что у Гоголя запорожцы - бандиты, а в фильме мстители. Как же ляхи на святое замахнулись - мать порубили.
Так после этого фильм имеет такое же отношение к Гоголю как Промокашка к балерине.
Первоначально идеей похода Тараса Бульбы была вовсе не месть, этого Бортко и не скрывает. Хотя очевидны недостатки сценария - об этом я уже писал. Плохие запорожцы или хорошие, но фактически получилось то, что они, как и другие казацкие сообщества на границах России выполняли роль заслона на пути не всегда добрых соседей.
Но мне кажется и в повести и в фильме запорожцы это не главное. Да и слишком большая тема для маленькой повести и 2-х часового фильма. Главное - это большое количество сильных, смелых, цельных натур, и в центре - самая неординарная личность: Тарас Бульба. Думаю, что Бортко удалось их показать, хотя у Гоголя это получилось лучше...
С первых минут фильма – происходящее просто не укладывается в уме, и особенно у Русских? Некая чубатая личность, именуемая Тарасом Бульбой, произносит пламенную речь о Святой Русской земле и Русском Товариществе (у русских – это торговая грузо/перевозочная артель) в момент ОСАДЫ Польского города и на Польской территории!!! При этом – польских народных защитников – он обзывает грязными словами и сравнивает с крысами?
Наверно Владимир Бортко, что-то перепутал. Так мог говорить Гитлер солдатам Вермахта о Священной Германской Империи и ее Великой Нации у стен блокадного Ленинграда! Но не Русский Витязь, вторгшийся даже с большого бодуна на Родину чужого Народа.
В человеческом мире принято говорить о Священной защите Родины в момент ее ЗАЩИТЫ, а не наоборот! И уж тем более – корыстных, торгово/базарных интересах, о коих так печется в фильм...
Насчёт того, что \"Русский Витязь, вторгшийся даже с большого бодуна на Родину чужого Народа\" - какого чужого народа? К тому времени поляки давно поселились в южнорусских городах. Откуда по твоему они в Киеве взялись? Или это тоже польский город?
Это просто – ПРЕДАТЕЛЬСТВО СВОЕГО РОДА – что страшнее, чем предательство ВЕРЫ. РОД рождает и держит человека живым на земле – предать своего создателя! ПЛЮНУТЬ – на свой РОД, свой Язык – и назваться – сыном другого РОДА? Да это полная охинея. Особенно в то время!
И что это за Народное Восстание в обнимку с Татарским Войском??? Да просто – ходили грабить как обычно Вскладчину. А чтобы Народы Малороссии не оскорблять (тылы для бегства) – кричали что они - русские. Детский Сад – даже духу не хватало у этих Перепуганных вояк – честно сказать про себя!
У каких Имперских сказочников вы изучали Историю? Может скоро у вас ещё Чингачгук станет Русским Вождем – в борьбе за святую Русь? А что? – до Екатерины Аляска была нашей, а значит – Индейцы Америки, ну в прочем, как по-вашему и все Европейцы вместе с Гетманами и Герцогами – точно относились к Руси!
У Русских даже – СЛОВОВ таких нет – как Гетман. И чубы мы никогда не носили с шароварами. Да и язык у нашего папы РУСА – дру...
???????????????
Меня удивляет ваша историческая безграмотность. Понятие Русь изначально объединяло Киевское и Черниговское княжества, а уж потом распространилось на Суздаль, Владимир, Новгород и т.д.
Ваше грамотейство – льеться от Прусских Лыцарей, которые все сказки писали, для безграмотных пришлых людишек. Знать надо Историю своего РОДА – а не предавать его, под дуду забугорных ВОЖАТЫХ, которых кроме ваших кошельков и рабского лизоблюдства – больше ничего не интересует. Предательство – всегда боком в Дышло встанет и водка никакая не спасет…
Княжество – от слова: Князь – ставленник от Царя… Давали всего на 4-ре года. Царство-государство он там, в Киеве отыскал. Сказки Совдеповские надо было меньше смотреть и особенно на ночь…
С XIII века Русские не могли влиять на эти земли Малороссии, так как сами находились под Татарским Игом, отбивались от Литовцев, Германской Империи, Османов и т.д.
Согласен по поводу Иудеев (религия, но не народ). На тот момент их торгашеская секта контролировала всю Европу. И первые с ними начали разбираться Испанцы, выгнав всех из страны в 3-х месячный срок.
Кстати, «благодаря» их влиянию на руководство Византийской Империи – она и рухнула, как и русская (того времени). И ничего удивительного, что они всех тогда путали, создавая интриги, заговоры и сталкивая всех лбами. Испанцы первые кто поняли, что чтобы решить свои властные и экономические проблемы, надо просто целиком избавиться от их секты.
Вопрос не в восстаниях людей, борющихся за справедливость, а в НАРОДЕ. Народ – это Родовая Община. Сравнивать Империю и ее дела с Родовой Общиной – неправильно. Дела людишек имеющих власть в Империи России – грешно сравнивать с Русской Родовой Общиной – которая защищала всегда, только свои земли ...
Т.к.Гоголь-ГЕНИЙ,а Дюма-\"всего лишь\"великий писатель...
Да и Родина пишется с БОЛЬШОЙ буквы \"Р\"...
Хотя по одной из версий россами (или русами) изначально называли Рюрика и его соплеменников варягов. Поэтому вполне логично, что основанное в Киеве викингом Олегом государство назвали Киевская Русь.
Если народы Малороссии тогда и были – то они ещё просто читать/писать не умели, да и производством пшеницы и оружия в крупных масштабах – не занимались… Когда начались промышленные масштабы – то у Малороссцев появились деньги, аристократия и своя политическая жизнь. Вот сейчас им стараются втолковать – что они мол – Безродная Шолупень и якобы у них до Русских – вообще ничего не было. Пришел Русский царь – и всему научил тупоголовых. Тарас Картошка на чисто хохлятском там и орет у столба Полякам: что придет Царек– и вкатит вам… Ах как сладко Имперщине Российской слушать такие завывания… На такое Кино – не грех еще денег дать)))
Не путайте Истории государств и Империй – с Историями НАРОДОВ и их жизнями.
В Скифии – были тысячи народов. И Скифией она звалась – для чужеродных. И не куда не пропадала, а развалилась на несколько царств.
Давайте лучше поговорим о фильме, его достоинствах и недостатках, поскольку и то и другое имеется.
Что вам не понятно?
То, что в очередной раз на Русских вешают всякую пьяную бандитскую казачью шолупонь, которую Русские сами же и разогнали – пытаясь нас столкнуть с Поляками?
Может вам нравиться в фильме и в повести Гоголя – ГЕНОЦИД над Польским Народом во славу земли русской? Которой в Польше никогда не было!
Может вы тащитесь – когда Польский народ сжигают заживо в их церквях?
Или вам нравиться как Украинцам – пытаются всучить в зубы некие Исторические Русские корни, вешая лапшу на уши, что они от русских все произошли?
Вы сами то – какого Народа будите?
И поробуй Испанцу - скажи что он не Испанец, ибо это этнос - а чисто Европеец... Я посмотрю на тебя - как тебе Кабальеро мозги на место поставит, а тот же Британец - пивной кружкой сразу лоб прочистит... за этнос...
Пропаганда? Автор поста, прочтите не поленитесь, около 30 страниц, прежде чем заявлять о \"Тенденциозности и неловкой политизированности\", а также лезть в исторические подоплеки.
ПРОТОТИП ГОГОЛЕВСКОГО ТАРАСА БУЛЬБЫ - ГЕТМАН ОСТАП ГОГОЛЬ, ДАЛЕКИЙ ПРЕДОК ПИСАТЕЛЯ./\"Исторический прототип Тарса Бульбы это предок Николая Гоголя атаман Остап Гоголь \"С началом 1664 года на Правобережной Украине вспыхнуло восстание против польской власти и гетмана Павла Тетери, которым руководили Сулима, Семен Высочан и Иван Сирко. Большую поддержку оказывал им левобережный гетман Иван Брюховецкий. О. Гоголь сначала поддерживает восставших. После того, как польские войска начали наступление на Брацлавщину, он вместе со своим полком переходит из Могилева в Брацлав и там укрепляется.
Одной из главных причин этого перехода было то обстоятельство, что коронный гетман С. Потоцкий не отпускал из Львова двух сыновей Гоголя, которые учились там в одном из учебных заведений. «И сыновей моих, если будет разрешение Вашей Гетманской Милости, то разреши им на короткое время приехать домой при паспорте Светлейшего, Его Милости, Господина Гетмана (Тетери - Авт.)», — писал О.Гоголь в канцелярию коронного гетмана. Последний сознательно затягивал с выполнением этой про...