Кто должен отвечать за пожары в домах престарелых?

Вот и подведены итоги проверки пожарной безопасности домов престарелых. "55 процентов соцобъектов эксплуатируются с нарушениями правил пожарной безопасности", - отрапортовал главный государственный пожарный инспектор Геннадий Кириллов. 118 заведений действуют "без правового статуса" - это уже из доклада генпрокурора Юрия Чайки. В результате 5500 чиновников и 437 граждан привлечены к административной ответственности.

В 2007 году, спустя неделю после того, в доме престарелых в Ейском районе Краснодарского края сгорело заживо 63 человека, МЧС объявило, что "после этой трагедии организованы внеплановые проверки на всех социальных объектах, где круглосуточно находятся люди". Так что, можно сказать, поручение президента Медведева проверить состояние домов престарелых МЧС выполнило еще за два года до того, как его получило. Только старикам в Коми это не помогло. И дело не в качестве проверок. Уверен, они, как и нынешние, выявили массу нарушений. И строгий суд над руководителями сгоревшего в 2007 году дома престарелых, приговоривший директора и его заместителя к 3 с половиной и 4 годам лишения свободы, тоже ничего не изменил. И не мог.

Еще раньше, в 2003 году, в якутском поселке Сыдыбыл 22 ребенка погибли во время пожара в школе. Ее директор получил 5 лет лишения свободы. Но разве это кара для него? Ведь в числе погибших - его собственный сын?! Неужели кто-то поверит, что директору было плевать на судьбу хотя бы своего ребенка? Тогда даже профсоюз работников образования Якутии заговорил о катастрофическом положении сельских школ, многие из которых могут вспыхнуть точно также. Но, несмотря на это, школы продолжают работать. Других зданий нет, и, если опасные школы закрыть, негде будет учить детей.

В феврале этого года МЧС проверило 9453 объекта. Более половины из них работают с нарушениями. Но лишь эксплуатацию 128 из них суды постановили приостановить. Но это еще не значит, что их уже закрыли. Скорее всего решения районных судов будут обжаловаться и будут отменены. Сколь бы чудовищными ни были выявленные прорехи в пожарной безопасности, дома престарелых, школы, больницы, интернаты, детские садики - их невозможно закрыть.

Сразу возникнет вопрос: куда девать стариков, детей, больных?

"Распихать" по соседним, более благополучным заведениям? Не получится. Мест нет, а если класть стариков в неприспособленных помещениях, в коридорах, то вслед за госпожнадзором придет санэпиднадзор и тоже потребует "приостановить эксплуатацию" из-за нарушений санитарных норм. А они, как и любые правила, тоже написаны, как говорится, "кровью жертв".

Если школу признают негодной, детей придется возить в школу в соседнее село. Стало быть, потребуется специальный автобус (которого нет), а кроме того, расстояния для таких перевозок тоже регламентированы. И, как показал опыт, тут попытки обойти жесткие запреты чреваты жуткими автомобильными авариями с гибелью детей.

Можно еще раз отправить в отставку главу района. Посадить еще одного директора дома престарелых. Но это не поможет. Понятно, откуда берутся дома престарелых "без правового статуса". Для статуса нужно приспособленное здание, отвечающее всем требованиям, санитарным, пожарным и прочим. Таковых нет. А старики есть. Если их оставить в квартирах, то они там умрут, без помощи. Вот и хитрят местные начальники. Нет "статуса", и виновных в случае чего тоже нет. Хотя уж чего-чего, а кому предъявить обвинение, у нас всегда найдут.

Отсюда вывод: гнев президента, потребовавшего проверить состояние дел в домах престарелых, понятен. Конечно, можно удовлетвориться отставкой очередного главы района и арестом директора дома престарелых. Но все-таки, когда главе государства будут докладывать о результатах проверок, очень хотелось бы увидеть на совещании не только контролеров, но и министра финансов и министра регионального развития. Взамен развалившихся школ, детдомов, домов престарелых, больниц и других "социальных объектов" нужно строить новые. В нищих райцентрах, селах и станицах с этой задачей без помощи федеральных и региональных властей не справятся. Если не появится такая программа, не будут выделены деньги, то очень скоро на каком-нибудь кладбище прибавится несколько десятков могил.