Иллюзия новой сытости российских чиновников
Угроза эйфории российских властей от выхода мировой экономики из кризиса не менее опасна, чем угрозы, которые несет России сам этот кризис.
Российские чиновники на фоне относительно благоприятной экономической конъюнктуры последних недель – отечественный фондовый рынок растет, доллар падает, нефть на мировых рынках достаточно последовательно дорожает – начинают демонстрировать публичный оптимизм. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уверенно заявляет в эфире телеканала «Вести-24», что девальвация рубля (еще в сентябре – октябре прошлого года правительство говорило, что ее не будет вовсе) закончена, а в конце 2009 года в России даже может возобновиться экономический рост. Хотя примерно месяц назад тот же Шувалов говорил, что кризис продлится не менее трех лет. Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач также заявляет журналистам: «Ожидается, что рост будет в четвертом квартале». Совмещенный с рассмотрением Думой кризисного варианта бюджета-2009 в Думе и назначенный на 6 апреля отчет Владимира Путина о работе правительства на фоне такой конъюнктуры тоже может стать докладом о «признаках возвращения путинской стабильности» сытых нулевых.
Впрочем, учитывая, что самопиар в форме монолога – единственный способ общения власти с народом, нельзя исключать и того, что рубль опять начнет падать как раз после 6 апреля, когда Путин, несомненно, успешно отчитается перед полностью подконтрольной ему Госдумой, депутаты которой не посмеют задать премьеру неприятные вопросы.
У российской власти действительно может возникнуть эйфория и уверенность, что все начинает рассасываться и рассосется само собой. И можно не сомневаться, что если кризис власть упорно именует мировым, упирая на внешний характер его причин, то любые признаки улучшения в отечественной экономике будут объявлены результатом мудрых действий правительства, а не выправления мировой конъюнктуры.
В России государство традиционно проводит модернизационные реформы по принципу «пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Более того, чаще всего даже грянувший гром становится сигналом не к модернизации, а к ужесточению традиционалистского уклада, проще говоря, к «закручиванию гаек».
Две самых масштабных модернизации экономики в истории России — при Петре Первом и Иосифе Сталине — едва ли могут быть примером для подражания в ХХI веке. Обе эти модернизации были оплачены гигантскими человеческими жертвами, а в итоге все равно не сделали страну по-настоящему конкурентоспособной в гражданской экономике, не приблизили ее по уровню жизни к наиболее развитым государствам планеты, способствуя разве что наращиванию военного потенциала.
В сегодняшних условиях наличие большого количества современных вооружений (нынешняя Россия не может похвастать даже этим, оружия у нас по-прежнему очень много, да только оно на 90% старое, как признал на недавней коллегии Министерства обороны глава этого ведомства Анатолий Сердюков) не является критерием конкурентоспособности государства. А снова проливать «реки крови» ради модернизационного скачка и бесчеловечно, и бессмысленно. При этом власть сама должна осознать: бесконечно делить нефтедоллары, проливавшиеся на Россию все 2000-е годы, казалось, нескончаемым потоком, между личными друзьями нынешнего премьер-министра РФ все равно не получится – даже если мировая конъюнктура начнет выправляться.
У России как не было, так и нет современной диверсифицированной экономики, в пещерном состоянии находится инфраструктура (дороги, жилой фонд, больницы, школы, ЖКХ). Изменить это положение вещей можно только, во-первых, при наличии реальной воли власти к модернизации, и во-вторых, при активном, но не насильственном, а экономически мотивированном вовлечении в модернизационный проект частного бизнеса и всего трудоспособного населения. Для этого государство должно для начала на порядок уменьшить давление на частный бизнес, создать условия для долгосрочных инвестиций, трансформировать политическую систему и изменить саму атмосферу в стране таким образом, чтобы люди почувствовали: от нас тоже зависит, какой будет Россия.
Пока в стране нет ни политических, ни социальных условий для модернизации. Единственная реальная задача действующей власти на сегодняшний момент — сохранение своего политического статуса и доходов своих бизнесов.
Понятно, что к любым экономическим прогнозам любых правительственных чиновников, причем не только российских, сейчас нужно относиться со скептической осторожностью. По большому счету, нигде и никто не знает, когда и как начнет выправляться мировая экономика. Но российская власть уже сейчас должна понимать: при всей зависимости от мировой экономической конъюнктуры, Россия пока не имеет полноценной национальной экономики. И ни США, ни Западная Европа такую экономику за нас не создаст.
Так что стратегически выйти из кризиса за счет США и вместе с США у России не выйдет — иллюзий на сей счет быть не должно. Россия все равно неизбежно должна будет заниматься созданием эффективной национальной экономики — тем, что наша власть благополучно не делала при президентстве Путина, находясь в эйфории от сугубо внешних факторов. Тем, без чего благополучие России невозможно в принципе.
Комментарии
Неуже ли не ясно, у нас лживые политики, лживая статистика, лживые выборы, лживая страна.
Даже если на выборы прийдет один человек, а он обязательно прийдет из их стана все равно явка 57%, за них 67-76%.
А что бы этого не было, мы все вместе дружно должны попросить их этого больше не делать.
Да никто не верит, что правительство может реально противостоять кризису. Всё население только и надеется, что через год-полтора он как-то поутихнет во всем мире (либо сам, либо при содействии правительств других стран, более мудрых).
Поэтому не успеем у них что-то перенять, как выясняется, что они снова впереди. Только расстоянии увеличилось. И надо догонять снова. Боюсь, что мы подходим к пределу, когда гонка становиться бессмысленной
Народ! Будьте реалистами! Бум сидеть и не булькать...Просто ждать, когда буржуи с кризисом разберутся и цены на нефть подымут...до следующего кризиса.
==========
Нет, не сплошнаф. Кризисы - периодические.
Сплошной кризис - это совок. Там не было периодов - кризис был один, но фатальный.
Этим отличается капитализм от совка.
==========
Надо было раньше думать и строить экономику, а не стабфонд создавать, теперь его распилят, а что дальше будут делать?
==========
Очередная глупость - фонды нужны - будущих поколений. резервные, стаб - и пр.
Использование их - это другое.
==========
Выход один сгруппировать силы, национализировать
==========
Да-да - отнять и поделить (с) сукин сын Шариков.
==========
основные ведущие отрасли экономики, заставить их работать на страну и население, и таким образом постепенно(быстро не получится) выйти из кризиса...Другого пути для страны просто не существует, кто бы, что не кричал, дес...
Я и то думаю, а умеем ли мы что-то серьёзное делать, как общность, как государство?
Или только плыть по течению?