Страхование: вранье с особым цинизмом
«Выплаты должны начаться с 1 марта», — в один голос вторили клиентам и две секретарши с ресепшена в центральном офисе компании «Метрополис», и ее гендиректор Игорь Украинский.
Правда, в речах этого господина, произносимых перед клиентурой и в разговоре с корреспондентом «Часкора», уже во второй половине февраля была ощутимая разница.
«Уважаемая Федеральная служба страхового надзора заваливает нас всевозможными предписаниями, которые являются поводом остановить работу компании, — говорил мне Украинский 18 февраля. — Это причина того, что никто не может тут нормально работать… Кто здесь отказывается выплачивать? Нет, мы как раз не отказываемся. Вы что, записываете меня? Я же сказал, что не даю интервью, и, если вы всё это опубликуете, знайте, я не предоставлял вам никакой информации, я вообще не комментирую эту ситуацию. Когда нам дадут нормально работать, тогда и будем осуществлять выплаты. Они приостановлены временно, а в марте мы начнем платить. Я даже не знаю, о чем вам писать, не о чем вам здесь писать».
Чуть позже выяснилось, что наша встреча была в один из последних дней работы г-на Украинского. Который искренне полагал, что потери сотен и сотен людей, потратившихся на страховки, но не получающих никакой компенсации (или ремонта своих авто) аж с сентября, не представляют публичного интереса.
«Денег у нас нет, идите в суд»
Центральный офис на Новой Басманной — теперь единственный, что остался у «Метрополиса» в Москве. Центр выплат в Токмаковом переулке, в коридорах которого последние месяцы собирались толпы возмущенных людей, закрыли. До этого на его дверях висело объявление: «Выплаты временно не производятся». Люди отстаивали свои очереди, шумели в прихожей, потом получали тот же ответ про март в кабинете и расходились ждать весны.
Весной «Метрополис» объявил своим клиентам, что компания банкрот. Эту новость людям озвучивали те же уставшие секретарши на ресепшене в центральном офисе. «Везло» тем, кто приезжал лично, потому что дозвониться до компании не представлялось возможным. А диалоги с клиентами были примерно такими:
— Денег нет. Копируйте свои документы и идите в суд, — объявляли секретари.
— Вы можете дать мне письменный отказ?
— Ничего мы не даем. Наша компания банкрот.
— Ее еще официально не объявили банкротом.
— Мы сейчас готовим все документы.
— Но ведь вы же сами говорили мне зимой, что деньги будут в марте.
— Ну мы просто очень на это надеялись…
Секретаршам тоже можно посочувствовать. В холле и на лестнице тишина — почти все сотрудники уволились еще в феврале, успев даже немного и побастовать из-за невыплаты зарплат.
— А сколько вам ущерба насчитали? — полюбопытствовала одна девушка, делающая ксерокопии документов.
— Экспертизу провели, но сумму так и не назвали. Я показала машину в техсервисе «Авес-Пежо», там посчитали, что ремонт обойдется где-то в 60 тыс. рублей.
— Ой, это еще ерунда! Тут люди приходили, которые аж на 700 тысяч попали. Вот где страсти кипели, некоторые даже пытались на нашего зама наброситься. Устала я уже всё это копировать, посмотрите, какие у меня тут стопки ваших заявлений. Выше, чем я…
Был в розыске — стал гендиректором
Если б не несколько странных моментов, то историю с компанией вполне можно было бы объяснить финансовым кризисом.
Сейчас делом «Метрополиса» занялся отдел по борьбе с экономическими преступлениями ЦАО города Москвы. По словам представителя ОБЭПа, подано уже более 70 заявлений от граждан. И число пострадавших с каждым днем растет. В первую очередь настораживает то, что клиентам несколько месяцев не говорили об истинном положении дел компании.
Между тем «Метрополис» вел свою деятельность в десятках городов России. По данным Росстрахнадзора, его сборы только за прошлый год составили 693 млн рублей. Как написано на официальном сайте компании, ее сборы по добровольному автострахованию (КАСКО) — 308,2 млн рублей, по ОСАГО — 164,4 млн рублей.
В декабре 2008 года была отозвана лицензия у контролирующего ее банка «Электроника». По некоторым оценкам, несмотря на все сборы, компания наделала долгов на сумму около 200 млн рублей.
Чуть позже, 23 января, на сайте «Метрополиса» появилась информация о смене собственника: «Владельцы страховой компании «Метрополис» <…> продали полный пакет акций компании частным лицам, представляющим интересы финансовых групп и крупных сетевых брокеров... Стороны договорились не раскрывать финансовые условия данной сделки. Состав акционеров САО «Метрополис»: И.А. Украинский, В.Д. Владимирова, П.Б. Тесалин, В.Б. Тесалин. Игорь Украинский назначен новым генеральным директором САО «Метрополис».
Но дальше еще интереснее — тот самый Игорь Украинский с мая 2008 года числился в черных списках Федеральной службы страхового надзора под № 34 и находился у них в розыске. По каким причинам ему удалось купить компанию, неясно до сих пор. Сам Украинский объяснял, что попал в список по ошибке. В ФССН обещали разобраться.
25 февраля фамилия Украинского вдруг исчезла из черного списка. То ли Украинского нашли, то ли там действительно решили, что он затесался в перечень по ошибке.
Отметим, что ранее Украинский работал в компании «Коместра-Центр», выступавшей агентом страховщика МРСС по продаже полисов ОСАГО. После банкротства «Коместра-Центра» в августе 2005-го Украинский купил «Фиделити-Резерв». После этого МРСС обвиняла «Фиделити-Резерв» в незаконных продажах ее полисов, но та предъявляла МРСС аналогичные обвинения. В итоге лицензии всех трех компаний были отозваны.
«По закону Украинский вообще не имел права занимать должность гендиректора страховой компании, у него нет ни финансового, ни экономического образования, а только техническое, — говорит «Часкору» один из крупных страховых брокеров. — Еще странно, что компанию купили физические лица. У меня напрашивается вопрос: зачем им была нужна компания с долгами? Зачем вы сначала покупаете компанию, а потом почти сразу же объявляете ее банкротом? Это уже не первый случай с Украинским. Компании, в которых он раньше работал, тоже теперь не существуют».
И вот 26 февраля ФССН приостановила действие лицензии на страхование и перестрахование у компании «Метрополис» «в связи с неисполнением надлежащим образом в установленный срок предписания Инспекции страхового надзора по Центральному федеральному округу». Ей приказали устранить нарушения в 30-дневный срок. Кстати, один из владельцев полиса ОСАГО утверждает, что даже после приостановления лицензии ему звонили из компании и предлагали продлить страховку, на что после 26 февраля они не имели никакого права.
Вместо устранения нарушений «Метрополис» срочно запускает процедуру банкротства. И тут, внимание, следите за ручками…
«Если у страховой компании отозвана лицензия и она отказывается платить по своим обязательствам, нужно немедленно подавать в суд, — уверен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Нужно просить наложить арест на имущество компании, чтобы она не успела его раскидать и уничтожить. Это можно сделать даже в досудебном порядке. Просто люди у нас ленивые, а компании хитрые — водят людей за нос, чтобы быстрей их объявили банкротами. Если они успеют, то что-либо получить людям будет практически нереально».
«Отдать им все раздолбанные машины»
Центры техобслуживания теперь не принимают направления от «Метрополиса». Например, в «Авес-Пежо» «Часкору» сказали: «Мы приостановили сотрудничество с ними, они с декабря не перечисляют деньги за ремонт. Их клиентов обслуживаем только за наличные».
«Я раньше даже не слышала про «Метрополис», — сетует автомобилист Юлия Горских. — Пришла в Собинбанк, где брала рассрочку на «Опель», и там мне вручили готовый договор по КАСКО с «Метрополис». Мне не дали ничего на выбор, оставалось только подписывать».
Еще в прошлом году у Юлиной машины треснуло лобовое стекло. По направлению из «Метрополиса» она отправилась в техцентр. Три недели она ждала... и ждет до сих пор: «Больше всего в этой ситуации меня удивляет позиция Собинбанка, который всех нас кредитовал, — типа они в «Метрополисе» плохие, а мы хорошие и больше с ними не общаемся».
В самом Собинбанке заявляют, что больше не сотрудничают с компанией «Метрополис» и предлагают клиентам перезаключить договор КАСКО с другими четырьмя предложенными банком страховщиками.
«Они говорят, что расторгли с «Метрополисом» договор в декабре, — рассказывает владелица полиса КАСКО Наталия Комарова. — Разве они не должны были нас предупредить? У меня ДТП было уже в январе. Не понимаю, почему никого не пугает то, что мы все можем перестать платить рассрочку и кредит по машинам, находящимся у них в залоге, и просто отдать им все раздолбанные машины?»
«Рекомендую людям в следующий раз брать письменные распоряжения из банка о том, что они должны страховать свои автомобили только в предложенных банком компаниях, — говорит «Часкору» один из страховых брокеров, тоже бывший клиент «Метрополиса». — Потому что, если со страховой снова что-то подобное случится, человек будет защищен, он сможет прийти с претензией в банк и сказать: знаете, вы мне один раз уже порекомендовали «Метрополис», теперь отвечайте».
Раньше были обманутые вкладчики, потом обманутые дольщики, теперь пришла пора обманутых автовладельцев. Люди решили объединиться, они общаются на форумах, создали в ЖЖ целое сообщество.
Переписываясь друг с другом, они рассуждают о том, как лучше составлять жалобы: «Надо обязательно прописать, кто из работников затягивал решение вопроса, отказывал нам в выдаче документов, денег и снимал ответственность страховой компании перед клиентами. Таким образом мы добьемся и личной ответственности Украинского, и его замдиректора Кучкина».
А условный знак при личных встречах — включенная аварийка. Именно так, с надеждой на справедливость, автовладельцы теперь приветствуют друг друга.
Комментарии