Парфюмерную моду теперь диктует стиль \"унисекс\"
Недавно по приглашению компании Oriflame Ригу посетил всемирно известный парфюмер Марк Бакстон, создавший не только новые духи для этой шведской марки, но и такие хиты, как большинство странных ароматов Comme des Garcons, популярные Givenchy Amarige Mariage, изысканные Cartier и Chopard, молодежные Paco Rabanne Black XS For Her, а также многие другие. Мы встретились с мастером, чтобы разобраться в современном изобилии парфюмов, а также узнать об ароматных тенденциях на ближайшее время.
— Марк, вы 24 года в ароматном бизнесе… Как изменилось отношение женщин к духам за последнее время?
— Очень сильно. Во-первых, вышли на первый план тренды, которые сегодня меняются очень стремительно. Чем дальше, тем быстрее. Во-вторых, парфюмерия стала аксессуаром. Вы относитесь к ней проще, меняете легче и быстрее. Сегодня уже никто не держит один парфюм на все случаи жизни, как моя мама. Мы меняем аромат, как нижнее белье, — кто-то каждый день, кто-то раз в неделю. (Смеется.) Это зависит от моды, от настроения… И это нормально. Почему вы должны пахнуть все время одинаково? Для вечеринки, к примеру, не подойдет свежий летний аромат — нужно что-то более тяжелое, сексуальное, смелое.
— Каковы ароматные тенденции сегодня?
— Главный тренд — это смена ролей: женские духи стали более брутальными, мужественными. В них часто встретишь дерево и специи, прежде типичные только для мужских парфюмов. Я сам, начиная работу над ароматом, сильно не задумываюсь, получится ли он женственным или мужественным… Граница, разделяющая парфюмы по полам, стала более прозрачной. Мужские и женские запахи сильно приблизились друг к другу. Поэтому один и тот же мой аромат могут носить все, кому он понравится: женщины, мужчины, геи, бабушки… На многих духах сейчас вообще перестали писать, для кого они.
Второй тренд — это «съедобные ноты». В качестве примера можно привести уже ставший классикой Angel, который напоминает сахарную вату. Вот с тех пор мы и продолжаем работу с аппетитными ароматами, только сейчас они стали более изысканными — пралине, карамель, шоколад…
Ну и третье направление — это «зеленые ноты». Например, аромат зеленой травы, зеленых фруктов…
— Сейчас ежегодно появляется около 800 парфюмерных новинок. Как вы думаете, не обесценивает ли это духи?
— Действительно, рынок парфюмерии сейчас переполнен. Каждый день выходит 2-3 новинки. Просто невероятно! Мы еще не выпустили аромат, а работа уже кипит над следующим — вот так сейчас работает индустрия. И мы знаем, что наше творение пробудет на рынке год или два, а потом его заменят и забудут навсегда. Больше не существует системы, которая занималась бы поддержкой аромата, развитием его популярности, — это просто никому не нужно.
— А разве каждый год выбирать новый «любимый аромат» не утомительно?
— Многие с вами согласятся, поэтому в мире и набирает обороты «нишевая парфюмерия». Люди озадачены и растеряны, они не знают, как справиться с таким количеством новой парфюмерии. Когда вы идете в парфюмерный магазин, он полон самых горячих новинок. Вам советуют купить новый Dior, или новый Magnifique под соусом «Это лучший аромат сезона!». И никто не предлагает взглянуть на старые добрые духи. Магазины хотят продавать только самое новое и свежее. Меня очень смешит, что, зайдя в Sephora или другой знаменитый магазин, мы словно в салоне звукозаписи, всегда можем найти топ-20. Что это за ерунда?! Здесь же продают ароматы, а не диски!
Также очевидно, что сегодня большинство людей не хотят тратить время на поиск «своего аромата», не хотят понять его, услышать, как он развивается и раскрывается на их коже. Они идут в бутик, нюхают бумажные блоттеры: «Ах, этот мне не нравится, а этот нравится, беру!» Никто уже не думает, что через час аромат изменится, раскроется…
И вы могли заметить, читая интервью со звездами кино и другими знаменитостями, что никто из них давно уже не говорит о популярных духах. Если, конечно, их не связывает рекламный контракт. Они все говорят об Annick Goutal, Serge Lutens и т. п. Все это — нишевые бренды.
— Чем отличается нишевая парфюмерия от обычной?
— Практически для всех ароматов создатели пытаются создать концепцию. У обычного аромата он, как правило, совпадает с фотографией топ-модели или стилем бренда. Нишевая парфюмерия идет глубже. Самый яркий пример — очень популярные сейчас ароматы бренда Escentric Molecules, чья идея основана на применении... одной молекулы. Такая идея гораздо более оригинальна и креативна, чем просто разработка новой версии такого-то аромата с новым цветом упаковки, ведь нишевые парфюмеры чувствуют себя свободными от мысли, что им обязательно нужно продать 10 миллионов флаконов.
Они пытаются сказать что-то личное, важное, пусть даже тиражом всего лишь в 5000 экземпляров.
Разумеется, я сам делаю традиционную парфюмерию для крупных брендов — это моя работа в 90 процентах времени, этим я зарабатываю. Но 10 процентов я трачу на создание моего собственного мира, в который входит то, во что я верю, что мне нравится, мои самые яркие впечатления и удивительные моменты жизни. Мои собственные ароматы построены вокруг настроения и страсти. Например, «Английский завтрак», в котором мое впечатление от Японии, от рыбного базара ранним утром, от еды, от замков в Киото. Для меня он пахнет Азией. Еще у меня есть аромат «Безымянный» - я хотел назвать его в честь итальянской моторной лодки Riva, которую начали делать в 30-е годы из красного дерева в стиле ар-деко - очень красиво. Во всех старых фильмах, например с Софией Лорен, вы всегда увидите эту моторку. Ее и сейчас делают практически без изменений - очень шикарно. Но имя оказалось защищено торговой маркой, а другого я не хотел. История же аромата такова: я был в Италии на озере Комо с друзьями, наступал вечер, садилось солнце… Мы пили мартини с оливкой, сидя в старом баре и глядя на красивейшее озеро… И в воздухе разносился аромат апельсинового цвета. К берегу причалила эта самая Riva, из которой вышла пара… И вот всю эту картину, это ощущения счастья - все я вложил в аромат.
В Риге мои ароматы пока не купить, а в Москве уже можно. В парижском Colette, в Германии, в Швейцарии… Нишевые ароматы не такие доступные, как обычные, но я уверен, что однажды они доберутся и до Риги.
— Во времена кризиса отдавать предпочтение духам подешевле или разориться на одни, но дорогие?
— Я уверен, что разница в цене парфюмерии определяется ее качеством. Без сомнения! Разумеется, и цена упаковки играет роль, но не такую значительную. К примеру, если я работаю для крупной марки уровня Givenchy, то бюджет аромата составляет гораздо больше, чем, к примеру, для Salvador Dali. Чтобы добиться качества, чтобы использовать более стойкие ингредиенты, более натуральные продукты, для всего этого нужны деньги.
Есть большой рынок копирования ароматов. Заказчик говорит мне: «Я хочу что-то похожее на Magnifique, потому что он популярный». Разумеется, бюджет гораздо скромнее, чем у Lancome. И я сразу предупреждаю, что аромат будет хоть и похожий, но менее стойкий. Ты не можешь сделать аналог, если не потратишь столько же денег. Поэтому я всегда за отличные и качественные ароматы.
— А какая концентрация предпочтительнее всего? Стоит ли экономить, покупая более легкую концентрацию?
— Раньше, лет 20 назад, формула духов отличалась от формулы для туалетной воды. Создав сначала туалетную воду, а потом, решив сделать духи, нам приходилось использовать более дорогие и натуральные ингредиенты, чтобы сделать аромат богаче и сильнее. Сегодня этой практики больше не существует. Теперь выбор упаковки - это только вопрос цены. Ну и хотите ли вы, чтобы аромат был легче и быстрее выветривался.
— Как вам кажется, аромат - это хороший подарок?
— В том случае, когда он идет от сердца. Многие спрашивают меня, какой аромат я бы посоветовал им. Откуда мне знать?! Аромат - это очень личное. Если бы мы были знакомы и я хорошо знал вас, то я мог бы дать вам духи, которые, по МОЕМУ мнению, соответствовали бы вашей личности. Как бы МНЕ хотелось, чтобы вы пахли. Да, на коже он может измениться, или вам он не понравится, но это не трагедия. Я совершенно точно никому не подарю то, что мне не нравится самому. Например, мой любимый женский аромат - это Feminite Du Bois от Shiseido. Даже самая уродливая женщина в мире, на мой взгляд, будет выглядеть с ним красавицей. Я действительно думаю, что с помощью аромата можно сделать женщину красивее. И наоборот: красавица подурнеет, если выберет неправильные духи. Но решающую роль играет все же запах тела. Если он неприятный, то все, шансов никаких. Никакими духами не поможешь. Так действуют феромоны - кому-то мы нравимся, а кому-то нет. У вас наверняка был бойфренд, который был очень милым и привлекательным, но его запах сразу расставлял все по местам - все, никакого секса не будет. А я знаю людей, которые маленькие и толстые, но их запах прекрасен и манит невероятно.
— А вам не кажется, что духами мы эти натуральные запахи забиваем?
— Нет, не думаю. Любой парфюм пахнет по-разному на каждой женщине, смешиваясь с ароматом кожи. Это и создает неповторимый аромат.
Комментарии